Занятие по декоративной композиции по теме "Намазлык ‒ реликвия Ислама, изготовление молитвенного коврика"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели занятия:

  • Развивающие: помочь в развитии умений и навыков при работе с оракалом и контуром, при ведении тонких декоративных линий.
  • Обучающие:
    • продолжить изучение истории родного края, видов искусства, применяемых у нас издревле, народных промыслов;
    • показать роль и значение намазлыка  в религии Ислам;
    • познакомить с расположением геральдической композиции и бордюрного орнамента на молитвенном коврике у татар, во второй половине 19 в., а так же с технологией изготовления его эскиза.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к своим «корням»;
    • учить видеть красоту окружающих нас предметов, изучать их историю;
    • воспитывать уважительное отношение к труду  и творчеству.                                                                                              

Задачи:

  • Знакомство с одним из видов народного промысла, как искусства  и как реликвии  семьи, передающейся от поколения  к поколению.
  • Формирование правильного представления о религии Ислам

Тип занятия: изучение нового материала, повторение и закрепление  ранее полученных знаний.

Форма занятия:

  • По организации деятельности учащихся – индивидуальная;
  • По организации деятельности педагога – практическое занятие.

Материальное оснащение:

  • Наглядные пособия-таблицы.
  • Последовательность выполнения работы.
  • Элементы растительных узоров – цветы, листья, бордюрного (ленточного) орнамента, геральдическая композиция.
  • Словарь новых терминов.
  • Аудиозаписи сур из «Корана».
  • Молитвенные коврики (намазлык), вышитые в различное время.
  • Фотографии: с экскурсии, мечети Кул Шариф, Мекки и хаджа в Мекку, молитвенных ковриков, вышитых в различное время.

Техническое оснащение: ноутбук, экран, эпидиоскоп.

Материалы и оборудование для  учащихся: пастельная бумага разных цветов формата  А3, цветной карандаш  в тон бумаги, заготовки цветов из оракала, калька, копировальная бумага, гуашь, кисти № 1 и 3,  контур, чистые листы для упражнений формат А4.

План урока:

1. Организационный момент: сообщение цели урока, постановка задач.
2. Повторение ранее пройденного материала
3. Сообщение нового, введение в тему, работа над достижением поставленных целей урока.
4. Подведение итогов урока: анализ работ (самоанализ работ учащихся)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение  целей урока, постановка задач. 

–  Итак, у нас сегодня завершающий урок по изготовлению  эскиза молитвенного коврика.  Мы должны на этом уроке повторить, все, что узнали о творчестве, искусстве татарского народа. Научиться «переносить» ассиметричную композицию на противоположную сторону бордюра,  в технике аппликации наклеивание цветов из оракала.

  • Роспись бордюра.
  • Роспись букетов.
  • Работа  контуром.

2. Повторение пройденного материала            

– Начнем с повторения наших знаний по истории нашего края. Для этого мы с вами вернемся на августовскую экскурсию в г. Казань. Какую мы мечеть посещали? Да, Кул Шариф (фотографии). Это красивейшая  мечеть и мы с вами любовались ее внутренним убранством. Нам не разрешили фотографировать, но попытаемся  вспомнить внутреннее убранство. Что мы увидели на полу? Да это целый палас, привезенный в подарок из Турции. Он поделен на молитвенные коврики для каждого из прихожан. Экскурсовод нам говорил,  в каком направление должен сидеть молящийся и почему? В направление Мекки – священному, высокочтимому мусульманами городу, куда раз в год съезжаются поломники (т.е. верующие мусульмане совершают хадж). А в жилище мусульманина, где хранился молитвенный коврик? Да, в специальной (полочке в стене) нише, которая называлась «михраб». А как же называется сам молитвенный коврик? (Намазлык) Т.е намазлык – это молитвенный коврик у мусульман.

– А теперь вернемся от истории к искусству. Если  кто-либо захотел бы вышить по всем правилам настоящий намазлык, как это делали наши татарские  мастерицы во второй половине 19 в., что он должен был знать?

