Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Митта "Шар в окошке"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений
  • Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
  • Воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:компьютер, презентация, выставка книг по сказкам В. Сутеева, толковые словари, карточки для групповой работы и работы в парах.

Учебник:Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 2 класс.

ХОД УРОКА

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Психологический настрой

Наш урок мы начнём с «Искорки добра». (Презентация. Слайд 2) В одном городе люди умели дарить друг другу добро. (Слайд 3) А знаете как? Очень просто. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, тёплая искорка. Маленькое, маленькое солнышко. (Слайд 4) Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. (Слайд 5) Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмем и передадим друг другу своё внимание, тепло и доброту. (Слайд 6) Представьте, что пред вами большое , яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Утром солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой

Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой подарите соседу, а третий – нашим гостям. (Слайд 7) Посмотрите в глаза друг другу и тепло улыбнёмся и скажем такие слова: (Слайд 8)Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

2. Сообщение новой темы урока. Самоопределение целей урока

– Как вы думаете, зачем воздушный шарик появился на уроке литературного чтения? (Дети высказывают предположения по данному вопросу)
– Правы ли вы. Мы выясним открыв учебники на стр. 66 и прочитаем тему нашего урока. (Дети читают) Определите, чем мы сегодня будем заниматься? Определим цели урока.

3. Актуализация полученных ранее знаний и умений. (Слайд 9)

– На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.

1 группа должна была собрать материал и приготовить презентацию о жизни и творчестве В. Сутеева.
2 группа работала в библиотеке,она искала различные сказки В. Сутеева. Организовала выставку по произведениям В. Сутеева.
3 группа отрабатывала выразительное чтение.

Выступление 1 группы

– Кто автор этих сказок?

Доброта, юмор, находчивость, взаимовыручка, умение дружить отличают героев Сутеевских сказок.

– Что вы запомнили об этом замечательном писателе?

Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник, писатель, мультипликатор (человек, который создает мультфильмы).
Он родился в 1903 году в городе Москве в семье врача, доктора медицины. Но отец его не только лечил людей, но и увлекался живописью, пел… В детстве В. Сутеев очень рано научился читать, любил рисовать.
Он стал иллюстратором детских журналов и газет : «Пионерская правда», «Мурзилка», «Искорка», «Пионер». Студия «Союзмультфильм» становится для художника творческой мастерской. Благодаря мультфильму «Муха-Цокотуха», он стал известным.
Книги Сутеева переведены более чем на тридцать языков. Веселые, добрые книжки В.Г. Сутеева знают и любят дети в разных уголках мира. За свою жизнь Сутеев написал около 40 сценариев для мультфильмов. Писал Владимир Григорьевич правой рукой, а рисовал левой. Вот и получается, что у писатель и художника Владимира Григорьевича Сутеева обе руки заняты.

– Оцените работу 1 группы.

Выступление 2 группы

Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 2 группе.
Перед вами выставка – вопрос « Кто он?» – Владимир Сутеев. На первой полке расположены книги разных писателей. Но их объединяет то, что картинки к ним нарисовал Сутеев.
На следующей полке книги, написанные им самим. Все эти книги экранизированы. Ответ понятен: художник, писатель, сценарист.
Наше поколение продвинутое, поэтому мы в интернете прочитали ещё одну книжку. Это прикольные картинки про Пифа. Мы уверенны, что на классном часе мы обязательно познакомимся с весёлыми приключениями озорной собаки Пиф и его друзьями.

– Оцените работу 2 группы

Выступление 3 группы

– Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитайте сказку « Кто лучше всех?» на стр. 64 в учебнике.
– Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?

– Оцените работу 3 группы.

4. Физминутка «Палочка-выручалочка»

5. Работа над новым материалом

1) Игровая ситуация

– Ой, к шарику прикреплен конверт. Что же в нём? (Один ученик вытаскивает рисунки, а на конверте находит задание)

Задание: По первым буквам данных слов отгадайте слово. На доске рисунки: дятел, радуга. Улитка, жук, бабочка, аист. (Дружба)

– Объясните значение этого слова. Что такое дружба? Заглянем в толковы словарь и найдём объяснение этого слова в словаре.

