Цели урока:
- Обобщить, закрепить и расширить знания учащихся, полученные в курсе изучения истории Древней Греции.
- Развитие умения работать в команде, формирование взаимного уважения между учащимися.
- Формирование интереса к изучению истории Древней Греции.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран (для показа презентации).
- Награды победителям (грамоты и/или призы, др.).
- Тип урока: обобщающий урок в игровой форме.
Ход урока
Класс делится на три команды. Ведет игру учитель, 3 протокола (протокол каждой команды) заполняют по ходу игры 3 секретаря. В протоколы вписывают баллы, которые выиграны командами.
Ведущий (учитель) кратко знакомит с правилами игры:
1. По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.
2. После правильного ответа она получает данную сумму и ход переходит другой команде.
3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.
4. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.
5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.
6. В игре существует категория вопросов “Кот в мешке”. Содержание вопросов не соответствует заявленной категории, но оцениваются по номиналу.
7. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.
Игра проходит по пяти номинациям, каждая из которых оценивается от 10 до 50 баллов.
Вопросы для команд-участниц в номинации “Крылатые выражения”.
- “Ткань Пенелопы”. Пенелопа – жена Одиссея. 20 лет ждала мужа, а своим поклонникам она обещала выйти замуж, как только соткет покрывало. Но каждую ночь она распускала все, что сделала за ночь.
- “Авгиевы конюшни”. Царь Элиды Авгий владел огромными стадами скота. Однако стойла давно не чистились. Геракл, поступивший на службу, отвел в ворота конюшни русло реки и бурный поток за сутки смыл грязь.
- “Высечь море”. Царь персов, Ксеркс, шел войной против Греции в Vв. до н. э. и приказал выстроить мост через пролив между Азией и Европой для переправы своих войск. Буря разметала мост. Разъяренный правитель приказал казнить строителей, а море высечь цепями.
- “Сизифов труд”. Боги наказали царя Сизифа за попытку стать бессмертным. Тяжелый камень закатывал он каждый день на гору, но едва достигнув вершины, камень скатывался вниз.
- “Кануть в Лету”. Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства мертвых. Воды реки несли забвение.
Вопросы для команд-участниц в номинации “Знаменитые греки”.
- Автор поэм “Илиада” и “Одиссея”. Гомер
- Его называли отцом истории. Геродот.
- Архонт в Афинах, отменил долговое рабство. Солон.
- Под его руководством греки выиграли Марафонскую битву. Мильтиад.
- Древнегреческий философ. Проповедовал аскетический образ жизни, отказ от излишеств. Диоген.
- Вопросы для команд-участниц в номинации “ Религия древних греков”.
- Верховный бог греков, царь и отец богов и людей. Управлял громом, молнией и другими небесными явлениями.Зевс.
- Богиня любви и красоты. Афродита.
- Бог времени.Хронос
- Какому мифу посвящены рисунки. Миф “О богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне”
- “Кот в мешке”. Что произошло в 479 г. до н. э.?Битва при Платеях.
Вопросы для команд-участниц в номинации “Терминология”.
- Как назывался простой народ, не участвовавший в управлении? Демос.
- Названиегреческого судна. Триера.
- Военачальник. Стратег.
- “Кот в мешке”. С каким событием связан 443г. до н.э.? С избранием Перикла на должность первого стратега в Афинах.
- Совет знати в Афинах. Ареопаг.
- Вопросы для команд-участниц в номинации “ Города Древней Греции”.
- Как назывался город-государство в Древней Греции?Полис.
- “Кот в мешке”. На каком полуострове располагалась Древняя Греция? На Балканском.
- Город, в котором воспитываливоинов. Спарта.
- Город, где впервые зародилась демократия – власть народа. Афины.
- Город, который обнаружил в 1870 г. археолог Генрих Шлиман. Троя (Илион).
В конце урока подводятся итоги, команды награждаются грамотами и подарками.
При составлении вопросов была использована литература:
- А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.История Древнего мира. 5 класс. – М.:Просвешение, 2006.
- Кочергина Л.Л. История древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику
- А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.- Волгоград: Учитель,2007.159 с.
- О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории древнего мира.- М.:ВАКО, 2005.
- Хрестоматия по истории древнего мира: Пособия для учителя/ сост. Е.А.Черкасова.- М.: Просвещение, 1987. 256 с
- И.М. лебедев. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах. М.: Прсвещение, 1990