Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "Б.Житков "Как поросенок говорить научился"

Разделы: Начальная школа


Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произвндения Л.Апнтелеева «Как поросенок говорить научился», создать условия для формирования умения работать с текстом, навыков правильного чтения, способствовать расширению читательского опыта, воспитанию любви к животным.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: понимать содержание прочитанного; уметь  называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать чувства.
  • Метопредметные:  
    • Познавательные: общеучебные:  овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
    • Регулятивные: планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций;  корректировать деятельность:  вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок,  намечать способы их устранения
    • Коммуникативные:  уметь воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, оформлять идеологическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
    • Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,  строить свои взаимоотношения с  их учетом.

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

– Пожелайте друг другу удачи. (Хлопки в ладони друг друга с соседом по парте)

2. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир литературы.
– Как вы думаете, что нам пригодиться для успешной работы на уроке? (Высказывания детей)
– Давайте вспомним с произведениями каких авторов вы уже знакомы. Посмотрите на рисунки и назовите из каких произведений эти герои.
– Кто у нас остался?  Знаете ли вы из какого он произведения?

Поросёнок, поросёнок,
Отчего твой голос звонок?
– Потому что, хрю-хрю-хрю,
Я так песенки пою!
– Поросёнок, поросёнок,
Что ты скачешь, как бесёнок?
– Я играю в классики
С лягушонком Стасиком!
– Поросёнок, поросёнок,
Берегись, идёт волчонок!
– Мне не страшно, если нужно,
Быстро спрячусь в чёрной луже.
Поросёнок, поросёнок
Стал совсем как негритёнок.
Он от радости визжит,
Умываться не спешит!

– Ребята, скажите мне, а поросята умеют разговаривать? (Нет, не умеют)
– А вот у Леонида Пантилеева есть рассказ, который называется «Как поросёнок говорить научился».

Учитель: На этом уроке мы отправляемся в гости к писателю Леониду Пантелееву (вывешивается портрет). Это замечательный детский писатель. У него много рассказов для детей. Они собраны в этих сборниках. Их можно взять в нашей библиотеке. Леонид Пантелеев писал и для взрослых, и для детей. Он считал, что в детском произведении должно быть много юмора, Эти произведения должны быть смешными.

Учитель: Итак, тема нашего урока: Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился?». Мы прочитаем рассказ и проверим ваши предположения: можно ли поросенка научить говорить.

3. Включение в систему знаний

– Чтобы легче было нам читать, проведём словарную работу.

1. Словарная работа.

Читай плавно по слогам, затем целыми словами:

послушай                попроще                поросёнок
голубушка               забавный               поросёночек

– Какие из слов вам не понятны?

2. Чтение рассказа Л.Пантелеева «Как поросенок научился говорить»

1) Чтение текста до слов: «А что же попроще? Какое слово?»

– Какое слово предложил собеседник? (Предположение детей)
– Дочитайте текст до конца.

2) Беседа после прочтения.

– Понравилось ли вам произведение? Чем?
– Какое настроение у произведения?
– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите.

4. Беседа с элементами выборочного чтения

– Назовите героев рассказа (девочка, поросенок и автор)
– Какими словами начинается рассказ?
– От чего имени ведется повествование
– Как автор описывает девочку?
– Какой вы ее представляете?
– Какими словами автор описывает поросенка?
– Как девочка обращалась к поросенку?
– Объясните, почему она так говорит?
– Какие слова девочка просила сказать поросенка? (Она просила его сказать следующие слова: мама, папа, дерево, цветочек, здравствуйте, до свидания, хрю-хрю)

 На доску вывешиваются слова написанные на карточках.

 – Можно ли эти слова объединить в пары? По какому признаку? (Да, эти слова можно объединить в пары по признаку принадлежности их к следующим обобщающим словам: мама и папа – семья, дерево о цветочек – растения, здравствуйте и до свидания – добрые, вежливые)
– Что отвечал поросенок  девочке на ее вопросы?
– Как автор назвал девочку?
– Что можно сказать о характере автора?
– Почему он вмешался в разговор?
– Почему именно слово «хрю-хрю» автор посоветовал девочке разучить с поросенком?
– Что ответил поросенок?
– Как отреагировала девочка на его ответ?
– Что сказала при этом?
– Как вы думаете, научился ли поросенок говорить?
– Каких еще животных можно поставит на место поросенка? Как бы они ответили?

Физминутка

Поднимайте плечики!
Прыгайте кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали.
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко!

5. Чтение рассказа по ролям. Пересказ в парах

6.  Подведение итога урока

– О чем не знала девочка из рассказа Пантелеева? Чему научил ее автор?
– «Выше головы не прыгнешь» – объясните эту поговорку.
– Сейчас мы с вами проявим все свое творчество и попробуем сделать титульный лист для этого рассказа. Нам нужно создать такую обложку для книги, чтобы она была красочной и интересной. В верхней строке мы должны указать имя и фамилию автора. В нижней строке название рассказа. Остальное место на листе должна занимать иллюстрация. Какой момент вы предлагаете изобразить на обложке? (Ответы детей).

7. Рефлексия деятельности

– С каким настроением вы заканчиваете урок? Нарисуйте своё настроение. Что вам больше всего  понравилось на уроке?