Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений
- Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
- Воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:компьютер, презентация, выставка книг по сказкам В. Сутеева, толковые словари, карточки для групповой работы и работы в парах.
Учебник:Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 2 класс.
ХОД УРОКА
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Психологический настрой
Наш урок мы начнём с «Искорки добра». (Презентация. Слайд 2) В одном городе люди умели дарить друг другу добро. (Слайд 3) А знаете как? Очень просто. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, тёплая искорка. Маленькое, маленькое солнышко. (Слайд 4) Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. (Слайд 5) Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмем и передадим друг другу своё внимание, тепло и доброту. (Слайд 6) Представьте, что пред вами большое , яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Утром солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой
Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой подарите соседу, а третий – нашим гостям. (Слайд 7) Посмотрите в глаза друг другу и тепло улыбнёмся и скажем такие слова: (Слайд 8)Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.
2. Сообщение новой темы урока. Самоопределение целей урока
– Как вы думаете, зачем воздушный шарик
появился на уроке литературного чтения? (Дети
высказывают предположения по данному вопросу)
– Правы ли вы. Мы выясним открыв учебники на стр.
66 и прочитаем тему нашего урока. (Дети читают)
Определите, чем мы сегодня будем заниматься?
Определим цели урока.
3. Актуализация полученных ранее знаний и умений. (Слайд 9)
– На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.
1 группа должна была собрать материал
и приготовить презентацию о жизни и творчестве В.
Сутеева.
2 группа работала в библиотеке,она
искала различные сказки В. Сутеева. Организовала
выставку по произведениям В. Сутеева.
3 группа отрабатывала выразительное
чтение.
Выступление 1 группы
– Кто автор этих сказок?
Доброта, юмор, находчивость, взаимовыручка, умение дружить отличают героев Сутеевских сказок.
– Что вы запомнили об этом замечательном писателе?
Владимир Григорьевич Сутеев – известный
художник, писатель, мультипликатор (человек,
который создает мультфильмы).
Он родился в 1903 году в городе Москве в семье
врача, доктора медицины. Но отец его не только
лечил людей, но и увлекался живописью, пел… В
детстве В. Сутеев очень рано научился читать,
любил рисовать.
Он стал иллюстратором детских журналов и газет :
«Пионерская правда», «Мурзилка», «Искорка»,
«Пионер». Студия «Союзмультфильм» становится
для художника творческой мастерской. Благодаря
мультфильму «Муха-Цокотуха», он стал известным.
Книги Сутеева переведены более чем на тридцать
языков. Веселые, добрые книжки В.Г. Сутеева знают
и любят дети в разных уголках мира. За свою жизнь
Сутеев написал около 40 сценариев для
мультфильмов. Писал Владимир Григорьевич правой
рукой, а рисовал левой. Вот и получается, что у
писатель и художника Владимира Григорьевича
Сутеева обе руки заняты.
– Оцените работу 1 группы.
Выступление 2 группы
Сутеев открывает нам мир человеческих
отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича
Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 2
группе.
Перед вами выставка – вопрос « Кто он?» –
Владимир Сутеев. На первой полке расположены
книги разных писателей. Но их объединяет то, что
картинки к ним нарисовал Сутеев.
На следующей полке книги, написанные им самим.
Все эти книги экранизированы. Ответ понятен:
художник, писатель, сценарист.
Наше поколение продвинутое, поэтому мы в
интернете прочитали ещё одну книжку. Это
прикольные картинки про Пифа. Мы уверенны, что на
классном часе мы обязательно познакомимся с
весёлыми приключениями озорной собаки Пиф и его
друзьями.
– Оцените работу 2 группы
Выступление 3 группы
– Послушаем выразительное чтение по ролям.
Прочитайте сказку « Кто лучше всех?» на стр. 64 в
учебнике.
– Ребята, а как считаете вы, кто же из героев
сказки лучше?
– Оцените работу 3 группы.
