"Учимся писать изложение". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Образовательные: учить писать изложение текста-описания; развивать речь учащихся.
  • Развивающие: развивать умение работать в парах, умение работать самостоятельно.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, любознательность.

Оборудование: учебник “ Русский язык” 3 класс, часть первая.

Авторы: С.В. Иванов, О.А. Евдокимова и др. Издательский центр “Вентана – Граф”, 2010 г.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На доске:

1) Снег

2) Выпал пушистый снег.

3) Наступила зима. Выпал пушистый снег. Река покрылась крепким льдом. Ребята взяли коньки и побежали на каток.

– Прочитайте записи, сделанные на доске. Мы должны будем сравнить эти записи. Но прежде, давайте вспомним:

– Что значит “сравнить”? (Найти общее и отличие).

– Что общего в этих записях?

– Что записано под цифрой 1)?

– Что это? (Слово, называет предмет)

– Прочитайте, что написано под цифрой 2)? (Предложение)

– Чем предложение отличается от слова?

– Прочитайте, что написано под цифрой 3)?

– Что вы прочитали? (Текст)

– Чем текст отличается от предложения? (Текст – группа предложений, связанных между собой по смыслу одной темой. Текст можно озаглавить.)

2. – Выберете из предложенных заголовков самый подходящий.

На доске:

  • Зима.
  • На катке.
  • Снег.
  • Зимние забавы

– Подведем итог, что же такое текст?

3. Проблемная задача.

- Прочитайте текст в упражнении 2 на с.139 (учебник)

Миша говорит, что это текст-рассуждение, потому что в нём объясняется, какую роль в жизни человека играют полезные ископаемые. Люда не согласна с Мишей, она считает, что это текст-повествование, т.к. в нём рассказывается о полезных ископаемых.

- С кем согласишься ты? Докажи свой выбор.

4. Работа над изложением.

1. Анализ текста-описания.

- Прочитайте два отрывка из сказки А. Волкова “Волшебник Изумрудного города” в упражнении 1 (учебник)

- Какой отрывок можно целиком назвать описанием?

Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы возвышались великолепные дома из зелёного мрамора. Стены их были украшены изумрудами. Мостовая была из зелёных мраморных плит. Между ними тоже были вделаны изумруды.

- Почему слово “Изумрудный” написано с заглавной буквы?

- Прочитайте отрывок, обращая внимание на трудные слова.

5. Физкульминутка. Гимнастика для глаз.

6. а) Работа над значением слов.

Мрамор - твёрдый и блестящий, обычно с красивым узором камень известковой породы, употр. Для скульптурных и архитектурных работ.

Изумруды - прозрачные драгоценные камни густого зелёного цвета.

б) Языковой анализ трудных слов: изумрудный, мраморный, великолепный, мостовая; ослепил, защищены, возвышались, украшены, вделаны – определение лексического значения, подбор синонимов, орфографическая подготовка.

7. Индивидуальная работа.

Закройте книгу и запишите отрывок по памяти.

8. Проведите взаимопроверку. Скажите друг другу, чего не хватает в описании. Сравните свои отрывки с текстом в учебнике.

9. Итоги урока.

– Чему мы сегодня учились?

Презентация.