1) Центральное поле  очерчивалось узким бордюром  П-образной формы, Который завершался кельевидной, стрельчатой или же полуциркульной формой, имитируя нишу–михраб, где обычно хранился м/к. Для отделки бордюра использовался  ленточный (бордюрный) узор, располагающийся на узкой полосе. Для него характерны  геометрический орнамент или растительные мотивы. Геометрическому орнаменту, в большинстве случаев, отводится вспомогательная роль.  (Так мотивы меандра, связанного и разорванного, спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, веревочки используются в композициях каём и бордюров.)

2) Таким образом, особенностью является контурное решение, а так же геральдическая  композиция. Т.е. особо популярной является тема цветочного букета, это – изящная изогнутая ветка, стебли, которой щедро усеяны элементами цветочных головок, листьев, бутонов, завитков. Как правило,  вышивался крупный цветочный букет, который располагался в определенном ритме по высоте.  Все мотивы восходят к понятию «древо жизни» – тормыш агачы.

– Какие же это цветы? Луговые, степные, садовые: клевер, ромашки, васильки, хризантемы, тюльпанообразные, лотосообразные, колокольчики мн.др.

3) Особенности вышивки на м/к:, вышивка разнообразной гладью, тамбурная.          

4) Ткани были всех цветов радуги.  Наиболее популярные были такие ткани: золотисто-зеленого, темно-голубого  цветов, терракотового. У татарских народов    намазлык изготавливался из сукна, атласа шелка и даже парчи, ткани вытканной из серебряных ниток. Очень распространены были так же среди разных народов войлочные.

3. Объяснение нового материала                                                                                                      

И еще пара вопросов:
– Почему в композиции нет стилизации птиц, животных, рыб или человека? Да, их запрещал Коран.  Они появляются в более поздних работах,  стилизованные до неузнаваемости.
– Ребята, как вы думаете, почему мы затронули тему религии? Почему говорим об Исламе?  (Ответы детей).  
– Известно, что Ислам, – это религия, образ жизни и мировосприятие. Современный Ислам вторая по численности последователей мировая религия, ее исповедуют более  одного миллиарда человек (почти половина всего населения), наши прабабушки, прадедушки были глубоко верующими людьми, мусульманами, а искусство, культура вплотную зависят от вероисповедания народа, т.е. то, во что он  верит. Известно, что Ислам – это религия а религия, это образ жизни, и мировосприятие. Современный Ислам, это вторая по численности последователей мировая  религия. Она  насчитывает около одного миллиарда человек (почти половина всего населения).                                                                                                                   
В сердце ислама живет легенда о месте, которое было всегда. Она гласит, что за долго  до времен пророка  Авраама и до Адама и Евы, и до сотворения мира, существовало место, где находилась небесная обитель Господа. Имя ей Кааба. Ее земное подобие есть и на земле, оно находится в центре Мекки и  символизирует единого  Бог, бога Авраама. Сюда стекались паломники всех вероисповеданий, как считают ученые, даже иудеи и христиане. Но вот уже  1 400 лет  это место считается святыней мусульман. К этой святыне отправляются  мусульмане в 5-дневный хадж (путешествие. паломничество), которое является само по себе большим испытанием  для верующих, ибо сюда стекается в эти дни около 3 миллионов паломников. (Обыкновенные туристы сюда попасть не могут). Каждый должен обойти вокруг каабы 7 раз (фотографии). Молятся все разом. На фото видно, что у каждого молящегося есть молитвенный коврик.

– Вернемся опять к мечети, с которой мы начали. Знаете ли вы,  что 13 октября 1995 года Президент Республики Татарстан подписал Указ, о сооружение мечети Кул-Шариф и передаче Благовещенского собора, в котором мы тоже были, Православной церкви. И что это означает? (Может кто-то помнит рассказ экскурсовода?) ( Если вы помните, даже звон колоколов на территории мечети не слышен, так же как и призыв имама на территории собора). О равноправии двух  основных религий в Республике. Заметьте, мы путешествовали на территории  всех храмов беспрепятственно. И никто не спрашивал у нас какой мы веры, или какой мы с вами национальности – это очень здорово. Ведь мы с вами художники – люди искусства. И нам хочется увидеть все красоты мира.

