Обучение в начальной школе — это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем, у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с низким уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится положительная мотивация усвоения знаний. Этим и обусловлен выбор темы нашей работы.
Таким образом, цель нашей работы — повысить уровень знаний учащихся через развитие познавательных интересов и индивидуализации процесса обучения.
Учитывая познавательные процессы наших учеников, мы решили смоделировать уроки интересными и важными: заинтересовать каждого, помочь каждому, используя современные компьютерные технологии.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие информационные технологии.
Особая разновидность информационных технологий – разнообразные электронные учебники «Семейный наставник», «Фраза», мультимедийные учебники из серии «Начальная школа» компании «Кирилл и Мефодий» используемые нами на уроках математики, русского языка и окружающего мира для развития познавательных процессов и информационной компетентности учеников начальной школы. Использование электронных учебников показывает, что методических приёмов применения достаточно много. Материалы электронного учебника устроены так, что дети сами могут контролировать свои ошибки. Дети перестают бояться ошибок, зная, что их всегда можно исправить самостоятельно. Самоконтроль позволяет быть детям независимыми, уверенными, ответственными.
Существенным моментом, стимулирующим познавательную активность учеников, является элемент соревновательности, поскольку речь идёт о появляющихся анимационных поощрениях при правильном ответе ученика и различном ответе ученика, темпе работы по изучаемому материалу.
Мультимедийные энциклопедии, как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Не являясь чисто учебными материалами, они тем не менее могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.
Демонстрация слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых (важных) моментах учебного материала. Перед показом слайдов учитель ставит перед детьми определённую цель. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным.
Обычная иллюстрация (подобные слайды удачнее использовать в первом классе, в старших классах, частое их применение стоит свести к минимуму);
Так при рассказе «Кто же на Земле самый быстрый», на экране поочерёдно появляются предметы, отражая скорость движения в природе.
Таким образом, электронные учебники и слайдовые презентации предоставляют новые возможности для творческого развития учеников и их учителей, позволяют освободить от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения.
Благодаря мультимедийным технологиям, которые использовались на уроках, повышается и стимулируется интерес у учащихся, эффективность усвоения материала, активизируется мыслительная деятельность.
Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Учащиеся воспринимают на данных уроках больше информации, чем на уроках без применения ИКТ.
Современные информационные технологии, используемые нами на уроках, способствуют повышению мотивации, стимулированию инициативы и творческого мышления, включению в учебную деятельность практически всех учащихся, приобретению опыта сотрудничества и совместной работы, установлению межпредметных связей. Это очень важно в современных условиях, когда падает интерес детей к обучению и дозированный способ подачи учебного материала не способствует целостности миропонимания, системности мировоззрения, способствует расширению содержания общих интеллектуальных навыков и умений.
Из всего вышесказанного можно сделать заключение: несмотря на трудные условия переходного периода обновления системы образования в нашей стране, школа успешно решает весь комплекс образовательных и воспитательных задач. И делает это благодаря энтузиазму простого школьного учителя. Он находит время, силы для постоянного совершенствования, профессионального роста.
Наш анализ наглядно демонстрирует, что современные принципы учебного процесса могут быть реализованы только на основе использования современных средств обучения, в частности – информационных технологий.
Литература
1. Концепция модернизации Российского
образования на период до 2010 года. // Директор
школы. – 2002 . – № 1.
2. Великович Л., Курис Г. Информатизация в
начальной школе: процесс, требующий иных
подходов и иных технологий. // Директор школы. –
2006 . – № 7.
3. Анкитон Р. Человеческая память и процесс
обучения. – М., 1980.
4. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти
человека. Системно-деятельностный подход к
изучению познавательных процессов:
Учебно-методическое пособие. – М., 1983.
5. Белавина И.Г. Восприятие ребенком
компьютера и компьютерных игр. // Вопрос
психологии. – 1993. – №3.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические и
психологические сочинения. – Т.2. – М., 1979.
7. Варченко В.И. Радуга в компьютере. //
Начальная школа. – 1997. – №10. – С92.
8. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.
– М., 1973.
9. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. –
Т.6 – М., 1984.
10. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. –
Т.3 – М., 1983 (проблемы развития внешних
технических функций: 6-164).
11. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т., –
Т.2. – М., 1982 (восприятие и его развитие в детском
возрасте).
12. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии
творческого мышления //Вопросы психологии. –1982.
– №5.
13. Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание
школьника. – М., 1987.
14. Зак А.З. Развитие теоретического мышления
у младших школьников. – М., 1984.
15. Зинц Р. Обучение и память . – Минск, 1984.
16. Калмыкова З.Н. Продуктивное мышление как
основа обучаемости. – М., 1987.
17. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в
познании. – М., 1979.
18. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1973.
19. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов
высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1.Общие основы
психологии – 2-е издание. – М.: Просвещение
ВЛАДОС, 1995.
20. Одаренные дети. – М., 1991.
21. Молокова А.В. Компьютер на уроках обучения
грамоте. // Начальная школа. – 2006. – № 8. – с 39.