"Диалектика слова". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием диалекты и диалектизмы;
  • формировать исследовательские навыки работы с лингвистическими словарями;
  • учить лингвистическому анализу художественного текста.

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать лингвистический материал;
  • самостоятельно находить нужную информацию в справочной литературе;
  • развивать творческую интуицию;
  • умение работать в паре (группе);

Воспитательные:

  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к наследию русского языка и чувство гордости за своих земляков.

Тип урока: урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.

Методы проведения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • исследовательский;
  • частично-поисковый.

Оборудование, наглядность:

  • портреты В.И.Даля, С.И.Ожегова, Ушакова Д.Н.;
  • “Толковый словарь” С.И.Ожегова;
  • “Толковый словарь русского языка” Ушакова Д.Н.;
  • 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля;
  • рукописная книга “Кулинарные рецепты” (по стихотворениям С.А.Есенина) (учащейся Кузнецовой Анастасии);
  • стихи С.А.Есенина;
  • аудиозаписи песен С.А.Есенина;
  • презентация;
  • компьютер, проектор, экран.

На перемене перед уроком в классе звучат песни на стихи С.А.Есенина. Учащиеся дегустируют крестьянское блюдо – драчену.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Вхождение в урок – 3 мин.
  3. Презентация рукописной книги “Кулинарные рецепты” (по стихотворениям С.А.Есенина) – 5 мин.
  4. Изучение нового материала – 10 мин.
  5. Самостоятельная работа – 15 мин.
  6. Подведение итогов. Рефлексия – 10 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

Прекрасно слово, ибо в слове оставит память человек.
Уходим мы с земли, а слово от нас останется вовек.

Ас-Самарканди

Что русский язык — один из богатейших языков
в мире, в этом нет никакого сомнения.

Белинский В.Г.

I. Вхождение в урок. Чтение стихотворения С.А. Есенина “В хате” (читает ученица, создавшая рукописную книгу “Кулинарные рецепты (по стихотворениям С.А.Есенина)”.

    Пахнет рыхлыми драченами;
    У порога в дежке квас,
    Над печурками точеными
    Тараканы лезут в паз.

    Вьется сажа над заслонкою,

    В печке нитки попелиц,
    А на лавке за солонкою –
    Шелуха сырых яиц.

    Мать с ухватами не сладится,
    Нагибается низко,
    Старый кот к махотке крадется
    На парное молоко.

    Квохчут куры беспокойные
    Над оглоблями сохи,
    На дворе обедню стройную
    Запевают петухи.

    А в окне на сени скатые,
    От пугливой шумоты,
    Из углов щенки кудлатые
    Заползают в хомуты.

Беседа по прослушанному стихотворению

– Вы узнали, чье стихотворение прозвучало сейчас? (Рязанского поэта Сергея Александровича Есенина).

– Скажите, все ли Вам понятно в нем? (Нет, не все).

– Назовите слова, которые Вам непонятны. (Драчены, дежка, паз, заслонка, попелицы, махотка).

– Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов? (Нет).

– Почему поэт вводит данные слова в стихотворение? (Чтобы было красиво; наверное, так в деревнях называются какие-то блюда, предметы быта).

II. Презентация рукописной книги “Кулинарные рецепты” (по стихотворениям С.А.Есенина)

Здравствуйте, дорогие мои земляки.

Я не случайно прочитала вам стихотворение Сергея Александровича Есенина. Моя рукописная книга называется “Кулинарные этюды (по стихотворениям С.А.Есенина)”. Если вы любите творчество этого поэта, то в моей книге вы найдете строчки из его произведений. Если вы интересуетесь историей, традициями и бытом своего народа, то вы найдете в книге некоторые интересные факты. Если вы любите русскую кухню, вам нравится простая крестьянская пища, то вы найдете в моей книге народные рецепты, например, ставленого меда. А еще вы узнаете о Медовом и Яблочном Спасах.

Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: как Вы думаете, чем я угощала Вас перед началом урока? (Лепешка, толстые блины, оладушки).

Я вас угощала драченами, которые приготовила собственными руками.

Так что же это такое – драчена? Драчена — мучное блюдо белорусской кухни, распространенное также среди русского населения северо-западных областей России. В прошлом драчена считалась лакомым, не повседневным, а праздничным блюдом. В отличие от других мучных блюд на нее шла не только черная мука (ржаная), но и половина белой (пшеничной). Кроме того, в драчену входило гораздо больше яиц, молока и масла, чем в другие мучные блюда. Поэтому драченой в Рязанской области называли и пышные блины из пшена, пшённой муки, сбитой с яйцами и молоком, и запеканку из яиц, смешанных с молоком и мукой. 

Готовое для драчены тесто по консистенции немного плотнее блинного. Его свободно берут ложкой, вливают на сковороду (глубокую). Тепловая обработка драчены имеет свои особенности — она требует ровного, легкого жара, поэтому драчену следует выпекать в русской печи, преимущественно на вольном духу. Однако можно выпекать драчену и в духовке газовой плиты на умеренном или еще лучше на слабом огне примерно в течение 20-30 мин. Каждую испеченную драчену смазывают сверху салом или маслом и накладывают одна на другую в глубокую посуду до тех пор, пока не испечены все. Едят драчены с маслом, сметаной, медом в зависимости от состава теста драчены.

А с рецептами других блюд, изготовленных из тех продуктов, которые упоминает в своих стихах Сергей Есенин, Вы можете познакомиться, прочитав мою книгу.

Спасибо за внимание.

