Цели:
- дать начальное представление о театре как об одном из видов зрелищного искусства;
- подготовить детей к посещению театра;
- познакомить с понятием «театральный ритуал»;
- познакомить с театрами города;
- воспитывать культуру поведения в театре;
- развивать навыки театрально-исполнительской деятельности.
Подготовительная работа:
- выступление учителя на родительском собрании;
- проведение серии классных часов «Театры СПб школьникам»;
- рисунки, афиши, пальчиковый театр на уроках ИЗО;
- домашнее задание: придумать эмблемы для детских театров, найти сведения о детских театрах и их репертуаре на весенних каникулах.
Оборудование: театральные афиши, детские рисунки, плакаты с видами города, цитаты о театре, презентация.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит песня «Маленькая страна». Входят дети.
Ведущий: Сегодня мы отправляемся в маленькую страну, в мир волшебных превращений, в театр.
Ученик: 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра. Это официальный день его рождения. Однако на самом деле театр в России зарождается значительно раньше – с праздников и обрядов. Различные празднества сопровождались играми, песнями, плясками. Со временем эти игрища стали занимать в повседневной жизни людей всё больше места.
Звучит русская плясовая. (В зал вбегают 2 скомороха)
Скоморохи:
– Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званные и желанные.
– Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
Ребята – молодцы, весёлые удальцы!
– Почтенные и молодые.
– Полные и худые.
– Мы рады гостям, как добрым вестям!
– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно
встречаем!
– Эй, господа, пожалуйте сюда!
Приглашаем всех гостей
К нам на представленье
Всем на удивленье.
– Спешите! Спешите! Торопитесь
Занять лучшие места
– Приходите все без стесненья
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
– Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно?
Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ученик: Скоморохи – это первые артисты, мастера шуток. Ходили они из села в село веселить народ. С тех пор прошло много времени. Театр очень изменился. В жизни людей он занимает значительное место.
Ведущий: Мы начинаем путешествие в страну театра. Будем шаг за шагом узнавать её тайны.
Ведущий: Одна из тайн театра –
театральный ритуал.
Установленный людьми порядок называется ритуал,
а порядок в театре – театральный ритуал. Эти
установленные с давних пор порядки зрители не
нарушают.
– Чтобы каждый из вас при посещении театра
получил как можно больше удовольствия, изучим
театральный ритуал.
– Как выдумаете, как лучше одеться, если вы
собрались посетить театр?
Слайд 1. Выбери подходящую одежду для похода в театр.
- Пляжный костюм.
- Спортивная форма.
- Нарядное платье, костюм.
– Прочитайте первое требование театрального ритуала.
Слайд 2. Приходи в театр нарядным.
Переодевание в нарядный костюм, ощущение праздника имеет большое значение, оно создаёт хорошее настроение.
Выходят 2 нарядные девочки под музыку.
Когда мне стало 10 лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подружкой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке
Дали в руки номерки.
– Прочитайте второе требование театрального ритуала.
Слайд 3. Верхнюю одежду оставь в театральном гардеробе.
Звучит звонок.
Девочка спрашивает: «О чём предупреждает
звонок?»
– Первый звонок – это предупреждение, что пора
заканчивать свои дела в гардеробе. (Слайд 4)
– А этот о чём предупреждает?
– Второй звонок предлагает зрителю войти в зал и
спокойно, без суеты, пропуская вперёд пожилых
людей, занять свои места. (Слайд 5)
– А этот о чём предупреждает?
– Третий звонок предупреждает о начале
спектакля. (Слайд 6)
Ученица:
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала,
Я сейчас увижу фею
В белом платье и платке,
Я сижу дышать не смею
Номерок держу в руке.
Ведущий: Одна из тайн театра –
внимательный зритель. Быть зрителем – это
искусство. Особое искусство, сложное,
которому надо учиться.
– Каким же должен быть зритель? (Ответы
детей)
Ведущий: Что можно сказать о таком зрителе?
1 мальчик:
Деньги очень я люблю,
Посчитать уже могу.
О театре речи нет,
Побегу быстрей в буфет.
Ведущий: Можно ли назвать его
зрителем?
– Прочитаем следующее требование театрального
ритуала.
Слайд 7
Во время действия входить в зал, разговаривать, шуршать бумажками, есть, читать программку нельзя.
Ведущий: Мы подошли к главной тайне театра – таинственные превращения.
Ученик:
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
Звучит мелодия «Буратино». Вбегает Буратино. Звучит песня.
Ведущий: Все вы, конечно, узнали этого
героя из сказки … (Название сказки)
– Почему эта сказка так называется? (В ней
рассказывается о тайне золотого ключика, этим
ключиком была открыта дверь в волшебную страну,
страну Театр. Заглянем за занавес.
(Скоморохи открывают занавес)
Представление. (Сценка по фрагменту сказки
«Золотой ключик или приключения Буратино», книга
для чтения 2 класс. Звучат голоса птиц.)
