Актуальность и обоснование темы:
Тема «Движение. Равенство фигур» является заключительным этапом в усвоении основной темы «Движение», рассматриваемой в 8 классе на уроках геометрии. Данная тема интересна учащимся, т. к. непосредственно связана с изображением фигур, их движением и подготовкой развития пространственного представления предметов.
Тип урока: смешанный (урок теоретических и практических групповых работ).
Цель урока: применение знаний на практике.
Задачи:
- образовательные: научить применять полученные знания на практике.
- воспитательные: вовлечь в активную деятельность; совершенствовать навыки общения.
- развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся углубят и обобщат знания о видах
движения;
2. Научатся их распознавать и различать;
3. Приобретут навыкам работы в группах.
Оборудование урока: листы, маркеры, карандаши, линейки циркули, мультимедийный проектор, компьютер.
Учебник: И.М. Смирнова, В.А. Смирнов Геометрия 7-9.
ХОД УРОКА
1 Блок: актуализация знаний
Описание: Предлагается группам из 4 учащихся выполнить задания на альбомных листах:
- 1 группа: построить фигуру центрально симметричную равнобедренному треугольнику МНК относительно точки К, какая образовалась фигура, какие использовались свойства.
- 2 группа: постройте фигуру, полученную поворотом на угол 45 градусов вокруг точки пересечения его диагоналей, какая образовалась фигура, какие использовались свойства.
- 3 группа: постройте ось симметрии, зная положение двух симметричных относительно нее точек М и М1.
- 4 группа: (для сильных учащихся) докажите, что если в четырех угольнике CDEF прямые c,d, проходящие через диагонали, являются осями симметрии, то это ромб.
Далее идет обсуждение работы. Учащиеся повторяют алгоритм построения данного движения и использование при доказательстве движения.
2 Блок: новая тема
Слово учителя: рассмотренные выше преобразования плоскости обладают одним общим свойством – они сохраняют расстояния между точками. Такие преобразования называют движениями.
Движением называется преобразование плоскости, сохраняющее расстояния между точками, т. е. если точки A,D переводятся в точки A1,D1 соответственно, то AD=A1D1.
Пусть одно движение переводит точку А вА1, а другое движение переводит точку А1 в А2. Тогда преобразование плоскости, при котором точке А сопоставляется точка А2, называется композицией движений. Оно получается последовательным выполнением двух данных движений.
Свойство 1. Композиция движений является движением.
Свойство 2. Движение переводит прямые в прямые, лучи в лучи, отрезки в отрезки.
Свойство 3. При движении сохраняются углы.
3 Блок: закрепление темы.
Вопросы учащимся:
- Могут ли при движении разные точки переходить в одну?
- Докажите, что движение переводит окружность в окружность того же радиуса.
- Пусть движение переводит отрезок АВ в отрезок А1В1. Докажите, что середина С отрезка АВ перейдет в середину С1 отрезка А1В1.
4 Блок: это интересно.
Выступление учащихся по теме «Паркеты», в котором было дано определение паркета, правильного паркета, примеры правильных паркетов. (Приложение 1, Приложение 2).
Были предложены вопросы:
1. Можно ли составить паркеты из правильных
пятиугольников, шести угольников,
семиугольников?
2. Можно ли заполнить плоскость треугольником
произвольной формы?
Выводы: движения – важная часть предмета геометрии, с помощью движения можно решать задачи. Движения встречаются в окружающей нас обстановке, например – паркеты.
5 Блок: подведение итогов урока
Для проверки знаний учащихся, им дается задание.
Закончить предложения:
– движением называется…
– примерами движений являются …
– движение переводит прямые в …
– две фигуры называются равными …
– композицией движений является …
– два треугольника равны в том и только в том
случае …
Итог урока
- Участники оценивают каждого в работе группы;
- Учащиеся дают оценку работы всей группы.
Домашнее задание: выучит определение движения, композиций движения, свойства движения, дополнительные задания из Рабочей тетради.
Вывод:
Урок сформирован с учетов возрастных особенностей учащихся: развитие воображения и памяти. Задача педагога, организовать условия усвоения материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнения по образцу. Задача выполняется учащимися с применением творчества и совместной работы в группе. Достигнута цель урока – обобщение изучаемого материала на уроке и введения его в систему ранее усвоенных знаний.
В ходе урока были сложности в вопросах о паркетах: выполнение устных упражнений, т. к. эта тема не является обязательной для обучения, только как познавательный материал.
Таким образом, в ходе урока присутствовал позитивный эмоциональный настрой, все учащиеся были вовлечены в групповую работу, при этом проявили индивидуальное творчество. Достигнуты основная цель и задачи, поставленные педагогом.