Ролевая игра "Театр"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • дать начальное представление о театре как об одном из видов зрелищного искусства;
  • подготовить детей к посещению театра;
  • познакомить с понятием «театральный ритуал»;
  • познакомить с театрами города;
  • воспитывать культуру поведения в театре;
  • развивать навыки театрально-исполнительской деятельности.

Подготовительная работа:

  • выступление учителя на родительском собрании;
  • проведение серии классных часов «Театры СПб школьникам»;
  • рисунки, афиши, пальчиковый театр на уроках ИЗО;
  • домашнее задание: придумать эмблемы для детских театров, найти сведения  о  детских театрах и их репертуаре на весенних каникулах.

Оборудование: театральные афиши, детские рисунки, плакаты с видами города, цитаты о театре, презентация.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит песня «Маленькая страна». Входят дети.

Ведущий: Сегодня мы отправляемся в маленькую страну, в мир волшебных превращений, в театр.

Ученик: 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра. Это официальный день его рождения. Однако на самом деле театр в России зарождается значительно раньше – с праздников и обрядов. Различные празднества сопровождались играми, песнями, плясками. Со временем эти игрища стали занимать в повседневной жизни людей всё больше места.

Звучит русская плясовая.  (В зал вбегают 2 скомороха)

Скоморохи:

– Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званные и желанные.
– Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
Ребята – молодцы, весёлые удальцы!
– Почтенные и молодые.
– Полные и худые.
– Мы рады гостям, как добрым вестям!
– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
– Эй, господа, пожалуйте сюда!
Приглашаем всех гостей
К нам на представленье
Всем на удивленье.
– Спешите! Спешите! Торопитесь
Занять лучшие места
– Приходите все без стесненья
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
– Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ученик: Скоморохи – это первые артисты, мастера шуток. Ходили они из села в село веселить народ. С тех пор прошло много времени. Театр очень изменился. В жизни людей он занимает значительное место.

Ведущий: Мы начинаем путешествие в страну театра. Будем шаг за шагом узнавать её тайны.

Ведущий: Одна из тайн театра – театральный ритуал.
Установленный людьми порядок называется ритуал, а порядок в театре – театральный ритуал. Эти установленные с давних пор порядки зрители не нарушают.
– Чтобы каждый из вас при посещении театра получил как можно больше удовольствия, изучим театральный ритуал.
– Как выдумаете, как лучше одеться, если вы собрались посетить театр?

Слайд 1. Выбери подходящую одежду для похода в театр.

  • Пляжный костюм.
  • Спортивная форма.
  • Нарядное платье, костюм.

– Прочитайте первое требование театрального ритуала.

Слайд 2. Приходи в театр нарядным.

Переодевание в нарядный костюм, ощущение праздника имеет большое значение, оно создаёт хорошее настроение.

Выходят 2 нарядные  девочки под музыку.

Когда мне стало 10 лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подружкой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке
Дали  в руки номерки.

– Прочитайте второе требование театрального ритуала.

Слайд 3. Верхнюю одежду оставь в театральном гардеробе.

Звучит звонок.

Девочка спрашивает: «О чём предупреждает звонок?»
– Первый звонок – это предупреждение, что пора заканчивать свои дела в гардеробе. (Слайд 4)
– А этот о чём предупреждает?
– Второй звонок предлагает зрителю войти в зал и спокойно, без суеты, пропуская вперёд пожилых людей, занять свои места. (Слайд 5)
– А этот о чём предупреждает?
– Третий звонок предупреждает о начале спектакля. (Слайд 6)

Ученица:

Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала,
Я сейчас увижу фею
В белом платье и платке,
Я сижу дышать не смею
Номерок держу в руке.

Ведущий: Одна из тайн театра – внимательный зритель. Быть зрителем – это искусство. Особое искусство, сложное,  которому надо учиться.
– Каким же должен быть зритель?  (Ответы детей)

Ведущий: Что можно сказать о таком зрителе?

1 мальчик:

Деньги очень я люблю,
Посчитать уже могу.
О театре речи нет,
Побегу быстрей в буфет.

Ведущий: Можно ли назвать его зрителем?
– Прочитаем следующее требование театрального ритуала.

Слайд 7

Во время действия входить в зал, разговаривать, шуршать бумажками, есть, читать программку нельзя.

Ведущий: Мы подошли к главной тайне театра – таинственные превращения.

 Ученик:

Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!

Звучит  мелодия «Буратино». Вбегает Буратино. Звучит песня.

Ведущий: Все вы, конечно, узнали этого героя из сказки … (Название сказки)
– Почему эта сказка так называется? (В ней рассказывается о тайне золотого ключика, этим ключиком была открыта дверь в волшебную страну, страну Театр. Заглянем за занавес.

