Класс: 1 (специальный коррекционный) VII вид.
Тема и номер урока в теме: «Числа от 1 до 10. Закрепление». 33-й урок по данной теме.
Цель урока: закрепление пройденного, систематизация полученных знаний.
Задачи:
- обучающие: закрепить у учащихся знания состава чисел, навык прямого и обратного счёта в пределах 10, умение ориентироваться в ряду чисел, навык устного счёта, сложения и вычитания в пределах 10, совершенствовать умение решать задачи. Уточнить представления о величине предметов, умение сравнивать предметы по разным признакам (длине, ширине, толщине, высоте, глубине и т.п.);
- развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, пространственные представления, познавательную активность, умение адекватно оценивать себя, границы своего знания и незнания;
- воспитательные: воспитывать нравственные качества: чувство взаимопомощи, вежливости, самостоятельность при выполнении заданий, способствовать воспитанию интереса к предмету.
Необходимое оборудование:
- традиционное: у всех детей набор цифр от 1-10, знаки «-,+». Доска оформлена в виде леса: 5 хвойных деревьев, 4 лиственных, таблица состава числа 9;
- инновационное: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Установка на урок.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И отлично отвечать.
II. Объявление темы и целей урока (1 мин.)
– Сегодня мы повторим всё, что изучили и снова попадём в сказку. В сказку знакомую и в то же время мы будем сочинять её сами. А чтобы сказка понравилась вам, ребята, надо внимательно слушать героев и точно выполнять задания.
Все знаю сказку Ш.Перро «Красная Шапочка», но, оказывается, есть сказка «Красная Шапочка-2»
Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить больную бабушку
(слайд 2)
III. Минутка чистописания (4 мин.)
– Откроем тетради и посмотрим, по какой дорожке пошла Красная Шапочка? Кто может объяснить?
– Давайте и мы пройдём по этой дорожке. Пропишем эту строчку.
– На этой дорожке Красной Шапочке попадались разные камни и веточки. Из них она составила цифру, которую мы должны прописать. (10) На какую цифру похожи камни? На какую цифру похожи веточки? (слайд 3)
– Чем отличается запись числа 10 от других чисел, которые мы умеем записывать? (В записи числа 10 две цифры, записывается оно в двух клеточках). Напишем строчку цифр.
IV. Актуализация знаний. Устный счёт (10 мин.)
– Надо сказать, что лес был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного.
И только Красная Шапочка вошла в лес по нашей дорожке, как перед ней, откуда ни возьмись, появился волк. (слайд 4)
– Здравствуйте, очаровательная Красная шапочка, – поклонился волк. Он был вежливым и чрезвычайно обходительным.
– Позвольте узнать, сударыня, что заставило вас отправиться в путь через лес одну?
– Ах, уважаемый волк, заболела моя бабушка, и я иду навестить её. А дорога через лес самая короткая.
– Я не могу допустить, чтобы вы продолжали свой путь одна. Позвольте, я составлю Вам компанию, чтобы никто не посмел обидеть Вас.
– Спасибо, – ответила Красная Шапочка, – я Вам очень благодарна.
– А знаете ли Вы, сказал волк, что сегодня в лесу объявлен День знаний и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания?
– Неужели? Как интересно!
– Тогда, сказал волк, я предлагаю Вам 1 задание.
Красная шапочка охотно согласилась. Давайте мы будем выполнять задание вместе с Красной Шапочкой.
А) Работа с рядом чисел.
(У всех на партах ряд чисел 1-10)
– Посчитайте от 0 до 10, 10-0, 3-8, 8-1.
– Назвать числа от 1 до 8, пропуская число 5, от 2 до 8, пропуская число 6.
– Я называю ряд чисел, 2 числа переставлены местами
2, 3, 4, 6, 5, 7
10, 9, 8, 6, 7, 5, 4
– Я называю число, а вы показываете следующее, предыдущее число.
– Какое число стоит между числами 5 и 7, 7 и 9.
– Какое число меньше 3 или 2, 6 или 7.
– Какое число меньше 9 или 8. 5 или 3.
– Покажите, какой математический знак соответствует действию сложения, вычитания.
– Когда прибавляем, то становится больше или меньше?
– Когда вычитаем?
– Покажите, каким действием будем решать задачу, если в ней есть следующие слова:
прилетели, убежали, прискакали, купили, зачеркнули.
– У кошки 2 чёрных и 3 серых котёнка. Каких котят больше? Сколько всего? Как решали?
Б) Подсчёт предметов. Физминутка. (Слайды 5-8)
– Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем поклонов.
– Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем прыжков.
– Сколько точек в этом круге, столько раз поднимем руки.
– Сколько звёздочек у нас, столько мы присядем раз.
