Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где и как я могу эти знания применить -
вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В контексте новой личностно ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории.
В период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной деятельности. На этапе переходного периода, демократизации и гуманизации деятельности ДОУ, актуальным становится проектирование организации целостного педагогического процесса и видов детской деятельности как особой формы развития детей.
По мнению М. С. Когана педагогический проект рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.
Позиции метода проекта:
- Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным проблемам.
- Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: даёт чёткий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребёнка.
- В основе метода проекта лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.
- Метод проектов также актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижение оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развитие способностей, мышления, формирование практических навыков; использования различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни; развитие вариативных образовательных программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
- Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.
Целью проектной деятельности в нашем учреждении является создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретённых в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).
Для повышения профессиональной компетентности педагогов на базе ДОУ проходят семинары, практикумы, консультации, круглые столы, мастер – классы по внедрению проектного метода в практику работы.
Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений, способствует развитию креативности и логического мышления, повышения компетентности и качества образования.
Темы по самообразованию педагоги реализуют через проектную деятельность: проекты - “Пальцы помогают говорить”, “Вместе весело играть”, “Подготовка руки к письму”, “Малыш и природа” и др. Реализуют педагогические проекты: “Зелёный десант”, Новогоднее чудо”, “Великий квадрат”, “Геометрия для малышей”, и др., что способствует решению задач образовательных областей через их интеграцию.
Практика работы показала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.
Проектная деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса способствует развитию ДОУ, сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.