Вывод: (слайд 11) Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости.

(Слайд 12)

– На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш “Фонарик дружбы”, сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.

6. Организация восприятия и усвоения учащимися материала

(Слайд 13)

– Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.

(Слайд 14)

– Сегодня мы знакомимся с произведением А. Митта “Шар в окошке”.

7. Подготовка детей к чтению

– На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку.

1) Упражнение на дыхание

– Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте листья с руки. Повторяем три раза.

2) Работа над чистоговоркой (слайд 15)

– А теперь давайте потренируем наше произношение. Слоги читают мальчики, а остальную часть девочки.

ца-ца-ца – осень у крыльца
жу-жу-жу – я про осень расскажу
себре-себре-себре – идём мы в школу в сентябре
обре-обре-обре – осенний месяц на дворе
ри-ри-ри – ты на клёны посмотри
лы-лы-лы-лы – листья красные видны
ло-ло-ло-ло – за окном уж не тепло
та-та-та-та – осень это красота

3) Упражнение на развитие интонационной выразительности речи

– Прочитаем предложения с разной интонацией (Слайд 16)

Наступила золотая осень.?!

4) Двигательная физминутка «Осенняя»

5) Физкультминутка (по Базарному)

Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).

8. Чтение произведения «Шар в окошке» (Слайд 17)

Словарная работа

В тексте встретилось непонятное слово Компресс. Как бы вы дали этому слову объяснение? Прочитаем объяснение этого слова в толковом словаре.
Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс.

9. Работа по вопросам

– Почему автор назвал произведение «Шар в окошке»?
– Что же случилось с Колей? Найдите и прочитайте в тексте о том, как Коля заболел?
– На каком этаже жил Коля? А что можно увидеть с третьего этажа? Прочитайте строки, в которых об этом говорится.
– Какое настроение было у Коли?
– Почему Коле стало хорошо?
– Какие друзья у Коли?
– А как бы вы поступили на месте Миши и Кати?

10. Работа в парах (слайд 1) (Приложение 1)

1. О ком или о чём этот рассказ?

А) о детях
Б) о животных
В) о природе

2. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли. Подчеркни

Верные
Равнодушные
Находчивые
Весёлые
Трусливые

3. Отметь пословицу, которая подходит к этому рассказу

А) Чай пить – не дрова рубить.
Б) Без беды друга не узнаешь.
В) Делу время – потехе час.

– Оцените свою работу в паре.

11. Работа в группах (слайды 19-20)

– Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста. (Составление плана)

1 часть. Коля заболел
2 часть. Шар в окошке.
3 часть. Коля и друзья.

– Оцените свою работу в группе.

12. Определение тона чтения

– Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.

– В начале текста? (Печальный, скучный)
– В середине текста? (Удивленный)
– В конце текста? (Радостный)

Чтение текста по составленному плану.

13. Разноуровневое домашнее задание. (Слайд 21)

  • Прочитать и подготовить подробный пересказ “Шар в окошке”.
  • Подобрать пословицы о дружбе
  • Написать сочинение о друге

14. Рефлексия урока (слайд 22)

Незаконченные предложения:

  • У нас была цель…
  • Я считаю, что цели урока…
  • Я понял...
  • Урок дал мне для жизни…

(Слайд 23)

– Дети! Я благодарю вас за урок. И если у вас появилось желание быть верным , настоящим другом, я буду рада.Протяните руку к такому дорогому и надёжному так важному в жизни слову « Дружба».

Дети обводят свою ладонь на цветную бумагу, вырезают и прикрепляют на плакат, где в центре написано слово «Дружба».

(Слайд 24)

– У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге. (Раздаю всем воздушные шары)