4. Физминутка «Палочка-выручалочка»
5. Работа над новым материалом
1) Игровая ситуация
– Ой, к шарику прикреплен конверт. Что же в нём? (Один ученик вытаскивает рисунки, а на конверте находит задание)
Задание: По первым буквам данных слов отгадайте слово. На доске рисунки: дятел, радуга. Улитка, жук, бабочка, аист. (Дружба)
– Объясните значение этого слова. Что такое дружба? Заглянем в толковы словарь и найдём объяснение этого слова в словаре.
Вывод: (слайд 11) Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости.
(Слайд 12)
– На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш “Фонарик дружбы”, сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.
6. Организация восприятия и усвоения учащимися материала
(Слайд 13)
– Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
(Слайд 14)
– Сегодня мы знакомимся с произведением А. Митта “Шар в окошке”.
7. Подготовка детей к чтению
– На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку.
1) Упражнение на дыхание
– Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте листья с руки. Повторяем три раза.
2) Работа над чистоговоркой (слайд 15)
– А теперь давайте потренируем наше произношение. Слоги читают мальчики, а остальную часть девочки.
ца-ца-ца – осень у крыльца
жу-жу-жу – я про осень расскажу
себре-себре-себре – идём мы в школу в сентябре
обре-обре-обре – осенний месяц на дворе
ри-ри-ри – ты на клёны посмотри
лы-лы-лы-лы – листья красные видны
ло-ло-ло-ло – за окном уж не тепло
та-та-та-та – осень это красота
3) Упражнение на развитие интонационной выразительности речи
– Прочитаем предложения с разной интонацией (Слайд 16)
Наступила золотая осень.?!
4) Двигательная физминутка «Осенняя»
5) Физкультминутка (по Базарному)
Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).
8. Чтение произведения «Шар в окошке» (Слайд 17)
Словарная работа
В тексте встретилось непонятное слово Компресс.
Как бы вы дали этому слову объяснение?
Прочитаем объяснение этого слова в толковом
словаре.
Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила
компресс.
9. Работа по вопросам
– Почему автор назвал произведение «Шар в
окошке»?
– Что же случилось с Колей? Найдите и прочитайте
в тексте о том, как Коля заболел?
– На каком этаже жил Коля? А что можно увидеть с
третьего этажа? Прочитайте строки, в которых об
этом говорится.
– Какое настроение было у Коли?
– Почему Коле стало хорошо?
– Какие друзья у Коли?
– А как бы вы поступили на месте Миши и Кати?
10. Работа в парах (слайд 1) (Приложение 1)
1. О ком или о чём этот рассказ?
А) о детях
Б) о животных
В) о природе
2. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли. Подчеркни
Верные
Равнодушные
Находчивые
Весёлые
Трусливые
3. Отметь пословицу, которая подходит к этому рассказу
А) Чай пить – не дрова рубить.
Б) Без беды друга не узнаешь.
В) Делу время – потехе час.
– Оцените свою работу в паре.
11. Работа в группах (слайды 19-20)
– Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста. (Составление плана)
1 часть. Коля заболел
2 часть. Шар в окошке.
3 часть. Коля и друзья.
– Оцените свою работу в группе.
12. Определение тона чтения
– Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.
– В начале текста? (Печальный, скучный)
– В середине текста? (Удивленный)
– В конце текста? (Радостный)
Чтение текста по составленному плану.
13. Разноуровневое домашнее задание. (Слайд 21)
- Прочитать и подготовить подробный пересказ “Шар в окошке”.
- Подобрать пословицы о дружбе
- Написать сочинение о друге
14. Рефлексия урока (слайд 22)
Незаконченные предложения:
- У нас была цель…
- Я считаю, что цели урока…
- Я понял...
- Урок дал мне для жизни…
(Слайд 23)
– Дети! Я благодарю вас за урок. И если у вас появилось желание быть верным , настоящим другом, я буду рада.Протяните руку к такому дорогому и надёжному так важному в жизни слову « Дружба».
Дети обводят свою ладонь на цветную бумагу, вырезают и прикрепляют на плакат, где в центре написано слово «Дружба».
(Слайд 24)
– У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге. (Раздаю всем воздушные шары)