Повышение познавательной и творческой активности младших школьников в проектной деятельности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


“В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат”.
В.А. Сухомлинский

В Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в определенных ситуациях, к овладению проектной и исследовательской деятельностью.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях.

Проектная деятельность учащихся в школе организуется с познавательными и практическими целями. Результаты исследований ученики реализуют в школьной и в повседневной жизни. Тесная связь теории и практики стимулирует учащихся к творчеству, формирует устойчивый интерес к самостоятельным исследованиям. Ученикам, знакомым с проектной деятельностью, будет легче учиться в школе, переходящей на новые методы и формы работы, соответствующие стандартам второго поколения. Проектная деятельность реализует основные задачи, поставленные перед школой будущего, ведь главная идея новых “Стандартов”: “развитие личности ученика в системе образования, возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию процесса умения учиться”.

В нашей работе используется проектно-исследовательская деятельность, как один из путей реализации интегрированного подхода в обучении младших школьников. Главным результатом использования исследовательских заданий является развитие самого ученика за счёт приобретения опыта исследовательской деятельности, за счёт открытия, осмысления, обобщения новых знаний. Обучающимися приобретается первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности посредством встреч с представителями различных профессий, экскурсий, знакомств с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, посещений конкурсов и фестивалей народного творчества.

Проект обучающихся 3 класса “Книга-лучший друг”

Цели и задачи проекта:

  • Развитие межпредметных связей
  • Выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач.
  • Привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
  • Самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и получения результатов.

Работа над проектом имеет следующие этапы:

I. Подготовительный этап:

1. Выдвижение идеи учителем

2. Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.

II. Организация работы:

1. Формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов.

2. Распределение заданий в микрогруппах.

III. Практическая часть:

1. Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

2. Обсуждение способа оформления проекта.

IV. Завершающийэтап:

1. Презентация результатов проекта.

2. Подведение итогов выполнения проекта.

V. Практическое использование результатов проекта.

Задачи данного проекта развития личности ребенка:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

В данном проекте учитывались следующие навыки, приобретенные учащимися:

  • навыки самообразования и самоконтроля;
  • моделировалась реальная технологическая цепочка: задача-результат;
  • индивидуальный подход;
  • навыки групповой деятельности;
  • интерес к познавательной деятельности.
Распределение проектно-исследовательской работы по группам
Историки Художники Литераторы
Задачи каждой группы (Собрать материал по темам)
История письменности

История создания первых книг

Первопечатники

Библиотеки в разные эпохи

Эволюция книгопечатания в век Интернета

Художники – иллюстраторы

Иллюстрации к любимым произведениям

Книга в изобразительном искусстве

Памятники книге

Загадки, пословицы и поговорки о книгах

Любимые авторы детей

Любимые литературные герои

Методы работы групп
Анализ литературных источников, материалов сети Интернет.

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в Краеведческий музей

Экскурсия в типографию

Экскурсия к памятнику первоучителям Кириллу и Мефодию

Классификация, систематизация и обобщение полученных знаний.

Анкетный опрос среди обучающихся 3-х классов

Поиск, описание, сопоставление, анализ полученных результатов

Создание электронных презентаций

Результаты работы
1. Презентации “Рождение книги”, “Первопечатники”

2. Исследовательские работы “Преимущество и недостатки электронных книг”, “Что читают мои одноклассники”, “Исторический путь библиотеки”

1. Вернисаж “Иллюстрации к любимым сказкам”

2. Презентации “Памятники книге”, “Книга и чтение в изобразительном искусстве”

3. Изготовление книжки-малютки

4. Памятка “Ремонт книг”

1. Кроссворды

2. Викторина “По страницам любимых сказок”

3. Устный журнал “О детских писателях”

4. Буклеты “Правила поведения в библиотеке”, “Полезные сайты для чтения детских книг”

5. Памятка “Как обращаться с книгой”

Продукт проекта
Рукописная книга

Внеклассное мероприятие совместно с городской библиотекой “Книга - помощник и друг”

Фестиваль исследовательских работ “Эврика”

Предлагаемый проект направлен на развитие следующих качеств обучающихся:

Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.

Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей.

Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.

Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества.

Задания проекта направлены на достижение учащимися следующих результатов:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи проектной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия;
  • осознание целостности окружающего мира;
  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;
  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

Практическая значимость проводимой работы заключается в организации процесса духовно-нравственного воспитания и обучения, обеспечивающего накопление опыта познавательной, эмоционально-коммуникативной и творческой деятельности детей, их всестороннее развитие (набор компетентностей) и раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка; разработке целостной системы, учитывающей возрастные особенности младших школьников.

Список литературы.

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001. – 48 с.

3. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с. (Школьное образование)

4. Макаренко З.П. Становление индивидуального стиля исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2004. № 4.