Обобщающий урок по теме "Одночлены", 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Одночлены» (учащиеся должны знать определение одночлена; чему равно произведение одночленов; понятие стандартный вид одночлена; какие одночлены называют подобными; уметь приводить подобные одночлены; называть коэффициент одночлена; находить сумму, разность, произведение одночленов; определять равенство одночленов; упрощать выражения; представлять данный одночлен в виде квадрата другого одночлена; возводить в степень).
  • Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.
  • Воспитательные: способствовать формированию познавательной активности; активизации мыслительной деятельности в процессе выполнения самостоятельной работы.

Оборудование: карточки с заданиями, бумажные фрукты и корзины, мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Организация учащихся на уроке, проверка готовности к уроку).

–  Начинаем урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.

 –  Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». И я желаю вам  удачи. Пока мы будем проверять домашнее задание, 3 человека будут работать по карточкам.

II. Актуализация опорных знаний:

А) Индивидуальные карточки (3 штуки по теме «Одночлены»):

1. Подчеркни одночлены: Х,  У2В,    – 2Х + 3У,  3АВ ·2В.
2. Для каждого выражения из первого столбца подбери соответствующий стандартный одночлен из третьего столбца. Запиши номер ответа во второй столбец.

1

2

3

3хвх   №1        54авс5
2вса5а   №2        60х6у3
 – 6ас3( – 9)вс2   №3        10а2вс
10х2уху23   №4         3х2в
3ххвв   №5         3х2в2
6уххххуухх   № 6        6х6у3

Б) проверка домашнего задания:

1. Игра «Собери фрукты». (На доске висят бумажные  яблоки, сливы и груши «рубашками» вверх. Один учащийся срывает их и кладет в нужную корзину: «Подобные одночлены» или «Одночлены». Цель – закрепление знаний по теме «Подобные одночлены»; проверка учащихся на внимательность.)

3в,   3а4в2,    4а3в,  80а4в2,  а3в,    –  а4в2,   а,    6р2х,    –  с.

 –  Какие одночлены называют подобными?

+ Ненулевые одночлены называют подобными, если они равны или различны коэффициентами.

 –  Чему равна сумма подобных одночленов?

+ Сумма подобных одночленов равна одночлену с коэффициентом равным сумме коэффициентов данных одночленов.

2. Определение соотношения

–  На прямоугольниках представлены суммы одночленов. На треугольниках – их значение. Соотнесите сумму и значение.

3m + 5m                                       5b
3b + b + b                                    8m
4ab + ab + 12ab                           36a2b
15a2b + 14a2b + 7a2b                   5b2c2
25b2c2 + ( – 27)b2c2 + 7b2c2        17ab

–  Чему равна разность подобных одночленов?
+ Разность подобных одночленов равна одночлену с коэффициентом равным разности коэффициентов уменьшаемого и вычитаемого.

3. Игра «Домино»

 –  На одной половине костяшки домино написана разность подобных одночленов, на другой – значение. Нужно сложить их по принципу «домино».

4. Итог проверки домашнего задания  (собрать индивидуальные карточки)

 –  Поднимите руку, у кого были допущены ошибки в домашнем задании. Итак, вспомнили, как находить сумму и разность подобных одночленов и что такое подобные одночлены. Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Так как  следующий  урок у нас Зачетный, то, что мы еще должны повторить для успешного результата?

III. Постановка темы и цели урока

–  Запишите число, классная работа и тему урока «Одночлены».

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Определение равенства и степени одночленов (стр. 234 № 895 а,б,в)  с комментированием.

–  Итак, давайте вспомним равенство одночленов. Определите,  равны ли одночлены. Откройте учебник на странице 234 № 895 (а, б, в) и будем выполнять с комментированием у доски.

А) 3ав · ( – 2)а             и        6а2в
–  6а2в ≠ 6а2в

–  Как называются данные одночлены?
+ Противоположные одночлены.
–  Какую степень имеет одночлен?
+  третью.

Б) ах2 · 2ху          и     3а3х3у
3х3у = 3а3х3у

–  Как записаны одночлены?
+ В стандартном виде.
–  Назовите степень одночлена.
+ седьмая.

В)  а2вс · (– 2)ав3с2           и          а2в4с4
– а5в4с3 ≠   а2в4с4

–  Определите степень одночлена.
+ десятая степень.