III. Изучение нового материала.

Итак, ребята, Настя нам объяснила одно из непонятных слов, встретившееся в

стихотворении Сергея Есенина, – драчена. Оно относится к особому разделу лексики – к диалектизмам (диалектным словам).

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные, или диалектные слова, понятные жителям определенной территории.

Диалектные слова делятся на:

  1. Диалектизмы фонетические (пшоно вместо пшено; писня вместо песня в севернорусских говорах, Хведор вместо Федор и другие в южнорусских говорах).
  2. Диалектизмы морфологические (видел своим глазам, говорил с умным людям, где наблюдается совпадение окончаний творительного и дательного падежей множественного числа в северных говорах и так далее).
  3. Диалектизмы лексические – слова, отличающиеся от общеупотребительных или звучанием, или значением и отражающие особенности трудовой деятельности (стежка — дорожка).

Давайте рассмотрим таблицу и карту (наблюдение).

Рисунок 1

Северное наречие (зеленая заливка), южное наречие (розовая заливка) и среднерусские говоры (желтая заливка).

Литературный язык Севернорусское наречие Южнорусское наречие
Петух
Утка
Пояс
Петух
Утка
Баить
Гашник
Кочет
Качка
Гутарить
Пояс

Итак, давайте запишем следующие слова: диалектизмы, местное наречие, говор, севернорусское наречие, южнорусское наречие.

К какому наречию относится Рязанская область? (В Рязанской области говорят на южнорусском наречии).

Теперь мы с Вами вернемся к творчеству Сергея Есенина.

Лексические диалектизмы помогают Есенину   характеризовать героев-крестьян, обычно   земляков поэта,  жителей рязанского села Константинова и   близлежащих  деревень:

Отряхают   старухи   дулейки,
Вяжут   девки   косницы   до   пят…

На   плечах   его   котомка,
Стягловица   в   две   тесьмы...  

Пишут   мне,   что   ты,   тая   тревогу,
Загрустила   шибко  обо   мне,
Что   ты   часто   ходишь   на   дорогу
В   старомоднем   ветхом   шушуне

Что же обозначают слова дулейка, стягловица, шушун? ( дулейка — ватная женская кофта. В Константинове слово “дулейка” хорошо известно: “кофта, ватная, рукава длинные или короткие, застёжка сбоку, как у косоворотки”;  шушун — старинная женская верхняя одежда вроде кофты;   стягловица — бечёвка).

IV. Самостоятельная работа в группах.

Перед Вами, ребята, лежат словари разных авторов: В.И.Даля, Д.Ф.Ушакова

Ожегова С.И.

Задание: найдите значение слов из стихотворения “В хате”.

1 группа (ряд) – дежка ((1) Дежа – разг. Сосуд, в котором замешивается тесто на хлебозаводах. 2) местн. Деревянная кадка, в которой обычно замешивается тесто; квашня).

2 группа (ряд) – махотка (горшочек, крынка (обл.), попелицы (зола, пепел);

3 группа (ряд) – щенки кудлатые (лохматый, с длинными, беспорядочно ниспадающими волосами).

Задание: найдите в сборниках Есенина стихи с диалектными словами (2-3 слова), сначала напишите свое толкование (справочную статью, руководствуясь примерами из словарей), а затем сравните с “Толковыми словарями” Даля, Ушакова, Ожегова.

(Задания для слабых учеников: даются отрывки из стихотворений Есенина, в которых отмечены диалектные слова. Найдите их лексическое значение по словарям).

И   вот   запрягли   нам   клячу,
В  оглоблях   мосластая   шкеть  —
Таких   отдают   с   придачей,
Чтоб   только   самим   не   иметь (из поэмы “Анна Снегина”).

***

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

По окончании работы проверяются 2-3 работы (у сильного, среднего и слабого учеников), обсуждение, исправление допущенных ошибок.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

(А. Яшин “Родные слова”)

– Определите основную мысль стихотворения. (Диалектные слова – это вверенное нам наследство, которое нужно отстоять и не растерять).

– Почему автор так трепетно относится к диалектным словам? (В них заключена история нашей Родины).

– Как Вы считаете, нужны ли нам диалектные слова? Какие слова Вам запомнились? Какое слово, встретившееся в стихотворениях С.Есенина, Вам понравилось и почему?

– Как Вы считаете, почему я выбрала эпиграфом нашего урока слова Ас-Самарканди и В.Г.Белинского?

“В нашем языке есть много слов, которые как – семь коров тощих пожрали семь коров тучных – , они запирают в себе целый ряд других слов, выражая собой иногда весьма длинное и сложное определение мысли”, – так писал в своей статье “Ключи Марии” С. Есенин, а потом высказал интересную мысль: “… наших предков сильно беспокоила тайна мироздания. Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти”. И одними из таких ключиков и отмычек, как мне кажется, стали диалектные слова.

Потерять диалектные слова – это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.

VI. Домашнее задание.

Ребята, Настя нам сделала презентацию своей книги. А Вы читали стихи Есенина.

В какой теме Настя нашла диалектные слова? (В теме о пище).

В каких темах Вы встретили диалектные слова? (В темах о быте, одежде).

Попробуйте написать свою книгу (или несколько страниц из нее), на основе стихотворений С.А.Есенина, где встречались бы диалектные слова.

Используемая литература, дополнительные источники:

  1. http://rjaz.net/publ/rjazanskaja_dialektnaja_leksika/dialektnaja_leksika_v_poehzii_sergeja_esenina_7_chast/2-1-0-13
  2. http://www.sql.ru/forum/actualthread.aspx?tid=250557&pg=3
  3. http://club.osinka.ru/topic-557?p=4796080
  4. Стихи Есенина.