Внеклассное мероприятие с элементами изобразительной деятельности "Камнерезное искусство Урала"

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи:

  • Расширить знания учащихся о красоте различных пород уральского камня.
  • Разбудить у детей интерес к ювелирному и камнерезному искусству.
  • Создание декоративной вазы.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Беседа о кладовых Урала.
  2. Встреча Медной горы Хозяйки (рассказ о камнях, детские работы, загадки)
  3. Практическая часть.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о промыслах нашего замечательного края.

Кто мне скажет, как называются горы, на которых расположен наш город? (Уральские)

Презентация.

В давние времена люди называли Уральские горы Каменным Поясом (слайд № 2). Каменный Пояс славится своими богатствами: Пушистыми шкурками соболей и куниц, узорчатыми каменьями и железной рудой.

Древние рудознатцы, люди, которые находили руду и плавили из нее железо, работали на маленьких печах. Заводов тогда не было. Руды железной на Урале было столько, что не заметить ее было просто нельзя. Иногда она целыми скалами выходила на поверхность. (слайд № 3)

- Что делают из железа? (подносы, и т.д.)

А какое у нас в городе есть предприятие, на котором плавят железную руду и делают чугун? железо? (слайд № 4)

Но богатством Каменного Пояса была не только руда, но и редкие драгоценные камни. Уральские мастера обрабатывали эти камни. Сначала они изготовляли только пуговицы для мужских кафтанов и нарядных женских сарафанов. А потом уже и вазы, чаши, колонны украшали дворцы Москвы и Петербурга. (слайд № 5)

У мастеров по обработке камня, их называли (гранильщики) бытовали разные поверья, приметы. (слайд № 6)

- Что такое поверье?

  • Нельзя надолго прерывать работу, а тем более передавать камень другому, т. К. это принесет несчастье.
  • Кто пьет из малахитовой чаши, способен научиться понимать язык животных.
  • У всех камней есть Хозяйка. (слайд № 7)

- Как зовут эту Хозяйку?

И сегодня она пришла к нам на занятие.

2. Рада видеть вас в своем царстве каменьев. Хоть царство моё и каменное, но прославленное на весь свет богатствами несметными. Много чудес и сокровищ скрыто в моих подземельях. Но раз в году открываются двери в мой дворец для дорогих гостей. Сегодня я поведаю Вам тайну наших сокровищниц, а поможете мне в этом, Вы, ребята.

3. Рассказ о камнях (рассказы учеников)

- А особую славу принес уральским мастерам малахит. (слайд № 8)

Малахит – особенный минерал. Среди цветных камней Урала он, пожалуй, самый уральский. И вопреки поверью старых горщиков, что этот зеленый камень приносит горе, люди любуются изделиями из малахита, дивятся умению уральских мастеров.

Малахит – символ жизни и роста, по-видимому, поэтому он является ярко выраженным “детским оберегом”: уже с глубокой древности вырезали из него детские амулеты, охраняющие ребенка от болезни, испугов и всевозможной опасности. Естественно, для человека нет ничего дороже ребенка. В старину глубоко верили, что кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов. Осененный этим самоцветом ребенок спит спокойно, крепко, без неприятных сновидений.

Яшма не уступает своей красотой, она бывает разной (красной, коричневой, белой) (Слайд № 9)

Ещё один поделочный камень - Змеевик (слайд №10)

Змеевик

Все эти каменья называют – ПОДЕЛОЧНЫМИ. Почему? (слайд №11 )

(Из них делают поделки)

О красоте кладовых Урала писал сказы замечательный писатель П.П.Бажов.

А какие сказы вы знаете?

Вот я сейчас и проверю.

Я вам показываю иллюстрацию, а вы мне называете, какому сказу Бажова она соответствует. “Малахитовая шкатулка”, “Каменный цветок”,“Горный мастер”, “Серебряное копытце”,“Хрупкая веточка”. (слайд №12,13,14,15)

Молодцы!

Вы сегодня согласились быть каменных дел мастерами – так покажите свои навыки.

Рассыпалась ваза моя, а осколки – где-то в классе. Данила – мастер сделал бы это быстро. А вы? –

Ответите на мои вопросы, значит, соберем вазу, нет – ну тоже неплохо. Не сразу Москва строилась, мастерству учиться надо.

1. Как называется камень, который cилой своей он колыбели детей охраняет и отвращает от них все возможные беды: /Малахит/

2. Отрывок из какого сказа Бажова вы слышите:

“А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали зелененькие, большие, хризолитами называются. Видали?”

/Серебряное копытце/

3. Какие бывают камни?

/Поделочные/

Молодцы, знания свои вы показали, а теперь уменья ваши будем проверять.

4. Вы помните, что сказала Хозяйка Медной горы? Она пришла научить вас мастерству (Я ей в этом помогу )

Мы сегодня будем с вами Мастерами-камнерезами. И в руках у нас не просто листы бумаги, а камни разных пород. И мы попытаемся их превратить в декоративные вазы.

Всему сразу не научишь, но вот хотя бы несколько советов. (слайд №16)

Совет № 1. Свои богатства земли Хозяйка раскрывает только тому, кто нравственно чист, любит людей, приносит им радость и счастье.

Таким людям она дает умение видеть красоту окружающего мира и воспевать ее в своих каждодневных трудах.

Совет № 2. Надо выбрать лист бумаги, красиво выкрашенный под

камень, и по эскизу выполнить силуэт половины вазы с учетом красивых пропорций.

Совет № 3. Желтыми полосками цветной бумаги украсить контур

Совет № 4. Пополнить кладовые хозяйки Медной горы.

Вот вами доброе дело уже сегодня и будет сделано.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для этого нужно подготовить листы бумаги под цвет поделочных камней (техника “монотипии”), трафареты половины вазы, желтая бумага (“золочение” декоративных элементов)

(слайд № 17)

Итог: пополнение запасов кладовых Хозяйки Медной горы.

Хозяйка: Вот и закончили мы свой рассказ о камнерезном искусстве Урала.

Смотрю на ваши подарки, налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше.

Да и выбирать я не буду – все вазы хороши.

ВЫСТАВКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ.