Эволюция человека: творческая лаборатория для учащихся 11-х классов

Разделы: Биология


Методический органайзер урока

Класс 11-й класс
Цель урока Проанализировав “недавнее прошлое” человека, разработать и сформулировать современный взгляд на эволюцию человека
Основная форма организации учебной деятельности Работа в группах по 4–5 человек
Ведущая дидактическая техника Системный оператор
Сопутствующие техники ТРИЗ-приём “хорошо – плохо”; Bio-комментарий; творческая игра “Предположим, что...”.
Организация деятельности участников Класс делится на “лаборатории”, которые прорабатывают один из вопросов
Материалы к уроку
  • бланки для рефлексии;
  • распечатки стихотворения Вадима Шефнера “Первый мост”;
  • лист формата А3

В начале и конце занятия проводится рефлексия, призванная выяснить личностное отношение учащихся к происходящему на уроке.

Бланки для рефлексии:

ФИО______________________________

Оцените по 5-балльной шкале

  • готовность и ожидания от урока:
  • в начале урока ______________
  • в конце урока _______________

 Вопросы для работы “лабораторий”

Bio-комментарий (группа 1)

Проанализировать стихотворение Вадима Шефнера “Первый мост” и составить к нему биологический комментарий (разбить на блоки и объяснить, о каких факторах и событиях эволюции человека идет речь).

...И вот он вырвался из чащи
по следу зверя. Но поток,
в глубокой трещине урчащий,
ему дорогу пересек.
На берегу другом – добыча,
для всей семьи его – еда:
нетронутые гнезда птичьи,
косуль непуганых стада...

(речь идет о биологических факторах эволюции человека – борьбе за существование) Себе представив на мгновенье

закрытый для него простор,
затылок он в недоуменье
косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли,
и молча сел на камень он,
весь напряженьем первой мысли,
как судорогою, сведен.

(проявление рассудочной деятельности, характерной для высших животных)

И вдруг – голодный, низколобый,
он встал, упорен и высок,
уже с осмысленною злобой
в ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
росла у самого обрыва,
и корни оглядев – гнилье! -
он стал раскачивать ее.

(проявление сознания – социальный фактор эволюции человека)

И долго та работа длилась,
и камни падали в обрыв,
и с хрустом дерево свалилось,
два берега соединив.
И он тропою небывалой
на берег перешел другой,
и пот со лба отер усталой –
уже не лапой, а рукой.

(первые постройки; рука – орган и продукт трудапроявление социального).

2. ТРИЗ-прием “Хорошо – плохо” (группа 2)

На основе знаний об отличиях человека от животных выявить преимущества и недостатки изменений физического облика человека и дать им объяснение. Отчет оформить в виде таблицы.

ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Позитивные стороны изменений человека Негативные стороны изменений человека
1. Прямохождение, S-образная форма позвоночника
Разделение функций рук и ног; возможность создания и использования орудий труда; ноги значительно длиннее и сильнее рук (спортивная специализация); более разнообразные виды движений Уменьшение скорости передвижения; сложнее удерживать равновесие; длительное стояние и ношение тяжестей приводит к плоскостопию, варикозному расширению вен и геморрою
2. Более мощные и широкие кости таза, перемещение центра тяжести из грудного отдела в поясничный
Поддержание тела в вертикальном положении Более узкие родовые пути у женщин, поэтому череп зрелого плода вынужден изменять свою форму и приспосабливаться к диаметру малого таза при прохождении через родовые пути (необходимы участки хрящевой ткани – роднички)
3. Появление сводов стопы
Пружинящий шаг для смягчения сотрясений спинного и головного мозга Ноги утрачивают хватательную функцию
4. Замена когтей ногтями
Пальцы рук приобрели способность захватывать и прочно удерживать мелкие предметы (необходимо для тонких манипуляций при трудовых процессах) Человек не может защититься от врагов своими силами – вынужден использовать оружие
5. Более слабо развитые клыки, возникновение подбородочного выступа
Развитие речи вследствие подвижности нижней челюсти Более слабые челюсти, неприспособленные для переваривания грубой пищи, вследствие чего изменилась вся пищеварительная система, в частности, укоротился кишечник
6. Исчезновение волосяного покрова
Улучшение гигиены человека (исчезновение благоприятной среды для развития паразитов) При сильном холоде требуется одежда
7. Увеличение объема мозга
Развитие абстрактного мышления, сознания и речи, возникновение трудовой деятельности, воспитания, образования, морали, культуры Череп ребенка при рождении (и до 1,5 лет)

более уязвим, чем у животных, т.к. имеет роднички

3. Системный оператор “Эволюция человека” (группы 3-5)

Провести системный анализ эволюции человека и на его основе создать системный оператор.