– Итак, мы проделали с вами несколько этапов работы:

1. Нарисовали ленточный узор.
2. Нарисовали с одной стороны бордюра ассиметричные цветочные букеты
3. Начали вырезать цветы для букетов.
4. Следующим этапом нашей очень сложной, но очень интересной работы является перенос ассиметричного узора на другую сторону бордюра. Те, кто пробовал  это сделать самостоятельно – столкнулись с массой проблем. Оказалось в зеркальном положении перенести замысловатые узоры очень сложно. Поэтому предлагаю следующий способ:
– На кальку переводим свой букет – переворачиваем кальку обратной стороной. Подкладываем под кальку копировальную бумагу глянцевой стороной вниз. С небольшим  нажимом, но очень аккуратно, т.к. бумага тонкая, переводим на другую сторону  бордюра, заранее отметив место, где будет располагаться букет. Теперь можно, приклеивать готовые цветы.
5. Приклеиваем цветы. Их мы вырезали (по шаблонам, которые мы  ранее приготовили) из самоклеющейся пленки. Это, облегчит наш труд и украсит работы. Напоминаю, что вырезать надо очень экономно (для тех, кто хочет дополнить букеты более мелкими деталями)  
6. Расписываем края бордюра ленточным узором. Для этого нам понадобятся тонкие беличьи или синтетические кисти №1 и 3.Кисть держится ближе к основанию. Вести кисть нужно сначала еле-еле дотрагиваясь до рисунка, там, где листок или стебель утолщается,  на кисть делается более сильное давление, а у основания кисть нужно легко и быстро оторвать от бумаги. Для того чтобы сделать листочек загнутым попробуем вести кисть  не рукой, а немного повернуть ее  вокруг своей оси. У вас есть у каждого на столе листочек бумаги формата А4, на котором каждая из вас может потренироваться или убрать лишнюю краску с кисти прежде, чем прикоснуться к эскизу.
7. Теперь можно расписать траву  и листья гуашью
8. Когда вы закончите работать гуашью, можно сделать акценты с помощью контура, очень легко надавливая на тюбик, если появилась лишняя краска, убираем ее с помощью ватного диска  или просто на бумагу для упражнений, можно даже потренироваться на ней. (Т.к. вы уже работали контуром по батику, показывать, как им работать нет надобности, покажу лишь, как делать плавную линию из точек).  
Работа над достижением поставленных целей урока: практическое  выполнение  задания.

– Во время вашей работы я поставлю вам для прослушивания одну из сур из священной книги мусульман – Коран. Я хочу, чтобы вы прониклись духом того времени, духом народа, который здесь проживал вот уже многие столетия. Чтобы при исполнении своей работы вы могли в полной мере представить себя мастерицами, которые  долгими вечерами, ведя затворнический образ жизни, создавали настоящие произведения искусства, сохранившиеся до нынешних времен. Намазлык с большой любовью вышивали девушки для родителей своего будущего жениха. Он передается по наследству из рук в руки, как большая реликвия (ценность). Ведь сколько молитв, похвал Аллаху он в себя впитал.

4. Подведение итогов

Анализ работ, (самоанализ выполненных работ – каждый рассказывает о свое работе), обобщение. 

– Итак, мы завершаем наши эскизы, что мы нового узнали на уроке и какие у вас впечатления остались от него? Получили ли вы чувство удовлетворения от выполненной работы? Какую оценку вы бы себе поставили, что удалось, по вашему мнению, и над чем еще надо поработать?

Список литературы:

  1. Сергеева Нурзия  Татарская вышивка. – Казань., 2005.
  2. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань.,1984.
  3. Зәйдулла Р.  Татар таҗи. – Казань., 2004.
  4. С.М. Червонная Искусство Татарии. – М., 1987.
  5. Нурзия Татар сынлы сәнгате. – Казань., 1999.

Приложения