Учитель любого предмета отвечает за себя, несёт ответственность за сохранение здоровья учащихся. Учителя таких предметов как ОБЖ, химии, физики, информатики, биологии, физической культуры и технологий отвечают за формирование у учеников умений правильно обращаться с приборами, инвентарём, веществами и предметами быта окружающими их в повседневной жизни. Учитель должен предупредить учащихся об опасности неправильного пользования предметами и использование незнакомых, опасных предметов в различных жизненных ситуациях.
Многие предметы изучают в подростковом возрасте, для которого характерно стремление к самостоятельности, влечению ко всему тайному, запретному. Эгоцентризм, присущий этому возрасту, основан на том, что ученики рассуждают в свою пользу, ведь именно с ними ничего не может случиться. Некоторые учащиеся начинают экспериментировать с опасными предметами, веществами не понимая последствий этих опытов. Поэтому учителю необходимо организовать специальную работу с учащимися по изучению правил безопасного поведения при исследованиях различного рода.
Во многих школах эксперимент не проводится, так как учителя сами бояться и не могут обеспечить безопасность своих учеников. Проблема обеспечения безопасности учащихся во время эксперимента существует очень, давно и её можно решить, если учителя будут приобретать определённый опыт в проведении различных экспериментов. Основной метод обучения учителей – тренинг в условиях моделирования реальных ситуаций профессиональной деятельности.
Выполнение практических работ не только развивает память, улучшает и углубляет знания по предмету, но и учит правильно, быстро и без страха принимать решения в случае особой ситуации. Моделирование чрезвычайных ситуаций и реализация действий по их ликвидации, это разработка новых способов проведения эксперимента и подготовка учеников к решению жизненных ситуаций.
Цели урока:
ПРОВЕРЯЮЩИЕ.
Обобщить знания учащихся об основных понятиях по технике безопасности, формирование культуры безопасного поведения на уроках. Проверить умения учащихся определять сложившуюся не стандартную ситуацию на уроке и ликвидировать её. Совершенствовать практические умения и навыки учащихся, принятие правильного решения, соблюдение техники безопасности при работе с реактивами и химическим оборудованием.
РАЗВИВАЮЩИЕ.
Совершенствовать умения анализировать, определять и быстро реагировать на создавшуюся ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, умение определять критичность ситуации и принимать правильные решения на основе знаний полученных на уроках . Организовать безопасную самостоятельную работу учащихся с химическими веществами и оборудованием по данной теме.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.
Формирование культуры безопасного поведения
на уроках химии и работе с реактивами.
Расширить и углубить мировоззренческие знания
учащихся по технике безопасности. Подвести их к
выводам общего жизненного уровня, касающихся
химических веществ, и правил работы с ними.
Познакомить учащихся с правилами поведения в ЧС
в быту. Приблизить знания предмета к реальной
жизни и умение этими знаниями пользовать.
ТИП УРОКА – практическая работа при помощи которого можно обобщить и закрепить практические и теоретические знания по теме:«Безопасность химического эксперимента»
ОБОРУДОВАНИЕ:
- реактивы: раствор гидроксида натрия, спирт ,спички ,универсальный индикатор, соляная кислота, мыльный раствор, песок, мел, глина, борная кислота, полиэтиленовый пакет, серная кислота, натрий, хлорид аммония, фенолфталеин, вода, цинк, пермангонат калия;
- химическая посуда, халаты, перчатки;
- карточки с заданиями для каждой группы;
- итоговая таблица.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Для проведения практикума класс делится на
пять групп. Каждая группа получает
индивидуальную карточку с экспериментальными
задачами и за неделю до проведения данного
урока получает задание, подготовить и принести к
уроку составленные в домашних условиях
адсорбенты .
На уроке каждая команда, состоящая из 4-5 учеников,
проводит свои исследования для решения
поставленных задач и делится своими
результатами с другими группами в конце урока.
Оформляется вся работа в специально
подготовленную таблицу, в которую записываются
проведённые реакции и выводы. Оценить каждого
ученика можно по качеству выполнения
эксперимента и за правильно сделанные и
оформленные выводы, таким образом можно за урок
поставить по две оценки. Оформление работы можно
делать в тетради, а можно в специально
приготовленных таблицах. На пример : каждый
ученик получает готовую таблицу для
заполнения и методическую разработку о ходе
проведения работы.
Дата:_________201__ Работу выполнил(а)__________________________уч.10А/Б(11А/Б) класса
Практическая работа на тему: «Безопасность химического эксперимента».
