"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Класс: 4 класс

Краткое описание: Данный проект может быть использован для повторения темы “Обыкновенные дроби” и для изучения правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Используемые учебники и учебные пособия: ОС “Школа 2100” , Учебник “Математика” 3 класс 3 часть, авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких.

Используемая методическая литература:

1. Козлова С.А., Рубин А.Г.Контрольные работы к учебнику “Математика” для 3-го класса.

2. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - М. : Баласс, 2010 г. (Образовательная система “Школа 2100”).

3. Планирование к учебнику “Моя математика”, 3 класс, Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Баласс 2010 г.

4. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

5. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Цели урока: Создать условие для знакомства с алгоритмом сложения дробей одинаковыми знаменателями. Закрепить понятие дроби.

Задачи:

  • Обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность.
  • Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнения других.
  • Создать условия для развития мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы.
  • Развивать навык совместного поиска ответа на поставленную задачу.
  • Развивать адекватную самооценку собственной деятельности.
  • Воспитывать доверительные отношения.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Звонок объявил начало нашей работы. Я вижу ваши добрые заинтересованные глаза, вижу в них поддержку и верю, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока. Я не ошибаюсь, ребята? Тогда за работу!

2. Актуализация знаний.

Откройте тетради. Подпишите на полях число, классная работа.

- Математика работает с числами. Какое число “хозяйничает” на сегодняшнем уроке? (6, т.к. сегодня 6 октября.)

- Запишите это число, придумайте закономерность и постройте дальше числовой ряд.(6..7..8...9..10; 654321;6.12.24.48.96)

- Какую закономерность задали, и какой ряд получился? (Несколько учащихся зачитывают получившиеся числовые ряды.)

- Чем похожи все числовые ряды? (для записи использованы натуральные числа .)

- Какие числа называют натуральными? (Те числа, которые получаются при счёте.)

- С какими ещё числами работаем на уроке? (Дробными.)

- Какие числа являются дробными? (Те, которыми обозначают одну или несколько долей целого.)

Слайд № 2

- Запишите в общем виде дробное число. (m/n)

- Чем является каждая буква в этой записи и что она показывает?

Слайд № 3

(Рассмотрите ряд чисел. Как эти числа называются? Все ли эти дроби одинаковые? Разбейте их на группы.) (групп 2-или 3)

Слайд № 4

- Назовите дроби с числителем 6. (Учитель записывает их на доску, запишите их в тетрадь.)

- Какая их этих дробей самая большая? А самая маленькая? О чём нужно помнить, чтобы правильно ответить на эти вопросы? (В дробях с одинаковым числителем больше та дробь, у которой знаменатель меньше.)

- Назовите дроби со знаменателем 6. (Учитель записывает их на доску, дети записывают в тетрадь.)

- Здесь маленькая дробь? Большая? Как определили? (Если в дробях одинаковый знаменатель, то больше та дробь, в которой числитель больше.)

-еще одна группа

- Какие задания с дробями вы умеете выполнять? (Сравнение, нахождение части от числа, целого по известной части, часть, которую одно число составляет от другого.)

- Решим следующие задачи.

Слайд № 5-13

- Как найти часть от числа? (надо целое разделить на части, целое :знаменатель и умножить на числитель,)Как находится целое по известной части?(разделить на числитель, умножить на знаменатель). Как узнать, какую часть одно число составляет от другого? (На доску вывешиваются соответствующие формулы.)

- Где используем эти правила? (При решении задач.)

Прочитайте задачи на слайде. Задача.

Слайд № 14

Решите ее в группах, а решение запишите на листках.( групповая работа)

Винни-Пух пошёл в гости к ослику Иа. Сначала он прошёл 2/6 всего пути, а потом 3/6 пути. Какую часть пути прошёл Винни-Пух всего?

(отчет групп, выходит ответственный, заранее отмеченный на листочке).

Учащиеся вывешивают на доске варианты решений и ответов.

- Хорошо, ребята. Давайте проверим.

3. Постановка учебной задачи.

- Что нам надо было найти в задаче? (Какую часть пути прошёл Винни-Пух всего.)

- Что другими словами неизвестно? (Целое.)

-А что известно? (Части.)

-Напомните правило нахождения целого? (Чтобы найти целое надо части сложить.)

- Значит, всё-таки действие сложение вами было выбрано правильно?

- А почему же получились разные ответы? (Не знаем правило сложения дробей.)( как ввести правило)

- Обратите внимание на дроби, что замечаете? (У этих дробей одинаковые знаменатели.)

