Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием диалекты и диалектизмы;
- формировать исследовательские навыки работы с лингвистическими словарями;
- учить лингвистическому анализу художественного текста.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать лингвистический материал;
- самостоятельно находить нужную информацию в справочной литературе;
- развивать творческую интуицию;
- умение работать в паре (группе);
Воспитательные:
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать бережное отношение к наследию русского языка и чувство гордости за своих земляков.
Тип урока: урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.
Методы проведения:
- объяснительно-иллюстративный;
- исследовательский;
- частично-поисковый.
Оборудование, наглядность:
- портреты В.И.Даля, С.И.Ожегова, Ушакова Д.Н.;
- “Толковый словарь” С.И.Ожегова;
- “Толковый словарь русского языка” Ушакова Д.Н.;
- 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля;
- рукописная книга “Кулинарные рецепты” (по стихотворениям С.А.Есенина) (учащейся Кузнецовой Анастасии);
- стихи С.А.Есенина;
- аудиозаписи песен С.А.Есенина;
- презентация;
- компьютер, проектор, экран.
На перемене перед уроком в классе звучат песни на стихи С.А.Есенина. Учащиеся дегустируют крестьянское блюдо – драчену.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Вхождение в урок – 3 мин.
- Презентация рукописной книги “Кулинарные рецепты” (по стихотворениям С.А.Есенина) – 5 мин.
- Изучение нового материала – 10 мин.
- Самостоятельная работа – 15 мин.
- Подведение итогов. Рефлексия – 10 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
Прекрасно слово, ибо в слове оставит
память человек.
Уходим мы с земли, а слово от нас останется вовек.
Ас-Самарканди
Что русский язык — один из богатейших
языков
в мире, в этом нет никакого сомнения.
Белинский В.Г.
I. Вхождение в урок. Чтение стихотворения С.А. Есенина “В хате” (читает ученица, создавшая рукописную книгу “Кулинарные рецепты (по стихотворениям С.А.Есенина)”.
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Беседа по прослушанному стихотворению
– Вы узнали, чье стихотворение прозвучало сейчас? (Рязанского поэта Сергея Александровича Есенина).
– Скажите, все ли Вам понятно в нем? (Нет, не все).
– Назовите слова, которые Вам непонятны. (Драчены, дежка, паз, заслонка, попелицы, махотка).
– Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов? (Нет).
– Почему поэт вводит данные слова в стихотворение? (Чтобы было красиво; наверное, так в деревнях называются какие-то блюда, предметы быта).
II. Презентация рукописной книги “Кулинарные рецепты” (по стихотворениям С.А.Есенина)
Здравствуйте, дорогие мои земляки.
Я не случайно прочитала вам стихотворение Сергея Александровича Есенина. Моя рукописная книга называется “Кулинарные этюды (по стихотворениям С.А.Есенина)”. Если вы любите творчество этого поэта, то в моей книге вы найдете строчки из его произведений. Если вы интересуетесь историей, традициями и бытом своего народа, то вы найдете в книге некоторые интересные факты. Если вы любите русскую кухню, вам нравится простая крестьянская пища, то вы найдете в моей книге народные рецепты, например, ставленого меда. А еще вы узнаете о Медовом и Яблочном Спасах.
Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: как Вы думаете, чем я угощала Вас перед началом урока? (Лепешка, толстые блины, оладушки).
Я вас угощала драченами, которые приготовила собственными руками.
Так что же это такое – драчена? Драчена — мучное блюдо белорусской кухни, распространенное также среди русского населения северо-западных областей России. В прошлом драчена считалась лакомым, не повседневным, а праздничным блюдом. В отличие от других мучных блюд на нее шла не только черная мука (ржаная), но и половина белой (пшеничной). Кроме того, в драчену входило гораздо больше яиц, молока и масла, чем в другие мучные блюда. Поэтому драченой в Рязанской области называли и пышные блины из пшена, пшённой муки, сбитой с яйцами и молоком, и запеканку из яиц, смешанных с молоком и мукой.
Готовое для драчены тесто по консистенции немного плотнее блинного. Его свободно берут ложкой, вливают на сковороду (глубокую). Тепловая обработка драчены имеет свои особенности — она требует ровного, легкого жара, поэтому драчену следует выпекать в русской печи, преимущественно на вольном духу. Однако можно выпекать драчену и в духовке газовой плиты на умеренном или еще лучше на слабом огне примерно в течение 20-30 мин. Каждую испеченную драчену смазывают сверху салом или маслом и накладывают одна на другую в глубокую посуду до тех пор, пока не испечены все. Едят драчены с маслом, сметаной, медом в зависимости от состава теста драчены.
А с рецептами других блюд, изготовленных из тех продуктов, которые упоминает в своих стихах Сергей Есенин, Вы можете познакомиться, прочитав мою книгу.
Спасибо за внимание.
