Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/авт.-сост. С.И. Львова.– 2-е изд., перераб., – М.: Мнемозина, 2010; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Личностные результаты: Л1 – достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)
Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
УУД личностные: Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности; Р2– принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 – выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 – определяют основную и второстепенную информацию; П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
№ п/п |
Этап урока |
Цель (формируемые УУД) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
Оценка |
1. | Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности | Настрой на учебную деятельность Л3
|
Я бы хотела начать урок с
приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне? «С малой удачи начинается успех!» – Как вы понимаете эти слова? – Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Я буду этому очень рада! Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики разного цвета. |
Объясняют смысл приветствия. Волевая саморегуляция |
Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2. | Актуализация знаний. Приёмы ТРКМЧП: «Мозговой штурм», «Веришь ли ты, что…» |
Организация ситуации, которая
актуализирует необходимые для последующего
открытия знания Л1 |
На партах у групп по одному
предложению: 1. Выпал снег. 2. Ты радуешься снегу? 3. Зимние дни проходят быстро. 4. Красива зима! На доске – схемы этих предложений. Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску. Слайд 2 (Приложение 1) «Веришь ли ты, что…» – эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания? Слайд 3 – эти предложения можно объединить в группы по интонации? Слайд 4 – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? Кто сможет распределить по этому признаку? А кто знает, как называются эти предложения? |
Групповая работа. Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор. Делят предложен-ные предложения на группы. |
Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы | Словесная оценка учителя работы групп,
уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. |
3. | Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Уметь узнавать и отличать
распространён-ные предложе-ния
от нерас-пространённых Р1, Р4, Л1, Л2, П4 |
Мотивация к формулированию темы и цели
урока: Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны? Слайд 5 Запишите, пожалуйста, число и тему урока. Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала? Слайд 6 |
Формулируют тему и цель урока | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя |
4. | Усвоение новых знаний и первичное
закрепление. Приём ТРКМЧП: |
Открытие новых знаний: – работа с информацией в учебнике Л1 |
Ребята, возьмите маршрутный лист (Приложениt 2) на
сегодняшний урок, скажите, сколько будет
заданий? Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. (Приложение 3) Назовите критерии оценки: – цель достигнута – справляюсь, но есть ошибки – ещё нужно над этим работать Оценивать работу групп сегодня буду я. Предлагаю выполнить задание № 1 из маршрутного листа: – Прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов – с.127 – Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт») v знаю + новое ! интересное ? не понимаю Теперь вы можете выполнить это задание: распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения? |
Выполняют задание №1
Распределяют предложения на доске в
группы по наличию второстепенных членов
предложения |
Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование | Словесная оценка учителя работы групп,
уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. |
5. | Закрепление изученного материала | Организация
деятельности для отработки навыков Л2, Р4, П1, П2 П4 К2 К3 |
Предлагаю выполнить следующее
задание из маршрутного листа. Задание № 2 с.128 упр.281 (2) Спишите под пунктом 2) предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы. Самопроверка по образцу. Слайд7 |
Выполняют задание № 2 стр.128 упр. 281 (2),
Проверяют по образцу на слайде |
Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы групп,
уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. |
6. | Физминутка | |||||
7. | Контроль за процессом и результатом
учебной деятельности. Приём ТРКМЧП: «Синквейн» |
Мониторинг планируемых результатов
усвоения новых знаний Л1 Л2 Р2 Р3 Р4 П3 П5 К2 К3
|
Предлагаю выполнить следующее
задание из маршрутного листа. Задание № 3 Составление синквейна (алгоритма изученного правила) со словом «Предложения»: 1 строка –
существительное Слайд 8 |
Выполняют Задание № 3 Групповая работа Пример синквейна: Слайд 8 Предложения Распространённые, нераспространён-ные Бывают, состоят, делятся По наличию второстепенных членов Виды |
Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы групп,
уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. |
8. | Рефлексия деятельности (подведение
итогов занятия) Приём ТРКМЧП: «Веришь ли ты, что…» |
Обобщение ценностного отношения к
деятельности, к совместной деятельности, её
оценка Л1 Л3 Р3 Р4 П1 П4 К2 |
Предлагаю ответить на вопросы: – какова тема урока? – какую цель ставили? – достигли ли цели? – какое правило использовали? Предлагаю вернуться
к приёму Слайд 9 – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? – что было интересно на уроке? |
Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. |
Ценностное отношение к деятельности и её оценка | Самооценка в маршрутном листе. |
9. | Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | Закрепить полученные знания. Развить творческие способности Л1 Л3 П5. |
Предлагаю выполнить по выбору: 1. стр. 128 упр.282 2. стр.128 упр. 284 3. Лингвистическая сказка « Два предложения». Кто попробует написать сказку? Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова: На доброе слово не надо скупиться, Сказать это слово – что дать напиться… Слайд 10 СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! |
Самостоятельная домашняя работа | Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей | Оценка учителя |
Список используемых источников: (Приложение 4)