Движение. Равенство фигур. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: движение, равенство, фигуры, пространство, представление


Актуальность и обоснование темы:

Тема «Движение. Равенство фигур» является заключительным этапом в усвоении основной темы «Движение», рассматриваемой в 8 классе на уроках геометрии. Данная тема интересна учащимся, т. к. непосредственно связана с изображением фигур, их движением  и подготовкой  развития пространственного представления предметов.

Тип урока: смешанный (урок теоретических и практических групповых работ).

Цель урока: применение знаний на практике.

Задачи:

  • образовательные: научить применять полученные знания на практике.
  • воспитательные: вовлечь в активную деятельность; совершенствовать навыки общения.
  • развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся углубят и обобщат знания о видах движения;
2. Научатся  их распознавать и различать;
3. Приобретут навыкам работы в группах.

Оборудование урока: листы, маркеры, карандаши, линейки циркули, мультимедийный проектор, компьютер.

Учебник: И.М. Смирнова, В.А. Смирнов Геометрия 7-9.

ХОД УРОКА

1 Блок: актуализация знаний

Описание: Предлагается группам из 4 учащихся выполнить задания на альбомных листах:

  • 1 группа: построить фигуру центрально симметричную равнобедренному треугольнику МНК относительно точки К, какая образовалась фигура, какие использовались свойства.
  • 2 группа: постройте фигуру, полученную поворотом на угол 45 градусов вокруг точки пересечения его диагоналей,  какая образовалась фигура, какие использовались свойства.
  • 3 группа: постройте ось симметрии, зная положение двух симметричных относительно нее точек М и М1.
  • 4 группа: (для сильных учащихся) докажите, что если в четырех угольнике CDEF прямые c,d, проходящие через диагонали, являются осями симметрии, то это ромб.

Далее идет обсуждение работы. Учащиеся повторяют алгоритм построения данного движения и использование при доказательстве движения.

2 Блок: новая  тема

Слово учителя: рассмотренные выше преобразования плоскости обладают одним общим свойством – они сохраняют расстояния между точками. Такие преобразования называют движениями.

Движением называется преобразование плоскости, сохраняющее расстояния между точками, т. е. если точки A,D переводятся в точки A1,D1 соответственно, то AD=A1D1.

Пусть одно движение переводит точку А вА1, а другое движение переводит точку А1 в А2.  Тогда преобразование плоскости, при котором точке А  сопоставляется точка А2, называется композицией движений. Оно получается последовательным выполнением двух данных движений.

Свойство 1. Композиция движений является движением.

Свойство 2. Движение переводит прямые в прямые, лучи в лучи, отрезки в отрезки.

Свойство 3. При движении сохраняются углы.

3 Блок: закрепление темы.

Вопросы учащимся:

  1. Могут ли при движении разные точки переходить в одну?
  2. Докажите, что движение переводит окружность в окружность того же радиуса.
  3. Пусть движение переводит отрезок АВ в отрезок А1В1.  Докажите, что середина С отрезка АВ перейдет в середину С1 отрезка А1В1.

4 Блок: это интересно.

Выступление учащихся по теме «Паркеты»,  в котором было дано определение паркета, правильного паркета, примеры правильных паркетов. (Приложение  1, Приложение 2).

Были предложены вопросы:

1. Можно ли составить паркеты из правильных пятиугольников, шести угольников, семиугольников?
2. Можно ли заполнить плоскость треугольником произвольной формы?

Выводы: движения – важная часть предмета геометрии, с помощью  движения можно решать задачи. Движения встречаются в окружающей нас обстановке, например – паркеты.

5 Блок: подведение итогов урока

Для проверки знаний учащихся, им дается задание.

Закончить предложения:

– движением называется…
– примерами движений являются …
– движение переводит прямые в …
– две фигуры называются равными …
– композицией движений является …
– два треугольника равны в том и только в том случае …

Итог урока

  1. Участники оценивают каждого в работе группы;
  2. Учащиеся дают оценку работы всей группы.

Домашнее задание: выучит определение движения, композиций движения, свойства движения, дополнительные задания из Рабочей тетради.

Вывод:

Урок сформирован с учетов возрастных особенностей учащихся: развитие воображения и памяти. Задача педагога, организовать условия усвоения материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнения по образцу. Задача выполняется учащимися с применением творчества и совместной работы в группе. Достигнута цель урока – обобщение изучаемого материала на уроке и введения его в систему ранее усвоенных знаний.

В ходе урока были сложности в вопросах о паркетах: выполнение устных упражнений, т. к. эта тема не является обязательной для обучения, только как познавательный материал.

Таким образом, в ходе урока присутствовал позитивный эмоциональный настрой, все учащиеся были вовлечены в групповую работу, при этом проявили индивидуальное творчество. Достигнуты основная цель и задачи, поставленные педагогом.