(Скоморохи открывают занавес)
Представление. (Сценка по фрагменту сказки «Золотой ключик или приключения Буратино», книга для чтения 2 класс. Звучат голоса птиц.)
После представления артисты кланяются, зрители хлопают.

Ведущий: Мало смотреть – нужно видеть, мало слушать – нужно услышать и быть благодарными зрителями.
– Как выразить свой восторг от спектакля?
– Прочитаем следующее требование. (Слайд 8)
Выражать восторг можно аплодисментами, криками «браво» и вставанием.

Ведущий: А теперь проведём конкурс актёрского мастерства. (Для этого приглашаются 4 человека. Они получают стихотворение , которое должны прочитать разгневанно, весело, печально, удивлённо.)

Я тучка, тучка,
Тучка,
А вовсе не медведь,
Ах, как приятно тучке
По небу лететь!
Ах, в синем-синем небе
Порядок и уют –
Поэтому все тучки
Так весело поют.

Ведущий: Вы видели, как распускаются цветы? Давайте посмотрим. (В зале выключается свет.)
– А теперь давайте представим, что наши руки превращаются в цветы. (Выходят девочки. Остальные делают на местах.  Звучит  музыка. «Вальс цветов» Чайковского.)

Ведущий:  Представьте, что вы посадили зёрнышко. А из него вырос прекрасный цветок. Сначала ваши руки становятся стебельками, затем бутонами и цветком. Цветок распускается.

– Что же произошло с нашими ручками? (Наши руки превратились в цветы.)

Девочки кланяются и уходят.

Ведущий: Театр для актёра – это каждодневный труд: заучивание слов, умение перевоплощаться, умение выражать чувства с помощью мимики и жестов. Я хочу напомнить, что мы живём в культурной столице России. Сегодня в нашем городе более 100 театров, самых разных. Но есть среди них театры, известные всему миру. О таких театрах нам расскажут экскурсоводы.

1 экскурсовод:

Легендарный Александринский театр был основан по указу императрицы Елизаветы в 18 веке. В честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны театр был назван Александровским. Когда Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина, театру было присвоено имя поэта, и теперь его называют Александринским, или Пушкинским театром.

2 экскурсовод:

Мариинский театр ведет свою историю от Каменного театра, возведенного на нынешней Театральной площади в 18 веке по указу императрицы Елизаветы Петровны. Назван Мариинским в честь супруги императора Александра II Марии Федоровны. Мариинский театр превратился в центр культурной жизни Санкт-Петербурга.
На протяжении вот уже более века Мариинский театр является символом русской театральной культуры.

3 экскурсовод:

Государственная академическая капелла ведет свою историю с15 века Как и подобные хоры Европы, он состоял исключительно из мужчин и мальчиков. Певчих для хора, в котором было не больше 30-35 человек, отбирали по всей России.
В 1703 году мужской хор, специально привезенный Петром I из Москвы, принимал участие в торжествах по случаю основания Петербурга. С этого момента судьба хора неразрывно связана с городом на Неве. Концертный зал Капеллы считается одним из лучших в Европе. В петербургской Капелле, остающейся одним из ведущих музыкальных центров России, регулярно проводятся международные конкурсы и фестивали, а симфонический оркестр Капеллы гастролирует с концертами по всему миру.

4 экскурсовод:

Малый драматический театр был основан в 20 веке. До 1956 года театр был передвижной и не имел ни определенной сценической программы, ни собственного помещения. Важной вехой в истории Малого драматического театра стало приобретение им постоянного места для репетиций и спектаклей: труппа начала работать в помещении бывшего Троицкого театра.
В 1998 году театру был присвоен статус Театра Европы.

Ведущий: Совсем скоро, 27 марта, (показывается лист этнокалендаря) Международный  день театра, который установлен с 1961 года 9 конгрессом Международного института театра. Внимание на экран. (Просмотр ролика о театре).  Кроме именитых театров в СПб есть немало театров для детей. На весенних каникулах, мы надеемся, вы захотите сходить на интересные представления. Дома дети нашли информацию о детских театрах и готовы ею поделиться.

(Выступления детей с информацией о театрах и их репертуаре.)

Для вас составлена афиша с репертуарами детских театров. Каждый может выбрать спектакль по душе. Самое главное в театре – это ваши впечатления и эмоции, помните о том, что быть зрителем – это великое искусство.

Ученик:

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете человечно!

Итог.

Ведущий: На этом занятии мы не смогли поделиться друг с другом всем, что можно рассказать о театре. Мы надеемся, что наш разговор продолжится в скором времени, от вас мы будем ждать ваших впечатлений о просмотренных на каникулах спектаклях. А театральный ритуал поможет вам стать хорошим зрителем и получить от увиденного незабываемые ощущения.

Литература:

1. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №1, 2005г.
2. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2011-2012»