Итог

–  Поднимите руку, у кого это задание вызвало затруднение? В чем была трудность?

2. Взаимосвязь с уроком биологии (Приложение 1)

 –  Скажите, кто из вас соблюдает режим дня? Кто знает, в какое время у человека наивысшая работоспособность?, а наибольшее утомление??? Тогда я предлагаю вычислить значение выражений и узнать:

А) в какое время у человека наивысшая работоспособность?
Б) в какое время у человека наибольшее утомление?
В) в какое время у человека вечерний подъём работоспособности?
Г) когда необходимо прекратить всякую деятельность?

СЛАЙД 1  –  устно

 –  Заполните пропуски так, чтобы за каждой звездочкой скрывалось одно и то же число:

*ху(х* – ху + у*) = *х12у – 11х2у2 + *ху12

+ 11 часов – наивысшая работоспособность

СЛАЙД 2 – у доски 1 человек.

 –  Найдите задуманное число, если известен ряд условий. Нужно из суммы 15,  8х2у,  8х3у3 вычесть 2ху2,  (2ху)3,   8х2у   и прибавить 2ху2. Что нужно сделать, чтобы найти задуманное число?
+ Составим выражение
–  Записываем выражение: (15 + 8х2у +  8х3у3)  –  2ху2  –  (2ху)3  –  8х2у + 2ху2 = 15.

(Учитель проверяет индивидуальные карточки)

–  Какое же число было задумано?
+ 15.
–  У кого ответ получился 15?
–  Проверьте по образцу и исправьте ошибку.

Самопроверка по образцу.

–  Итак, в какое время у человека наибольшее утомление?
+ В 15 часов наибольшее утомление.

СЛАЙД 3  –  устно

–  Выполнив следующее задание устно,  вы узнаете,  в какое время у человека вечерний подъем работоспособности. В каждом выражении вынесите общий множитель за скобки, потом сложите их. 

15х2у + 6у2 = 3у
–  9х3у2 – 3у =  – 3у
19х2 – 38у2 + 57ху = 19
3у + ( – 3у) + 19 = 19

+ Значит в 19 часов вечерний подъем работоспособности.

СЛАЙД 4

–  И когда же  необходимо прекратить любую деятельность вы узнаете, если представите выражение в виде одночлена и найдете его значение:

10ав2 + 21а2в – 5в · 2ав, при а =  – 1, в = 1.
10ав2 + 21а2в – 5в · 2ав = 21а2в.

Если а =  –  1, в = 1, то 21а2в = 21 · ( – 1)2 · 1 = 21.

–  Итак, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.

Взаимопроверка под диктовку учителя.

–  Итак, в какое время человек должен прекратить свою деятельность?
+ В 21 час человек должен лечь спать.
–  Часы, с которыми вы познакомились, в биологии называют биологическими ритмами. Как вы думаете, для чего нужно знать биологические ритмы?
+ Для составления режима дня и т.д.
– Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима дня позволит достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению. А теперь поработаем в парах. На столе лежат карточки с заданиями, при выполнении которых вам нужно будет вспомнить, как представить одночлен в виде квадрата другого одночлена и как возвести в степень

3. Работа в парах по карточкам (дифференцированные по трудности)

1) Представьте данный одночлен в идее квадрата другого одночлена: 25а2,  49в2.
2) Возведите в степень: (5ав)2

3) Представьте данный одночлен в идее квадрата другого одночлена: 16с4, 64к8.
4) Возведите в степень: ( а2)2.

 –  У кого были допущены ошибки и какие?

V. Итог. Оценивание работу учащихся

– Чему учились на уроке?
– Над каким вопросом, темой еще нужно поработать?
– Готовы ли вы к зачетному уроку по данной теме?

VI. Домашнее задание

& 4.1 – 4.6., стр. 234 № 896 (1 столбик).
№ 906 – по желанию, т.к. оно более сложное.

Резерв. Выберите одно из выражений и упростите:

А) 4аав – 5ва2 + 7а2в – ава
4аав – 5ва2 + 7а2в – ава = 4а2в – 5а2в + 7а2в – а2в = 5а2в

Б) 25аа2в3 + 2а3в · 5в2 – а2в2 · 8ав – 9а3в3 + 8а2в3 = 25а3в3 + 10а3в3 – 8а3в3 – 9а3в3 + 8а3в3 = 26 а3в3.