Система (кроманьонцы: их биологические особенности), ее прошлое (неандертальцы: их биологические особенности) и ее будущее (неоантропы, Homo futures).

Подсистема (социальные факторы эволюции кроманьонцев), ее прошлое (соотношение биологического и социального в жизни палеоантропов) и будущее (дальнейшие перспективы человека).

Надсистема (общественный строй: его основные признаки), ее прошлое (причины возникновения общественного уклада жизни людей) и будущее (человеческое общество будущего).

Отчет каждой группы создается в форме кратких тезисов, с которыми каждая “лаборатория” знакомит коллег.

Обобщенные и систематизированные тезисы по современному взгляду на происхождение и эволюцию человека сводятся в общую таблицу:

Системный оператор “ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА”

Прошлое надсистемы: причины возникновения общественного уклада жизни людей
  • высокая эффективность совместного труда и охоты;
  • преимущество коллективной защиты от врагов и абиотических факторов (например, от холода с помощью огня);
  • польза в борьбе за существование от развития сигнальных систем для общения;
  • более быстрое обучение потомков в коллективе
НАДСИСТЕМА: общественный строй (его основные признаки)
  • иерархичность;
  • распределение обязанностей между членами общества;
  • объединение усилий ради достижения общей цели (например, совместная охота);
  • развитие взаимопомощи; забота о детях и стариках
Будущее надсистемы: человеческое общество будущего
  • дальнейшее совершенствование процессов воспитания и обучения потомства, без которых невозможно нормальное умственное развитие и проявление одаренности;
  • развитие толерантности как свойства личности
Прошлое системы: неандертальцы и их биологические особенности
  • рост 165–170 см;
  • объем мозга 1200–1400 см?;
  • нижние конечности короче, чем у современных людей;
  • бедренная кость сильно изогнута;
  • низкий скошенный лоб;
  • сильно развитые надбровные дуги
СИСТЕМА: кроманьонцы и их биологические особенности
  • рост до 170-180 см;
  • объем мозга около 1600 см?;
  • отсутствует сплошной надглазничный валик;
  • плотное телосложение;
  • развитая мускулатура;
  • крутой и высокий лоб
Будущее системы: неоантропы (Homo futures) и их биологические особенности
  • голова большая, без волос;
  • сильно развитый лоб;
  • челюсти редуцированы;
  • меньшее число пальцев;
  • отсутствуют ушные раковины;
  • возможно общение посредством телепатии
Прошлое подсистемы: соотношение биологического и социального в жизни палеоантропов
  • биологические факторы играли превалирующую роль: по-прежнему оказывали влияние мутационный процесс, дрейф генов, изоляции, волны жизни;
  • в итоге борьбы за существование и естественного отбора побеждали те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, имели меньшую смертность детенышей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия жизни;
  • при этом были достаточно значимы и социальные факторы:
  • неандертальцы жили группами по 50–100 особей;
  • строили очаги и жилища; использовали огонь;
  • умелые охотники; изготовляли разнообразные орудия труда;
  • осуществляли захоронения погибших собратьев; возможно, возникновение первых религиозных представлений;
  • речь простая, типа лепетания - “лалий”;
  • сохранялся каннибализм
ПОДСИСТЕМА: социальные факторы эволюции кроманьонцев
  • жили в родовой общине; строили поселения; носили одежду из шкур;
  • изготовляли сложные орудия труда из кости и камня; умели шлифовать, сверлить;
  • бережно относились к старикам; делали захоронения умерших собратьев;
  • имели зачаточные религиозные представления;
  • развитая членораздельная речь; целенаправленная передача опыта потомкам;
  • жертвовали собой во имя племени или семьи;
  • возникновение искусства;
  • приручение животных;
  • первые шаги земледелия
Будущее подсистемы: дальнейшие перспективы человека

Естественный отбор в человеческом обществе – это фактор, поддерживающий сохранение генофонда и сдерживающий

распространение мутаций, резко снижающих жизнеспособность.

Хотя е.о. и замедлил свое действие, но идет на клеточном и эмбриональном уровне - выбраковываются:

  • гаметы с нарушениями нормального механизма мейоза и некоторыми аномалиями хромосомного набора;
  • отторгаются имплантированные зародыши на ранних стадиях беременности,
  • гибель плода

4. Игра “Предположим, что...” (задание для всех групп)

Учащимся было предложено представить, что...

...Чарльз Дарвин ошибался, и человек произошел не от обезьяноподобного предка, а от другого организма;

...Чарльз Дарвин ошибался, и человек появился не в результате эволюции обезьяноподобных предков, а совсем иным путем.

На основе представлений высказать суждения и создать “личную” теорию антропогенеза (написать на отдельном листе, лучше формата А3, и, по возможности, сопроводить ее художественно).