Цель: уточнение представлений о том, что корни однокоренных слов пишутся одинаково.
Задачи:
- Отработать умения распознавать однокоренные слова и выделять корень.
- Развивать речь, мышление, память.
- Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: Презентация, карточки с индивидуальными заданиями.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Приветствие гостей.
– Откройте тетради, запишите дату урока, классная работа.
Слайд 1 (видеоматериал спрашивайте у автора статьи.Прим. ред.)
Осень – смелая художница –
Всюду с краской расположится.
И оранжевые клёны – все оттенки и тона,
И кустарник, раскалённый до красна,
На берёзах позолота –
Это всё её работа.
II. Актуализация знаний
– Какое явление бывает только осенью? (Листопад)
– Выделите первый звук в слове.
– Дайте характеристику звуку. (Он согласный,
мягкий, звонкий, непарный, на письме обозначается
буквой «эль»)
Чистописание
– Повторим написание этой буквы. (Элементы
могут быть различными, в зависимости от
необходимости)
– Осенью бывает … листопад. Запишем это слово.
– Это слово сложное, какие слова помогли его
составить?
– В слове есть неизвестная орфограмма –
соединительная гласная «о», она соединяет два
корня.
– В будущем мы будем часто встречаться с такими
словами.
– Какие изученные орфограммы вы видите в
слове? (Парная согласная, безударная
гласная).
– Как проверить? (Вспомнить правило)
– Какие слова являются однокоренными?
– Напишите однокоренные слова к слову листопад.
– Докажите, что эти слова однокоренные.
– Выделите корень.
– Что такое корень?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
– Мы продолжаем работать над темой: «Состав
слова. Корень».
– Я знаю ещё одно слово, родственное слово
листопад.
– Листопадник.
– Кто знает, что оно означает? (Листопадник –
это заяц, который родился осенью, а именно в
сентябре.)
– Где его можно встретить? (В лесу)
Слайд 2
– Где можно увидеть листопад? (В лесу, в парке, в саду)
IV. Первичное закрепление
1. В знакомой ситуации (типовое)
Работа по вариантам.
Подберите и напишите однокоренные слова с корнями:
I вариант – лес
II вариант – сад
– Все ли слова являются однокоренными словами? (Лес – леса, сад – сады форма слова)
V. Динамическая пауза
VI. Первичное закрепление
2. В изменённой ситуации (конструктивное)
Слайд 3
вода, водный, водитель, водичка
– Какое слово лишнее, почему?
Вывод: cлова, у которых общий корень, но разное лексическое значение, не являются однокоренными.
вода, подводный, моряк, подводник
– Какое слово здесь лишнее, почему?
Вывод: Слова, у которых общее лексическое значение, но разный корень, не являются однокоренными.
Задание:
1. Выпишите однокоренные слова:
I вариант – 1 строчка
II вариант – 2 строчка
2. Поставьте ударение.
3. Найдите безударные гласные, которые требуют
проверки.
4. Подберите проверочные слова.
VII. Творческое применение и добывание знаний.
Работа по карточкам. (Приложение 1)
1 группа (слабые) – выделить корень у
однокоренных слов.
2 группа – выделить корень, написать два
однокоренных слова.
3 группа (сильные) – найти в тексте однокоренные
слова и выделить корень.
Проверка.
Работа с учебником (выполняется упражнение по теме урока, по учебнику, соответствующего УМК)
Взаимопроверка.
Вывод: Слова, у которых общее
лексическое значение и одинаковый корень,
называются однокоренными.
VIII. Физкультминутка
Слайд 4
Задание: подберите к словам с пропущенными буквами – проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Выпишите однокоренные слова, выделите корень.
Проверка.
– Я люблю осенью бродить по лесу. Собирать
грибы. Вдыхать чистый воздух. Наслаждаться
тишиной и красотой осеннего леса.
– А какую осень любите вы?
Слайд 5
(Ответы учеников)
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
– Напишите «Какую осень любите Вы?»
X. Рефлексия (итог, отметки)
– Над какой темой мы работали на уроке?
– Какое задание показалось тебе самым трудным
(лёгким)?
– Доволен ли ты собой?