III. Изучение нового материала.
Итак, ребята, Настя нам объяснила одно из непонятных слов, встретившееся в
стихотворении Сергея Есенина, – драчена. Оно относится к особому разделу лексики – к диалектизмам (диалектным словам).
В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.
Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные, или диалектные слова, понятные жителям определенной территории.
Диалектные слова делятся на:
- Диалектизмы фонетические (пшоно вместо пшено; писня вместо песня в севернорусских говорах, Хведор вместо Федор и другие в южнорусских говорах).
- Диалектизмы морфологические (видел своим глазам, говорил с умным людям, где наблюдается совпадение окончаний творительного и дательного падежей множественного числа в северных говорах и так далее).
- Диалектизмы лексические – слова, отличающиеся от общеупотребительных или звучанием, или значением и отражающие особенности трудовой деятельности (стежка — дорожка).
Давайте рассмотрим таблицу и карту (наблюдение).
Рисунок 1
Северное наречие (зеленая заливка), южное наречие (розовая заливка) и среднерусские говоры (желтая заливка).
Литературный язык | Севернорусское наречие | Южнорусское наречие |
Петух Утка Пояс |
Петух Утка Баить Гашник |
Кочет Качка Гутарить Пояс |
Итак, давайте запишем следующие слова: диалектизмы, местное наречие, говор, севернорусское наречие, южнорусское наречие.
К какому наречию относится Рязанская область? (В Рязанской области говорят на южнорусском наречии).
Теперь мы с Вами вернемся к творчеству Сергея Есенина.
Лексические диалектизмы помогают Есенину характеризовать героев-крестьян, обычно земляков поэта, жителей рязанского села Константинова и близлежащих деревень:
Отряхают старухи дулейки,
Вяжут девки косницы до пят…На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы...Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомоднем ветхом шушуне.
Что же обозначают слова дулейка, стягловица, шушун? ( дулейка — ватная женская кофта. В Константинове слово “дулейка” хорошо известно: “кофта, ватная, рукава длинные или короткие, застёжка сбоку, как у косоворотки”; шушун — старинная женская верхняя одежда вроде кофты; стягловица — бечёвка).
IV. Самостоятельная работа в группах.
Перед Вами, ребята, лежат словари разных авторов: В.И.Даля, Д.Ф.Ушакова
Ожегова С.И.
Задание: найдите значение слов из стихотворения “В хате”.
1 группа (ряд) – дежка ((1) Дежа – разг. Сосуд, в котором замешивается тесто на хлебозаводах. 2) местн. Деревянная кадка, в которой обычно замешивается тесто; квашня).
2 группа (ряд) – махотка (горшочек, крынка (обл.), попелицы (зола, пепел);
3 группа (ряд) – щенки кудлатые (лохматый, с длинными, беспорядочно ниспадающими волосами).
Задание: найдите в сборниках Есенина стихи с диалектными словами (2-3 слова), сначала напишите свое толкование (справочную статью, руководствуясь примерами из словарей), а затем сравните с “Толковыми словарями” Даля, Ушакова, Ожегова.
(Задания для слабых учеников: даются отрывки из стихотворений Есенина, в которых отмечены диалектные слова. Найдите их лексическое значение по словарям).
И вот запрягли нам клячу,
В оглоблях мосластая шкеть —
Таких отдают с придачей,
Чтоб только самим не иметь (из поэмы “Анна Снегина”).
***
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
По окончании работы проверяются 2-3 работы (у сильного, среднего и слабого учеников), обсуждение, исправление допущенных ошибок.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?
(А. Яшин “Родные слова”)
– Определите основную мысль стихотворения. (Диалектные слова – это вверенное нам наследство, которое нужно отстоять и не растерять).
– Почему автор так трепетно относится к диалектным словам? (В них заключена история нашей Родины).
– Как Вы считаете, нужны ли нам диалектные слова? Какие слова Вам запомнились? Какое слово, встретившееся в стихотворениях С.Есенина, Вам понравилось и почему?
– Как Вы считаете, почему я выбрала эпиграфом нашего урока слова Ас-Самарканди и В.Г.Белинского?
“В нашем языке есть много слов, которые как – семь коров тощих пожрали семь коров тучных – , они запирают в себе целый ряд других слов, выражая собой иногда весьма длинное и сложное определение мысли”, – так писал в своей статье “Ключи Марии” С. Есенин, а потом высказал интересную мысль: “… наших предков сильно беспокоила тайна мироздания. Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти”. И одними из таких ключиков и отмычек, как мне кажется, стали диалектные слова.
Потерять диалектные слова – это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.
VI. Домашнее задание.
Ребята, Настя нам сделала презентацию своей книги. А Вы читали стихи Есенина.
В какой теме Настя нашла диалектные слова? (В теме о пище).
В каких темах Вы встретили диалектные слова? (В темах о быте, одежде).
Попробуйте написать свою книгу (или несколько страниц из нее), на основе стихотворений С.А.Есенина, где встречались бы диалектные слова.
Используемая литература, дополнительные источники: