Путешествие по Москве "Московский Кремль". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Характеристика класса. В классе 21 учащийся, из них учебный настрой, мотивация на учебную деятельность, интерес к предмету прослеживается у 16 человек, 4 человек испытывают трудности в обучении.

Тип урока: Получение новых знаний.

Форма проведения урока: Урок-презентация

Цель урока: Познакомить учащихся с достопримечательностями Москвы, дать общее представление о московском Кремле и его истории.

Задачи:

Образовательная:

  • Расширить географический и исторический кругозор школьников на основе изучения краткой истории Москвы, архитектурными особенностями Кремля и Красной площади;

Развивающая:

  • Развивать умение школьников находить на плане Москвы Кремль и Красную площадь.
  • Развивать мотивационную и эмоционально-волевую сферу личности через реализацию образовательных задач урока, внимания и интереса к предмету через обоснования ответов учащихся.

Воспитательная:

  • Формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда через формы организации обучения, способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке, контроль и коррекцию ответов детей.

Форма организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Работа с учебником, рабочей тетрадью

Используемые методы и приемы:

  • Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
  • Рассказ, беседа

Средства обучения

  • Доска
  • Учебник
  • Тетрадь
  • Компьютер
  • Проектор (слайдовая презентация)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

- Мы с вами начинаем путешествие по нашей стране. Точкой отправления будет столица России. Какой город является столицей нашей страны?

- Сегодня мы знакомимся с Москвой. (слайд №1)

III. Работа по теме урока

- Город Москва это столица нашей Родины – был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки. Сегодня Москва – это огромный город, в котором живет несколько миллионов человек. (слайд №2) Но такой большой Москва была не всегда. Сначала это было небольшое поселение на Боровицком холме. Живший в то время князь Юрий Долгорукий выбрал это место и решил построить крепость. Село огородили крепкой деревянной стеной. Город получил название по имени реки, у которой он стоял – “город Москва”. Поэтому основателем Москвы считают князя Юрия Долгорукого, которому теперь в центре города установлен памятник. (слайд №3-4) Был князь Юрий немалого роста, толстый, лицом белый, глаза небольшие, нос длинный и кривой. Прозвали его Долгоруким из-за того, что свои “Долгие”, то есть длинный, руки князь от Суздаля “протягивал” в разные концы Руси.

Москва – столица России. Столица – это главный город страны, где находятся Президент и Правительство России. Но Москва не сразу стала столицей. Раньше это был маленький городок на окраине большого княжества. Со временем городок разрастался, в нем становилось все больше жителей. Постепенно она превратилась в центр небольшого самостоятельного княжества, которое получило название – Московское княжество. (слайд №5)

- На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец. (слайд №6)

- Общий вид Москвы можно рассмотреть на плане. План это чертеж местности. На плане Москвы хорошо видны главные улицы города, река Москва, Московская кольцевая автомобильная дорога, окружающая город. (слайд №7)

- Сегодня мы с вами “походим” по центру города. Сначала подойдем к сердцу Москвы – Московскому кремлю. Московский Кремль – это символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. (слайд №8-9)

- Как же выглядел первый Кремль? Ответ на этот вопрос нам приготовила Бурнашева Галя. Давайте внимательно послушаем. (слайд №10)

В центре стояла церковь, вокруг нее были разбросаны избы, и всё вокруг – обнесено сосновой оградой. Территория Кремля имела форму неправильного треугольника. Эту форму Кремль сохранил по сегодняшний день. Изменились только его размеры.

Первое крупное изменение произошло при князе Иване Калите. Он присоединял много земель к Москве, и княжество стало большим. Укрепления крепости состояли изо рва, наполненного водой, земляного вала и стен с пятью башнями. Иван Калита заложил первую в Москве площадь. Называлась она соборной площадью. Называлась она так, потому что там стояли 3 собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский.

После смерти Ивана Калиты, к власти пришел его внук – Дмитрий Донской. При нем снова перестроили Кремль. Строили из известняка. Поэтому и прозвали этот Кремль “белокаменным”. Территория Кремля увеличилась. Поставили уже 8 башен.

При Иване III Кремль был выстроен из кирпича. В Кремлевской стене было 19 башен, и еще одна была вынесена вперед, перед стенами. Это Спасская башня.

