Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока:

  • Обобщить, закрепить и расширить знания учащихся, полученные в курсе изучения истории Древней Греции.
  • Развитие умения работать в команде, формирование взаимного уважения между учащимися.
  • Формирование интереса к изучению истории Древней Греции.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран (для показа презентации).
  • Награды победителям (грамоты и/или призы, др.).
  • Тип урока: обобщающий урок в игровой форме.

Ход урока

Класс делится на три команды. Ведет игру учитель, 3 протокола (протокол каждой команды) заполняют по ходу игры 3 секретаря. В протоколы вписывают баллы, которые выиграны командами.

Презентация.

Ведущий (учитель) кратко знакомит с правилами игры:

1. По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.

2. После правильного ответа она получает данную сумму и ход переходит другой команде.

3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.

4. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.

5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.

6. В игре существует категория вопросов “Кот в мешке”. Содержание вопросов не соответствует заявленной категории, но оцениваются по номиналу.

7. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.

Игра проходит по пяти номинациям, каждая из которых оценивается от 10 до 50 баллов.

Вопросы для команд-участниц в номинации “Крылатые выражения”.

  1. “Ткань Пенелопы”. Пенелопа – жена Одиссея. 20 лет ждала мужа, а своим поклонникам она обещала выйти замуж, как только соткет покрывало. Но каждую ночь она распускала все, что сделала за ночь.
  2. “Авгиевы конюшни”. Царь Элиды Авгий владел огромными стадами скота. Однако стойла давно не чистились. Геракл, поступивший на службу, отвел в ворота конюшни русло реки и бурный поток за сутки смыл грязь.
  3. “Высечь море”. Царь персов, Ксеркс, шел войной против Греции в Vв. до н. э. и приказал выстроить мост через пролив между Азией и Европой для переправы своих войск. Буря разметала мост. Разъяренный правитель приказал казнить строителей, а море высечь цепями.
  4. “Сизифов труд”. Боги наказали царя Сизифа за попытку стать бессмертным. Тяжелый камень закатывал он каждый день на гору, но едва достигнув вершины, камень скатывался вниз.
  5. “Кануть в Лету”. Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства мертвых. Воды реки несли забвение.

Вопросы для команд-участниц в номинации “Знаменитые греки”.

  1. Автор поэм “Илиада” и “Одиссея”. Гомер
  2. Его называли отцом истории. Геродот.
  3. Архонт в Афинах, отменил долговое рабство. Солон.
  4. Под его руководством греки выиграли Марафонскую битву. Мильтиад.
  5. Древнегреческий философ. Проповедовал аскетический образ жизни, отказ от излишеств. Диоген.
  6. Вопросы для команд-участниц в номинации “ Религия древних греков”.
  7. Верховный бог греков, царь и отец богов и людей. Управлял громом, молнией и другими небесными явлениями.Зевс.
  8. Богиня любви и красоты. Афродита.
  9. Бог времени.Хронос
  10. Какому мифу посвящены рисунки. Миф “О богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне”
  11. “Кот в мешке”. Что произошло в 479 г. до н. э.?Битва при Платеях.

Вопросы для команд-участниц в номинации “Терминология”.

  1. Как назывался простой народ, не участвовавший в управлении? Демос.
  2. Названиегреческого судна. Триера.
  3. Военачальник. Стратег.
  4. “Кот в мешке”. С каким событием связан 443г. до н.э.? С избранием Перикла на должность первого стратега в Афинах.
  5. Совет знати в Афинах. Ареопаг.
  6. Вопросы для команд-участниц в номинации “ Города Древней Греции”.
  7. Как назывался город-государство в Древней Греции?Полис.
  8. “Кот в мешке”. На каком полуострове располагалась Древняя Греция? На Балканском.
  9. Город, в котором воспитываливоинов. Спарта.
  10. Город, где впервые зародилась демократия – власть народа. Афины.
  11. Город, который обнаружил в 1870 г. археолог Генрих Шлиман. Троя (Илион).

В конце урока подводятся итоги, команды награждаются грамотами и подарками.

При составлении вопросов была использована литература:

  1. А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.История Древнего мира. 5 класс. – М.:Просвешение, 2006.
  2. Кочергина Л.Л. История древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику
  3. А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.- Волгоград: Учитель,2007.159 с.
  4. О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории древнего мира.- М.:ВАКО, 2005.
  5. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособия для учителя/ сост. Е.А.Черкасова.- М.: Просвещение, 1987. 256 с
  6. И.М. лебедев. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах. М.: Прсвещение, 1990