№ п/п | Исходные вещества. | Условия реакции. | Признаки реакции. | Выводы и химические уравнения. |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Техника безопасности_________________________________________________________________
Подготовка к ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Опыты по получению ядовитых газов и их утилизации |
Безопасность при использовании приборов |
Опыт №1.Использование безопасных
способов отбора жидких реактивов. Необходимо взять медицинскую пипетку для отбора жидкости с резиновой грушей. Данными пипетками набрать концентрированную соляную кислоту. Сделать вывод, какой из пипеток работать удобнее и безопаснее. Опыт №2. Приготовление адсорбентов при уборке
пролитой жидкости и тушения небольших локальных
пожаров. А) Разлейте 3 мл концентрированной серной кислоты на резиновое покрытие лабораторного стола. Развяжите пакет с адсорбентом и высыпайте его сначала по периметру, а потом в центр разлитой жидкости. Перемещайте, втирая в пятно до нейтрализации. Собрать все совком на фанерку и выбросить с твердыми отходами. Б) Налейте в фарфоровую чашку для выпаривания 5 мл спирта и подожгите его. Потушите «пожар» адсорбентом, высыпав его на огонь для преграды доступа воздуха. Перемешайте его и опять подожгите. Затем повторно засыпьте адсорбентом. После высыхания можно выбросить с твердыми отходами. Опыт №3 Безопасность опытов с возможностью воспламенения, взрыва или выброса реакционной массы. Взаимодействие натрия с водой. Приготовьте кристаллизатор, высокий стакан и пробирку, наполните на 1/3 водой. Сосуды должны быть закреплены в штативе или стоять самостоятельно. В каждый сосуд бросить кусочек натрия, величиной с горошину. Сравните наблюдаемые эффекты. Сделайте вывод о наиболее безопасном способе. |
Опыт №1. Получение аммиака. В химическом аквариуме получают аммиак. Взаимодействие гидроксида натрия (1-2 кусочка) с таким же количеством хлорида аммония в присутствии 2-3-х капель воды. Полученный газ пропускают через раствор фенолфталеина. Для утилизации нейтрализуют соляной кислотой |
Опыт №1.Взрыв гремучей смеси. В двух пробирках, соединенных газоотводными трубками, получают кислород и водород. Оба газа пропускают в мыльный раствор, надутые мыльные пузыри. Образуется безобидный взрыв. Данные опыты нужны для изучения основных правил монтирования простейших приборов и работы с ними. При проведении опыта руки у экспериментатора должны быть свободны для манипуляций в случае возникновения аварийных ситуаций. |
Таких таблиц можно составить более пяти, т.е. на каждую группу учащихся с разными ситуациями:
- Подготовка к ликвидации ЧС.
- Утилизация и получение ядовитых газов.
- Безопасность при использовании приборов.
- Безопасная работа с концентрированными кислотами.
- Ликвидация «пожара».
После выполнения работы ученики
рассказывают о своих наблюдениях всему классу, а
затем делают общий вывод о проделанных опытах и
заполняют таблицу.
Оценки выставляются в конце урока, возможно
получение дополнительной оценки за
самостоятельные и грамотные выводы.
Данную работу можно проводить для 9, 10 и 11 классов
это тема: «Безопасность химического
эксперимента и ликвидация ЧС».
Такие таблицы можно уменьшить по составу, а можно
увеличить, всё зависит от того, что необходимо
исследовать и какие выводы сделать.
Такой практикум даёт возможность научить детей
быстро и правильно реагировать на ЧС, не
бояться опытов по химии. Данная работа помогает
приблизить химию к настоящей жизни и научить
детей правилам по технике безопасности на
практике, ребята более полно воспринимают
материал, понимая, зачем это изучается.
После практической работы каждая группа
делится своими результатами с классом и
записывается общий вывод по результатам
проделанных опытов.
Библиография
- Семёнов А.С., Солодько Н.Е., Филиппова С.В. Как приготовить и использовать адсорбент для уборки пролитой жидкости.//Химия в школе. – 1999.– № 6. – С.56.
- Мартыненко Б.В., Михалева М.В., Бочкарёва Т.Н. Эксперимент не должен уйти из школы! // Химия в школе.– 1999. – №1. – С. 58.
- Вольеров Г.В. О неточностях в описании эксперимента и рисунках приборов в новых учебниках химии.// Химия вшколе. – 1991.– №6. – С.48-51.
- Семёнов А.С. Справочные таблицы по работе с реактивами.// Химия в школе. – 1991.– №1. – С.42-47; №2. – С. 37-44.
- Дейнова Т.К. Попробуйте так.// Химия в школе. – 1999. – №7. – С.69.
- Степанов Н.А. Роль химического эксперимента в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.//Химия в школе. – 2003. – №4. – С.57-65.