После представления артисты кланяются,
зрители хлопают.
Ведущий: Мало смотреть – нужно видеть,
мало слушать – нужно услышать и быть
благодарными зрителями.
– Как выразить свой восторг от спектакля?
– Прочитаем следующее требование. (Слайд 8)
Выражать восторг можно аплодисментами, криками
«браво» и вставанием.
Ведущий: А теперь проведём конкурс актёрского мастерства. (Для этого приглашаются 4 человека. Они получают стихотворение , которое должны прочитать разгневанно, весело, печально, удивлённо.)
Я тучка, тучка,
Тучка,
А вовсе не медведь,
Ах, как приятно тучке
По небу лететь!
Ах, в синем-синем небе
Порядок и уют –
Поэтому все тучки
Так весело поют.
Ведущий: Вы видели, как распускаются
цветы? Давайте посмотрим. (В зале выключается
свет.)
– А теперь давайте представим, что наши руки
превращаются в цветы. (Выходят
девочки. Остальные делают на местах.
Звучит музыка. «Вальс цветов» Чайковского.)
Ведущий: Представьте, что вы посадили зёрнышко. А из него вырос прекрасный цветок. Сначала ваши руки становятся стебельками, затем бутонами и цветком. Цветок распускается.
– Что же произошло с нашими ручками? (Наши руки превратились в цветы.)
Девочки кланяются и уходят.
Ведущий: Театр для актёра – это каждодневный труд: заучивание слов, умение перевоплощаться, умение выражать чувства с помощью мимики и жестов. Я хочу напомнить, что мы живём в культурной столице России. Сегодня в нашем городе более 100 театров, самых разных. Но есть среди них театры, известные всему миру. О таких театрах нам расскажут экскурсоводы.
1 экскурсовод:
Легендарный Александринский театр был основан по указу императрицы Елизаветы в 18 веке. В честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны театр был назван Александровским. Когда Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина, театру было присвоено имя поэта, и теперь его называют Александринским, или Пушкинским театром.
2 экскурсовод:
Мариинский театр ведет свою историю от
Каменного театра, возведенного на нынешней
Театральной площади в 18 веке по указу
императрицы Елизаветы Петровны. Назван
Мариинским в честь супруги императора
Александра II Марии Федоровны. Мариинский театр
превратился в центр культурной жизни
Санкт-Петербурга.
На протяжении вот уже более века Мариинский
театр является символом русской театральной
культуры.
3 экскурсовод:
Государственная академическая капелла ведет
свою историю с15 века Как и подобные хоры Европы,
он состоял исключительно из мужчин и мальчиков.
Певчих для хора, в котором было не больше 30-35
человек, отбирали по всей России.
В 1703 году мужской хор, специально привезенный
Петром I из Москвы, принимал участие в торжествах
по случаю основания Петербурга. С этого момента
судьба хора неразрывно связана с городом на Неве.
Концертный зал Капеллы считается одним из лучших
в Европе. В петербургской Капелле, остающейся
одним из ведущих музыкальных центров России,
регулярно проводятся международные конкурсы и
фестивали, а симфонический оркестр Капеллы
гастролирует с концертами по всему миру.
4 экскурсовод:
Малый драматический театр был основан в 20 веке.
До 1956 года театр был передвижной и не имел ни
определенной сценической программы, ни
собственного помещения. Важной вехой в истории
Малого драматического театра стало приобретение
им постоянного места для репетиций и спектаклей:
труппа начала работать в помещении бывшего
Троицкого театра.
В 1998 году театру был присвоен статус Театра
Европы.
Ведущий: Совсем скоро, 27 марта, (показывается лист этнокалендаря) Международный день театра, который установлен с 1961 года 9 конгрессом Международного института театра. Внимание на экран. (Просмотр ролика о театре). Кроме именитых театров в СПб есть немало театров для детей. На весенних каникулах, мы надеемся, вы захотите сходить на интересные представления. Дома дети нашли информацию о детских театрах и готовы ею поделиться.
(Выступления детей с информацией о театрах и их репертуаре.)
Для вас составлена афиша с репертуарами детских театров. Каждый может выбрать спектакль по душе. Самое главное в театре – это ваши впечатления и эмоции, помните о том, что быть зрителем – это великое искусство.
Ученик:
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете человечно!
Итог.
Ведущий: На этом занятии мы не смогли поделиться друг с другом всем, что можно рассказать о театре. Мы надеемся, что наш разговор продолжится в скором времени, от вас мы будем ждать ваших впечатлений о просмотренных на каникулах спектаклях. А театральный ритуал поможет вам стать хорошим зрителем и получить от увиденного незабываемые ощущения.
Литература:
1. Методическая газета для учителей начальной
школы «Начальная школа», №1, 2005г.
2. Методические рекомендации по работе с
комплектом плакатов «Этнокалендарь
Санкт-Петербурга, 2011-2012»