Цели обучения:
- развить навыки применения формул для вычисления количества информации, скорости измерения информации;
- сформировать навыки к самостоятельному поиску решения на поставленные задачи;
- развить навыки использования возможностей сети Интернет для поиска необходимой информации.
Цели воспитания:
воспитание интереса к изучаемому материалу;
Цели развития:
- развитие логического мышления, памяти, вычислительных навыков, внимательности.
Цели познавательные:
- повышение интереса к предмету информатика;
- установление межпредметных связей с дисциплинами история, иностранные языки;
- развитие познавательного интереса, активности учащихся.
План урока
- Вступление учителя;
- Постановка проблемы;
- Определение последовательности решения задачи.
- Подведение итогов, анализ полученных результатов.
Тип урока: комбинированный
Данный урок рекомендуется проводить в конце изучения темы “Измерение информации”, как в 8 классе, так и в 10 классе.
Ход занятия
Обучающимся для обсуждения, предлагается следующий анекдот: “Самым медленным интернет соединением был призван тот самый грек, пробежавший 42 км за 3 часа, чтобы передать 32 бита информации: “Радуйтесь, афиняне, мы победили!””.
Основная проблема, которая возникает, верен ли анекдот с точки зрения изучения темы “Измерение информации”. Для этого обучающимся предлагается вычислить, какое количество информации содержит фраза “Радуйтесь, афиняне, мы победили”. Так как грек эту фразу произносил, то считаем количество букв в данном сообщении и получаем:
Дано: N=33 (букв в русском алфавите) К=26 I-? |
Решение: По формуле N=2x, находим x 6 бит I = k * x получаем I=26 * 6=156 бит =19,5 байт |
Полученные результаты противоречат формулировке анекдота.
Продолжим изучение данной задачи. Для этого выделить несколько областей для исследования:
Вопросы к задаче на поиск информации в сети интернет:
История появления марафонской дистанции.
В 490 г. до н. э. персы намеревались расширить свою территорию и захватить Европу. Они высадились неподалеку от Афин в долине Марафон и приготовились к сражению. Войска персов значительно превосходили по численности войска афинян. Афинские генералы решили обратиться за помощью к воинам Спарты. Время до начала битвы было ограничено, поэтому за помощью в Спарту решили послать одного из самых выносливых воинов - профессионального бегуна по имени Филипидис. Дистанция в 225 км проходила по очень гористой местности. Около 36 ч потребовалось афинскому воину, чтобы преодолеть это расстояние. Спарта согласилась помочь афинской армии, но по религиозным причинам они могли воевать только после того, как пройдет период полнолуния. Это означало, что в предстоящей битве они не смогут помочь афинянам. Филипидис преодолел обратный путь от Спарты до деревни Марафон в 225 км и сообщил неутешительную новость. В итоге афинские войска вынуждены были вступить в неравный бой против персов. Количество афинских воинов было почти в 4 раза меньше, чем их противников. Тем не менее, в сражении персы потеряли около 6400 воинов. Потери же афинян составили только 192 воина.
Остатки персидских войск отошли к морю и на судах направились к югу Афин с целью атаковать город. Чтобы сообщить радостную весть о победе над персами и предупредить горожан о приближении персидских кораблей к Афинам, Филипидису вновь пришлось отправиться в путь, но теперь в Афины. От деревни Марафон это составляло около 40 км. Неимоверными усилиями Филипидис сумел преодолеть усталость от предыдущего марш-броска и сражения. Более трех часов потребовалось ему, чтобы доставить сообщение. Истощение достигло предела, и храбрый воин-бегун, продемонстрировав чудеса выносливости, вскоре скончался. (материал с сайта http://www.athlos.ru)
- Как звали грека, который совершил этот подвиг?
- Как на самом деле звучала фраза, сказанная греком?
Вопросы на работу с on-line переводчиками:
- Переведите фразу “Радуйтесь, афиняне, мы победили!” на латинский язык. Запишите ее.
- Переведите фразу “Радуйтесь, афиняне, мы победили!” на греческий язык. Запишите ее.
Для ответа на вторую группу вопросов, обучающимся необходимо воспользоваться on-line переводчиками. Одним из таких переводчиков находится на сайте translate.google.com:
Рис. 1. On-line переводчик с русского языка на латинский язык
Рис. 2. On-line переводчик с русского языка на греческий язык
Вопросы на вычисление количества информации:
1. Определите количество переданной информации, если фраза звучала на латинском языке.
Дано: N=26 (букв в латинском алфавите) К=28 I-? |
Решение: По формуле N=2x, находим x 5 бит I=k * x получаем I=28 * 5=140 бит =17,5 байт |
2. Определите количество переданной информации. Если фраза звучала на греческом языке.
Дано: N=24 (буквы в греческом алфавите) К=24 I-? |
Решение: По формуле N=2x, находим x 5 бит I=k * x получаем I=24 * 5=120 бит =15 байт |
3. Вычислите скорость передачи информации (бит/сек).
Дано: Iрус=156 бит Iлат=140 бит Iгреч=120 бит t=3 часа=10800 сек I-? |
Решение: По формуле v=I/t находим: vрус=156/10800 1,44 * 10-2 бит/сек vлат=140/10800 1,29 * 10-2 бит/сек vгреч=120/10800 1,11 * 10-2 бит/сек |
Подведение итогов. Анализ результатов.