- Как вы думаете, чем отличается Спасская башня от других башен? На ней часы, которые называются Куранты. Бой этих часов слышит каждый житель нашей страны в новогоднюю ночь. (слайд №11)

- Следующий этап нашего путешествия, это красная площадь. Красная площадь располагается под стенами Кремля. Это главная площадь страны. Почему она так называется? Прочитаем об этом на странице 104 нашего учебника. (слайд №12)

- А сейчас мы подойдем к храму Христа Спасителя. О храме Христа Спасителя информацию нам приготовила Корнилова Настя. Давайте внимательно послушаем. (слайд №13)

Этот храм решили возводить в Москве в честь воинов русской армии, павших в Отечественной войне 1812 года. Русский народ собирал деньги на постройку храма. Деньги везли в Москву отовсюду. Храм строили почти 50 лет. Он был освящен в 1883 году. Это было большое белокаменное сооружение с золотыми куполами, которые возвышались на высоте 103 метров. На мраморных плитах были выбиты имена павших за Отечество.

Судьба этого храма сложилась трагически. В 1931 году его взорвали и на его месте открыли бассейн. Спустя полвека снова начался сбор средств на восстановление храма Христа Спасителя. Сегодня он снова стоит на прежнем месте. Восстанавливали его по старым фотографиям, видиоъсёмкам и чертежам, поэтому выглядит он так, как и 100 лет назад.

- Еще хочется добавить, что храм Христа Спасителя имеет 1 большой, центральный купол. Вокруг большого купола расположились еще 4 – поменьше. Под ними установлены 13 колоколов. Самый большой весит 28 тонн. Внутри храм украшен великолепными росписями лучших художников.

- Следующая наша остановка на Арбате. Арбат это самая большая улица Москвы. Ее длинна 1 километр. На Арбат выходят переулки, сохранившие свои исторические имена. Название улицы Арбат происходит от арабского слова “рабад” - пригород. Арбат – одна из самых престижных улиц Москвы. Сегодня Арбат – это пешеходная улица, украшенная фонарями и вымощенная плитами. (слайд №14)

- Сейчас мы с вами вкратце познакомимся еще с одними достопримечательностями Москвы: (слайд №15-20)

  • Большой театр – это центр русской и мировой музыкально-театральной культуры. Знаменитая четверка коней, запряженных в колесницу греческого бога Аполлона, украшает его крышу.
  • Театр зверей имени В.Дурова – Владимир Леонидович Дуров очень любил животных. Он применял при дрессировке ласку, терпение. Когда у него собралось уже большое количество разных зверей, он разместил их в большом красивом доме, который купил на одной из тихих улиц Москвы. Теперь на этом месте находиться театр.
  • Третьяковская галерея – основателем был Павел Михайлович Третьяков. Он со своим братом покупал полотна мастеров. Сначала коллекция помещалась в их доме. Но картины становились все больше. К дому добавили пристройку. Так выросло одно из первых зданий. Сегодня в Третьяковской галерее хранится около 50 тысяч произведений искусств.
  • Исторический музей
  • Крылатские холмы
  • Мавзолей Ленина
  • Московский государственный университет
  • Покровский собор
  • Собор Казанской иконы
  • Успенский собор
  • Царь пушка
  • Царь колокол
  • Чистые пруды

IV. Закрепление новой темы

- Сегодня на уроке мы получили очень много информации. И сейчас с помощью наших рабочих тетрадей мы закрепим наши знания, и заодно проверим, кто внимательно слушал.

Открыли рабочие тетради на странице 43. Нашли нашу тему: “Путешествие по Москве”.

Упражнение под №1.

Упражнение №2-3 совместно

Тема “Московский кремль”

Упражнение №1-2 совместно. (слайд №21)

V. Итог урока

- Вернемся к плану Москвы. Найдите на плане реку Москву. Покажите Московскую кольцевую автомобильную дорогу. Кто такой Юрий Долгорукий? Расскажите о гербе города Москвы? Назовите князей строивших и расширяющих Кремль? Какая площадь есть возле Кремле? (слайд №22-24)

Домашнее задание: стр. 96-105, рабочая тетрадь с. 46 №4, с. 48-49 №3, №4. (слайд №25)