Цели урока:
- Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума
- Познакомиться с обитателями аквариума
- Научиться поддерживать экосистему аквариума
- Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
- Развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей
Оборудование:
- картинки для групповой работы (лист формата А3, рыбки, растения, укрытия, водонагреватель, фильтр, термометр);
- иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
- учебник и рабочая тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1
- проектор;
- презентация
- мультфильм «Фиксики. Аквариум»
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
– Я прошу прочитать вас высказывание писателя Виталия Бианки.
«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!”
– Как вы понимаете эти слова? Какой урок в
школе в большей степени посвящён таким открытиям
и исследованиям? (Окружающий мир)
– Тогда давайте начнём.
– Опишите сходство и различие этих фрагментов
(слайд с фотографиями разных экосистем) (Должны
сказать, что это всё экосистемы, похожи своими
элементами: воздух, вода, почва, производители,
потребители, разрушители, а отличаются
теми животными и растениями, которые населяют
каждую экосистему)
– Так что же такое экосистема? Это такое
содружество живой и неживой природы, где каждый
обитатель чувствует себя как дома, и совместными
усилиями поддерживается круговорот веществ.
– На какие группы можно разделить эти
экосистемы? (Естественные и искусственные,
замкнутые и незамкнутые)
– Чем отличаются эти две группы? (Искусственные
экосистемы созданы человеком и он поддерживает в
них круговорот веществ)
– Приведите пример (экосистема поля).
– Какие “профессии” в круговороте веществ на
поле приходится выполнять человеку? (Разрушителей
– внесение минеральных веществ, вспашка полей,
прополка, борьба с вредителями; потребители –
собирает урожай)
– Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили
хорошо.
2. Изучение нового. Постановка проблемного вопроса
– Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одной экосистемой. Вероятно, вы сможете её назвать, если разгадаете загадку:
Посмотрите дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы. (Аквариум)
– Можно ли аквариум назвать
экосистемой?
– К какой экосистеме можно отнести? (К
искусственной)
– Какая по размеру экосистема аквариума? (Маленькая)
– Легко ли создать искусственную экосистему?
Что для этого необходимо? (Знания) – Каждый
человек при желании может создать экосистему.
Для этого необязательно быть волшебником.
– Давайте посмотрим, как удалось Лене создать
такую искусственную экосистему.
– Работа в учебнике стр. 74. Почему же Лениным
рыбкам так трудно дышать? (Лена забыла поселить
в аквариум растения. Они выделяют кислород и
рыбкам легче дышать)
– Так на какой вопрос мы должны сегодня ответить?
(Как правильно создать искусственную
экосистему — аквариум?)
3. Поиск решения проблемы. Работа в группах
– Давайте ещё раз повторим, какие части
обязательно должны присутствовать в экосистеме:
воздух, вода, почва, производители, потребители,
разрушители.
– В аквариуме разводят разнообразных красивых
рыбок. Но чтобы рыбки жили долго и могли
размножаться, необходимо подготовить для них
соответствующую среду обитания.
– Давайте поработаем в группах. У каждой группы
на столе лежат картинки. Попробуйте создать из
них аквариум, выбирая только необходимое. (Дети
работают в группах, наполняя аквариумы, через 5
минут работы выставляются на доску и
предлагается рассказать, как создана экосистема.
Отмечается самая чёткая и правильная работа)
Физминутка в момент усталости.
– Давайте составим инструкцию по
созданию аквариума.
– С чего начать?
1. Подготовка грунта. Для этого
специально подбирают промытый, крупнозернистый
песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно
аквариума ракушки не следует, так как вода от них
становится жёсткой.
2. Высаживают водные растения. Они составляют
основу создаваемой экосистемы, обеспечивая
производство кислорода, поглощение углерода и
создание органических веществ, необходимых
рыбкам для питания. Так же растения служат
декоративным целям.
3. Заполнение водой. Водопроводную воду
сначала отстаивают 5-7 дней. А после заполнения
аквариума воду необходимо чистить и фильтровать
не реже, чем один раз в неделю. Для аквариума
подбирают таких рыб, которые обитают в природе в
одних районах (географический принцип), либо
таких, которые живут в одинаковых условиях
окружающей среды (биологический принцип).
Рекомендуется холодноводных рыб содержать
отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.
– В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.
4. Применение полученных знаний. Закрепление
– И даже, если вам удалось создать такую искусственную экосистему, дальнейшее её существование полностью зависит от вас. Давайте посмотрим, что может произойти, если человек допускает ошибки при уходе за обитателями аквариума. (показ мультфильма «Фиксики»)
Обсуждение допущенных ошибок.
– Давайте откроем учебник на стр. 75 и
поближе познакомимся с обитателями аквариумов. (Работа
с учебником)
– У кого из вас есть аквариум с его обитателями?
– Какие советы вы могли бы дать тем ребятам,
которые хотят иметь аквариум и заниматься
разведением рыб?
– Самое главное – нужно понимать, что создать
искусственную экосистему, даже маленькую,
трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к
маленьким друзьям.
– Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум
существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали
все компоненты экосистемы, а его обитатели
поддерживали круговорот веществ.)
– Давайте составим схему взаимосвязей в
экосистеме аквариума
– К какой профессии относятся рачки, улитки,
дафнии? Почему? (Мусорщики, они очищают
аквариум и воду от остатков пищи, отходов).
– Рыбы связаны с водорослями, т.к. рыба питается
водорослями. Со временем водоросли, рыбы и другие
организмы умирают, превращаясь в мёртвые
организмы, которые перерабатываются улитками,
бактериями, рачками, дафниями и превращая эти
мёртвые организмы в питательные вещества для
водорослей.
Водоросли – рыба – мёртвые организмы – рачки, улитки, дафнии, бактерии
– Давайте представим, что в аквариуме исчезли
все улитки, рачки, дафнии. Изменится ли
жизнь в аквариуме? Почему? Кто может помочь
рыбкам? (Человек).
– Какой можно сделать вывод? (Аквариум – это
искусственная экосистема).
5. Здоровьесберегающий момент
– Ребята, рыбки ещё являются успокоительным средством для человека. Они восстанавливают его работоспособность, снимают нервное напряжение, расслабляют, человек после общения с рыбками становится психически устойчивым, доброжелательным.
– Итак, так ли необходим аквариум в жизни человека? Для чего он нужен?
- Увлечение
- Путь к познанию
- Красота
- Отдых
- Здоровье
– Что бы вы из данных значений определили на первое место?
6. Итог урока
– Мы заканчиваем знакомство с экосистемой – аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас. Спасибо за работу.