- Значит, мы не знаем какое правило? (Правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.)

- И тогда, какова будет цель урока? (Узнать, как складываются дроби с одинаковыми знаменателями).

- Сформулируйте тему урока. (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.)

4. “Открытие” детьми нового знания.

- Каким образом вы предлагаете выяснить, как же складываются такие дроби? (На числовом луче, с помощью геометрических фигур, на чертеже.)

- Поработайте самостоятельно. У каждого из вас на столе лежит геометрическая фигура. Отметьте указанные дроби, определите результат сложения. (Каждый ученик на листе карандашом отмечает на моделях дроби и определяет результат.)

Закончили ребята. Проверяем, что получилось? ( 5\6)(сверка с доской)

Слайд № 15

- А теперь попробуйте сформулировать правило о сложении дробей с одинаковыми знаменателями.

- Мы должны вывести правило не только для этого случая, а для всех. Попробуйте продолжить запись.(. а/п + в/п = ...)

Слайд № 16

- Объясните запись. (Числители складываем – это части одного целого, а знаменатель оставим прежним.)

Учитель на доске вывешивает табличку с формулой.

- Расскажите по формуле правило о сложении дробей с одинаковыми знаменателями. (Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить тот же. )

- Сравним ваши выводы с выводом учебника стр.36.

- Что скажете? (Выводы получились одинаковыми.) Молодцы!

- Какой из предложенных вами вариантов решений был правильным? ( возвращаемс к листочкам).

- Какую же часть пути прошёл Вини-Пух? (5/6 пути.)

5. Физическая пауза.

Чтобы в форме быть всегда
Двигаться нужно, друзья,
Приседаем раз и два,
Наклоняемся раз-два,
Поскакали, побежали,
Руки вверх, вы не устали?
А теперь все улыбнитесь,
Настроеньем зарядитесь.

- Встаём на носочки, руки вверх, видим там удачу, успех и хорошее настроение и пытаемся хоть немножко поймать их себе...

Получилось?

6. Первичное закрепление.

А) Решение задачи.

- Соберём своё внимание, чтобы продолжить урок. Поработаем с нашим учебником. Найдите задание № 2(а).Прочитаем.

- Что мы будем сейчас делать? С помощью чего можно решить задачу?

(схема).

- Что является целым? (торт)

- Что известно?

- На сколько частей надо разделить целое?(17)

- Что требуется найти? (часть)

- Кто знает как записать схему к задаче? (...) 1 выполняет на доске

Проверка и объяснение.

Слайд № 17

- Кто решил также? У кого другое решение? Что помогло решить задачу без ошибок? ( новое правило)

Б) Решение примеров.

- Новое знание поможет нам и при решении задач, так и при решении примеров. Давайте попробуем. Найдите у себя на партах карточки с примерами. Выберите из предложенных только те выражения, которые связаны с темой сегодняшнего урока. Попробуйте решить их самостоятельно.

Карточки с примерами

На карточке:

7/12 + 3/12

9/14 – 6/14

18/75 + 30/75

6/12 + 5/8

3/7 + 3/5

7/30 х 3

___ + ____

* *

(Проверяем по цепочке).

Слайд № 18

- Кто допустил ошибки?

- В чём был не внимателен?

- Поднимите руку, кто выполнил правильно и не допустил ни одной ошибки?

Молодцы! А что вам помогло?

Фронтальная работа. Вернемся к нашему учебнику. Найдите задание №4 стр.37.Прочитайте.

- Что вы заметили?

- Что особенного в записи этой дроби?

- Что обозначает дробь 5/5? (целое)

Прочитайте вывод в учебнике.

- Посмотрите внимательно на слайд, назовите те дроби, которые обозначают целое, единицу.

- Как представить единицу в виде дроби?

Слайд № 19

7. Итог урока.

- Заканчивая урок, продолжите предложения:

  • Теперь я знаю ...
  • Теперь я умею ...

-- Какие открытия совершили? В чём их значимость?

-- Какие выводы сделали и запомнили?

-- А теперь давайте вернёмся к группам, на которые мы разделили дроби в начале урока?

-- Сможете ли вы сейчас сказать, почему их 3?

- Каждому из вас, ребята, я говорю спасибо за добросовестную и активную работу!

- А теперь определите, на какой ступеньке математических знаний каждый из вас находится?

Слайд № 20

- Хочу знать больше

- Хорошо, но могу лучше

- Пока испытываю трудности (с помощью магнитов или на своем листочке)

8. Домашнее задание № 3 стр.36.

Приложение 1.