Методический органайзер урока
Класс | 11-й класс |
Цель урока | Проанализировав “недавнее прошлое” человека, разработать и сформулировать современный взгляд на эволюцию человека |
Основная форма организации учебной деятельности | Работа в группах по 4–5 человек |
Ведущая дидактическая техника | Системный оператор |
Сопутствующие техники | ТРИЗ-приём “хорошо – плохо”; Bio-комментарий; творческая игра “Предположим, что...”. |
Организация деятельности участников | Класс делится на “лаборатории”, которые прорабатывают один из вопросов |
Материалы к уроку |
|
В начале и конце занятия проводится рефлексия, призванная выяснить личностное отношение учащихся к происходящему на уроке.
Бланки для рефлексии:
ФИО______________________________
Оцените по 5-балльной шкале
- готовность и ожидания от урока:
- в начале урока ______________
- в конце урока _______________
Вопросы для работы “лабораторий”
Bio-комментарий (группа 1)
Проанализировать стихотворение Вадима Шефнера “Первый мост” и составить к нему биологический комментарий (разбить на блоки и объяснить, о каких факторах и событиях эволюции человека идет речь).
...И вот он вырвался из чащи
по следу зверя. Но поток,
в глубокой трещине урчащий,
ему дорогу пересек.
На берегу другом – добыча,
для всей семьи его – еда:
нетронутые гнезда птичьи,
косуль непуганых стада...
(речь идет о биологических факторах эволюции человека – борьбе за существование) Себе представив на мгновенье
закрытый для него простор,
затылок он в недоуменье
косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли,
и молча сел на камень он,
весь напряженьем первой мысли,
как судорогою, сведен.
(проявление рассудочной деятельности, характерной для высших животных)
И вдруг – голодный, низколобый,
он встал, упорен и высок,
уже с осмысленною злобой
в ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
росла у самого обрыва,
и корни оглядев – гнилье! -
он стал раскачивать ее.
(проявление сознания – социальный фактор эволюции человека)
И долго та работа длилась,
и камни падали в обрыв,
и с хрустом дерево свалилось,
два берега соединив.
И он тропою небывалой
на берег перешел другой,
и пот со лба отер усталой –
уже не лапой, а рукой.
(первые постройки; рука – орган и продукт труда – проявление социального).
2. ТРИЗ-прием “Хорошо – плохо” (группа 2)
На основе знаний об отличиях человека от животных выявить преимущества и недостатки изменений физического облика человека и дать им объяснение. Отчет оформить в виде таблицы.
ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Позитивные стороны изменений человека | Негативные стороны изменений человека |
1. Прямохождение, S-образная форма позвоночника | |
Разделение функций рук и ног; возможность создания и использования орудий труда; ноги значительно длиннее и сильнее рук (спортивная специализация); более разнообразные виды движений | Уменьшение скорости передвижения; сложнее удерживать равновесие; длительное стояние и ношение тяжестей приводит к плоскостопию, варикозному расширению вен и геморрою |
2. Более мощные и широкие кости таза, перемещение центра тяжести из грудного отдела в поясничный | |
Поддержание тела в вертикальном положении | Более узкие родовые пути у женщин, поэтому череп зрелого плода вынужден изменять свою форму и приспосабливаться к диаметру малого таза при прохождении через родовые пути (необходимы участки хрящевой ткани – роднички) |
3. Появление сводов стопы | |
Пружинящий шаг для смягчения сотрясений спинного и головного мозга | Ноги утрачивают хватательную функцию |
4. Замена когтей ногтями | |
Пальцы рук приобрели способность захватывать и прочно удерживать мелкие предметы (необходимо для тонких манипуляций при трудовых процессах) | Человек не может защититься от врагов своими силами – вынужден использовать оружие |
5. Более слабо развитые клыки, возникновение подбородочного выступа | |
Развитие речи вследствие подвижности нижней челюсти | Более слабые челюсти, неприспособленные для переваривания грубой пищи, вследствие чего изменилась вся пищеварительная система, в частности, укоротился кишечник |
6. Исчезновение волосяного покрова | |
Улучшение гигиены человека (исчезновение благоприятной среды для развития паразитов) | При сильном холоде требуется одежда |
7. Увеличение объема мозга | |
Развитие абстрактного мышления, сознания и речи, возникновение трудовой деятельности, воспитания, образования, морали, культуры | Череп ребенка при рождении (и до 1,5 лет) более уязвим, чем у животных, т.к. имеет роднички |
3. Системный оператор “Эволюция человека” (группы 3-5)
Провести системный анализ эволюции человека и на его основе создать системный оператор.
Система (кроманьонцы: их биологические особенности), ее прошлое (неандертальцы: их биологические особенности) и ее будущее (неоантропы, Homo futures).
Подсистема (социальные факторы эволюции кроманьонцев), ее прошлое (соотношение биологического и социального в жизни палеоантропов) и будущее (дальнейшие перспективы человека).
Надсистема (общественный строй: его основные признаки), ее прошлое (причины возникновения общественного уклада жизни людей) и будущее (человеческое общество будущего).
Отчет каждой группы создается в форме кратких тезисов, с которыми каждая “лаборатория” знакомит коллег.
Обобщенные и систематизированные тезисы по современному взгляду на происхождение и эволюцию человека сводятся в общую таблицу:
Системный оператор “ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА”
Прошлое надсистемы: причины
возникновения общественного уклада жизни людей
|
НАДСИСТЕМА: общественный строй (его
основные признаки)
|
Будущее надсистемы: человеческое
общество будущего
|
Прошлое системы: неандертальцы и их
биологические особенности
|
СИСТЕМА: кроманьонцы и их биологические
особенности
|
Будущее системы: неоантропы (Homo futures) и
их биологические особенности
|
Прошлое подсистемы: соотношение
биологического и социального в жизни
палеоантропов
|
ПОДСИСТЕМА: социальные факторы
эволюции кроманьонцев
|
Будущее подсистемы: дальнейшие
перспективы человека Естественный отбор в человеческом обществе – это фактор, поддерживающий сохранение генофонда и сдерживающий распространение мутаций, резко снижающих жизнеспособность. Хотя е.о. и замедлил свое действие, но идет на клеточном и эмбриональном уровне - выбраковываются:
|
4. Игра “Предположим, что...” (задание для всех групп)
Учащимся было предложено представить, что...
...Чарльз Дарвин ошибался, и человек произошел не от обезьяноподобного предка, а от другого организма;
...Чарльз Дарвин ошибался, и человек появился не в результате эволюции обезьяноподобных предков, а совсем иным путем.
На основе представлений высказать суждения и создать “личную” теорию антропогенеза (написать на отдельном листе, лучше формата А3, и, по возможности, сопроводить ее художественно).