В) Подсчёт и сравнение количества предметов
– Посчитайте (на доске) хвойные деревья, лиственные. Каких деревьев больше, меньше? На сколько?
– К большому удовольствию волка Красная Шапочка легко, с вашей помощью, справилась с заданием.
– Я так рад сопровождать умную, очаровательную спутницу.
V. Решение задач (6 мин.)
– Преодолев некоторое расстояние в лесу, Красная Шапочка и волк, встретили на своём пути крота. (слайд 9)
– Волк, дружище, привет! Здравствуй, девочка. Вы-то мне и нужны. Всё думаю, кому бы мне хитроумные задачки предложить
Задание крота:
1. Исключи лишнее: (логическое мышление)
- тюльпан, лилия, помидор, ромашка, фиалка;
- река, озеро, море, мост, пруд;
- стол, кровать, кресло, ковёр, табурет;
- круг, квадрат, ручка, треугольник, точка;
- Саша, Витя, Иванов, Оля
2. Составить и решить задачу по рисунку. (слайд 10)
1 ученик за доской, остальные самостоятельно. Самопроверка. (слайд 11)
– К великому разочарованию крота, волк и Красная Шапочка, с нашей помощью, решили трудные задачи и продолжили путь. Вдруг они увидели на дереве белку. (слайд 12)
– Добрый день! Не хотите, ли выполнить моё задание?
– Красная Шапочка и волк с удовольствием согласились, они не возражали против трудных заданий.
6. Сравнение предметов по разным признакам (2мин)
Задание белочки: закончить предложение словом, противоположным по значению.
- Дядя Стёпа высокий, а мальчик Спальчик… (низкий).
- У лисы хвост длинный, а у зайца… (короткий).
- Река широкая, а ручей… (узкий).
- Крокодил Гена большой, а Чебурашка… (маленький).
- У Буратино нос длинный, а у Пятачка … (короткий).
- Белоснежка высокая, а гномы… (низкие).
- Колобок толстый, а Кощей… (тонкий).
– И ещё, все мы знаем, что белочка делает запасы на зиму: сушит орехи, грибы, ягоды. А потом всё это раскладывает по разным дуплам. Подскажите белочке, как можно разложить 9 орешков в 2 дупла. (слайд 13)
– И вот идут они дальше. Вдруг видят, на полянке ежи устроили конкурс на лучшую физминутку. Давайте и мы немного отдохнём.
VI. Физминутка (1 мин.)
Ёжик по лесу идёт,
На себе грибок несёт.
Вдруг он волка увидал,
Быстро-быстро побежал.
VII. Самостоятельная работа (5 мин.)
– Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки. (слайд 14)
Бабушка была растрогана вежливостью волка. Она никак не могла поверить, что волк так изменился в лучшую сторону. Стал вежливым, внимательным, обходительным. Узнав, что в лесу объявлен день знаний, бабушка решила поддержать лесных обитателей и тоже придумала задание для своей внучки и её приятеля.
1. Решить примеры.
Прежде чем решать примеры, давайте вспомним правила:
- если к числу прибавить 0, то получается….
- если от числа отнять 0, то получается…
- если к числу прибавить 1, то получается….
- если от числа отнять 1, то получается…
6 – 0 =
4 + 1 =
8 + 0 =
9 – 1 =
Дополнительно (для более сильных учеников)
4 * _ = 4
5 * _ = 8
7 * _ = 8
6 * _ = 4
– Немного погостив у бабушки, пожелав ей скорейшего выздоровления и пообещав вскоре навестить её опять, Красная Шапочка в сопровождении верного волка отправились в обратный путь. Они благодарят вас, ребята, за помощь.
VIII. Развитие пространственных представлений (5 мин.)
– А сейчас задание от меня. Графический диктант.
Отметим начало диктанта – 2 клетки вниз, 6 клеток вправо.
Начинаем диктант – 4 клетки вниз, 4 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вверх наискосок влево, 2 клетки влево, 1 вниз наискосок влево.
– Проведите линию так, чтобы получилось 2 геометрические фигуры – квадрат и четырёхугольник.
– Что получилось?
– Мы с вами построили новый дом для бабушки. А так как бабушка живёт в лесу, то справа от дома нарисуйте дерево так, чтобы оно было выше дома. Внизу, справа от дерева, 3 цветка. Слева от дома нарисуйте столько грибов, чтобы их было на 1 меньше, чем цветов.
В верхнем левом углу нарисуйте солнышко
– Какой замечательный получился новый дом для бабушки. Давайте и мы с вами пожелаем бабушке скорейшего выздоровления. Пусть она живёт в новом доме и не болеет.
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Наше путешествие по сказочному лесу подошло к концу.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что Шапочке Красной вы так пригодились. (слайд 15)
– Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями на уроке.
А я оценю вашу работу, когда проверю ваши тетради.