“В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат”.
В.А. Сухомлинский
В Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в определенных ситуациях, к овладению проектной и исследовательской деятельностью.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях.
Проектная деятельность учащихся в школе организуется с познавательными и практическими целями. Результаты исследований ученики реализуют в школьной и в повседневной жизни. Тесная связь теории и практики стимулирует учащихся к творчеству, формирует устойчивый интерес к самостоятельным исследованиям. Ученикам, знакомым с проектной деятельностью, будет легче учиться в школе, переходящей на новые методы и формы работы, соответствующие стандартам второго поколения. Проектная деятельность реализует основные задачи, поставленные перед школой будущего, ведь главная идея новых “Стандартов”: “развитие личности ученика в системе образования, возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию процесса умения учиться”.
В нашей работе используется проектно-исследовательская деятельность, как один из путей реализации интегрированного подхода в обучении младших школьников. Главным результатом использования исследовательских заданий является развитие самого ученика за счёт приобретения опыта исследовательской деятельности, за счёт открытия, осмысления, обобщения новых знаний. Обучающимися приобретается первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности посредством встреч с представителями различных профессий, экскурсий, знакомств с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, посещений конкурсов и фестивалей народного творчества.
Проект обучающихся 3 класса “Книга-лучший друг”
Цели и задачи проекта:
- Развитие межпредметных связей
- Выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач.
- Привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей.
- Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
- Самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и получения результатов.
Работа над проектом имеет следующие этапы:
I. Подготовительный этап:
1. Выдвижение идеи учителем
2. Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.
II. Организация работы:
1. Формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов.
2. Распределение заданий в микрогруппах.
III. Практическая часть:
1. Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
2. Обсуждение способа оформления проекта.
IV. Завершающийэтап:
1. Презентация результатов проекта.
2. Подведение итогов выполнения проекта.
V. Практическое использование результатов проекта.
Задачи данного проекта развития личности ребенка:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
В данном проекте учитывались следующие навыки, приобретенные учащимися:
- навыки самообразования и самоконтроля;
- моделировалась реальная технологическая цепочка: задача-результат;
- индивидуальный подход;
- навыки групповой деятельности;
- интерес к познавательной деятельности.
Распределение проектно-исследовательской работы по группам | |||
Историки | Художники | Литераторы | |
Задачи каждой группы (Собрать материал по темам) | |||
История письменности История создания первых книг Первопечатники Библиотеки в разные эпохи Эволюция книгопечатания в век Интернета |
Художники – иллюстраторы Иллюстрации к любимым произведениям Книга в изобразительном искусстве Памятники книге |
Загадки, пословицы и поговорки о книгах Любимые авторы детей Любимые литературные герои |
|
Методы работы групп | |||
Анализ литературных источников,
материалов сети Интернет. Экскурсия в библиотеку Экскурсия в Краеведческий музей Экскурсия в типографию Экскурсия к памятнику первоучителям Кириллу и Мефодию Классификация, систематизация и обобщение полученных знаний. Анкетный опрос среди обучающихся 3-х классов Поиск, описание, сопоставление, анализ полученных результатов Создание электронных презентаций |
|||
Результаты работы | |||
1. Презентации “Рождение книги”,
“Первопечатники” 2. Исследовательские работы “Преимущество и недостатки электронных книг”, “Что читают мои одноклассники”, “Исторический путь библиотеки” |
1. Вернисаж “Иллюстрации к
любимым сказкам” 2. Презентации “Памятники книге”, “Книга и чтение в изобразительном искусстве” 3. Изготовление книжки-малютки 4. Памятка “Ремонт книг” |
1. Кроссворды 2. Викторина “По страницам любимых сказок” 3. Устный журнал “О детских писателях” 4. Буклеты “Правила поведения в библиотеке”, “Полезные сайты для чтения детских книг” 5. Памятка “Как обращаться с книгой” |
|
Продукт проекта | |||
Рукописная книга Внеклассное мероприятие совместно с городской библиотекой “Книга - помощник и друг” Фестиваль исследовательских работ “Эврика” |
Предлагаемый проект направлен на развитие следующих качеств обучающихся:
Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей.
Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества.
Задания проекта направлены на достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи проектной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия;
- осознание целостности окружающего мира;
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Практическая значимость проводимой работы заключается в организации процесса духовно-нравственного воспитания и обучения, обеспечивающего накопление опыта познавательной, эмоционально-коммуникативной и творческой деятельности детей, их всестороннее развитие (набор компетентностей) и раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка; разработке целостной системы, учитывающей возрастные особенности младших школьников.
Список литературы.
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001. – 48 с.
3. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с. (Школьное образование)
4. Макаренко З.П. Становление индивидуального стиля исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2004. № 4.