Цели урока:
- Дидактические: формирование у школьников представления о характерных свойствах песка, глины, торфа и их значении в жизни человека, отработать навыки решения проблемных задач;
- Развивающие: развивать самостоятельность и навыки самоанализа, формировать умение выделять закономерности, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
- Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, развивать интеллектуальные качества личности, воспитывать культуру проведения химического эксперимента. познавательный интерес к изучению полезных ископаемых, чувство ответственности за сохранение природных богатств; способствовать развитию учебного сотрудничества.
Педагогические задачи:
- с помощью учащихся на основе предложенного в начале занятия задания сформулировать тему урока;
- через проведение практической работы заполнить таблицу «Свойства полезных ископаемых»
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока «Полезные ископаемые», экран, компьютер, модели молекул, опорные конспекты учащихся (заполняются по ходу урока), бихромат аммония (NH4)2Cr2O7, предметы для выставки, сделанные из глины, коллекции полезных ископаемых (на партах), раздаточный материал для работы, штативы с пробирками глины, песка, торфа.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность на уроке |
|
Учитель |
Ученик |
|
1. Организационый этап | – Здравствуйте, ребята! – Что такое богатство? (Презентация, слайд 1) |
Деньги, дом, квартира, семья, |
2. Постановка проблемы | – Как вы думаете, что мы сегодня будем
изучать? (Слайд 2) Полезные ископаемые – тема
урока – Сегодня будем вести разговор о полезных ископаемых нашего края. Чем богат наш край? |
Глина, песок, торф… |
3. Актуализация знаний | Работа с компьютером – отгадывание
загадок. – Итак, сегодня на занятии мы будем
изучать свойства песка, глины и торфа. Для чего
нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На
все ли вопросы можем найти ответ? Почему на
песчаных дорожках после дождя не образуются
лужи, а на глинистых они держатся долгое время? |
Отгадывание загадок |
Давайте соберем одну модель диоксида кремния, из шариков и стержней, представленную на листе раздаточного материала и покажите мне. В молекулу диоксида кремния входит 1 атом кремния и 2 атома кислорода (красного цвета) | Учащиеся собирают молекулу диоксида кремния |
|
– Как вы думаете, модели каких частиц,
из которых состоят все вещества, вы создали? Правильно, вы сконструировали молекулы из атомов, которыми являются шарики, и связей, в роли которых выступают стержни. Природный песок — рыхлая смесь зёрен, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. (Песок под микроскопом – фото) |
Молекулы | |
4. Открытие нового знания. | Двое друзей поспорили: что лучше
пропускает воду – песок или глина. Один
утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из
них прав? Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный? Какая связь между песком и стеклянным стаканом? Выдвижение гипотез детьми. |
|
– Чтобы подтвердить или опровергнуть
наши предположения, мы с вами выполним учебный
исследовательский проект по изучению свойств
песка, глины. Наша задача: по результатам
проведённых исследований создать сводную
таблицу. Какие из методов можем использовать? Опыты с песком 1. Песок + вода 2. Грязная вода + песок (слайд очистка воды) 3. Высыпаем на салфетку сухой – 4. Влажный песок – куличик на тарелку – Какие имена прилагательных можно взять для характеристики песка? (Приложение 1) Почему? |
НАБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ Песок пропускает воду Заполнение таблицы |
|
Вода не растворяет песок. Но между
отдельными песчинками-зернышками вода «строит»
микроскопические «мостики». Эти мостики из воды
довольно прочные, они скрепляют песок и не дают
ему рассыпаться. В пустынях образуются иногда
«песчаные розы» Фото о розах. Они похожи на цветок, сделанный из камня. Но если такую розу положить в воду – она тут же растает и превратиться в кучку мокрого песка. И еще о «мостиках» . Вы видели, как забавно выглядит собака, которую только что выкупали. Шерстинки у животных слиплись… Но ведь собаку не купали в клее! Вода – совсем не клейкое вещество. Почему же волоски не слиплись? Вода не смогла растворить шерсть и «построила» «мостики» между отдельными шерстинками. |
||
– А сейчас закроем глазки и мысленно
представим, что мы посетили МУЗЕЙ! Расматривание поделок из глины. |
Выходим к столу смотрим поделки из
глины Рассматривание коллекции |
|
Когда вы впервые увидели здание вашей
первой школы – начальной – на что сазу вы
обратили внимание? Ваш взгляд уперся …КРАСНЫЙ КИРПИЧНЫЙ ДОМ. –
Кирпичи? Из чего их делают? Из глины, которой
полным-полно в земле. |
Красные кирпичи
Изготовление молекул Al2O3 и SiO2 |
|
Опыты с глиной: глина + вода | Заполнение таблицы; | |
Поделки из глины (слайд №
ИГХТУ) Красный кирпич – гениальный строительный материал. Он почти вечный – не меняет форму со временем, не растрескивается, не гниёт, не пропускает влагу, и не горит!. Из него можно построить едва ли не вечный дом. Исторический музей на Красной площади – стоит как новенький а ведь ему больше сто лет! В мае 1737 года в Москве случился самый сильный пожар, когда выгорел и кремль. По преданию, первым загорелся дом Милославских от свечки. Именно во время пожара раскололся только что отлитый Царь колокол. Последний раз Москва выгорела дотла в 1812 году после вступления в неё войск Наполеона. Пожар продолжался неделю и уничтожил 6,5 тыс. домов из 9 тысяч. Лишь после этого городские власти решили застраивать центральную часть Москвы только каменными зданиями. Благодаря чуду кирпичу до наших дней дожили в целости удивительные творения архитекторов разных эпох. |
||
5. Физкультминутка | ||
ТОРФ | ТОРФ Зачитайте из чего и как быстро образуется торф Заполнить таблицу Какие экологические проблемы могут возникнуть в нашем районе имея большие залежи торфа. Торф – продукт неполного разложения растительной массы в условиях избыточной влажности и недостаточной аэрации. Торф обладает самой высокой из всех твердых топлив влагоемкостью. Самовозгорание торфа — воспламенение торфа из-за его окисления кислородом воздуха. При этом не обязателен приток тепла извне. В процессе участвуют микроорганизмы, продукты, жизнедеятельности которых накапливаются в анаэробных условиях и приводят к постепенному прогреванию массы торфа до 60-65 °C. При последующем повышении температуры торф превращается в полукокс, склонный к спонтанному самовозгоранию под действием кислорода воздуха Торф медленно прогорает на всю глубину залегания, которая может достигать 6-8 и более метров. Выгоревшие места опасны проваливанием в них участков дороги, домов, машин или людей. В них длительное время после выгорания сохраняется высокая температура, поэтому провалившийся в районе торфяного пожара человек обречён. Выйдя в безопасное место, необходимо сообщить о пожаре в пожарную охрану или лесничество. Какие надо соблюдать правила, находясь около залежей торфа? В целях предупреждения пожаров в пожароопасный период в лесу запрещается: — пользоваться открытым огнем (бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу); — употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; — оставлять (кроме специально отведенных мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал; — заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим; — оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы; — выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях, расположенных в лесу; — разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев. Мир разнообразен – есть еще полезные ископаемые, дома продолжите знакомство и заполнение таблицы с помощью литературы и интернета. |
Самостоятельная работа с учебником –
Обсуждение |
Домашнее задание. Рефлексия | Составление синквейна. |