Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произвндения Л.Апнтелеева «Как поросенок говорить научился», создать условия для формирования умения работать с текстом, навыков правильного чтения, способствовать расширению читательского опыта, воспитанию любви к животным.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: понимать содержание прочитанного; уметь называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать чувства.
- Метопредметные:
- Познавательные: общеучебные: овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- Регулятивные: планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения
- Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, оформлять идеологическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
- Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
1. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– Пожелайте друг другу удачи. (Хлопки в ладони друг друга с соседом по парте)
2. Актуализация знаний
– Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир
литературы.
– Как вы думаете, что нам пригодиться для
успешной работы на уроке? (Высказывания детей)
– Давайте вспомним с произведениями каких
авторов вы уже знакомы. Посмотрите на рисунки и
назовите из каких произведений эти герои.
– Кто у нас остался? Знаете ли вы из какого он
произведения?
Поросёнок, поросёнок,
Отчего твой голос звонок?
– Потому что, хрю-хрю-хрю,
Я так песенки пою!
– Поросёнок, поросёнок,
Что ты скачешь, как бесёнок?
– Я играю в классики
С лягушонком Стасиком!
– Поросёнок, поросёнок,
Берегись, идёт волчонок!
– Мне не страшно, если нужно,
Быстро спрячусь в чёрной луже.
Поросёнок, поросёнок
Стал совсем как негритёнок.
Он от радости визжит,
Умываться не спешит!
– Ребята, скажите мне, а поросята умеют
разговаривать? (Нет, не умеют)
– А вот у Леонида Пантилеева есть рассказ,
который называется «Как поросёнок говорить
научился».
Учитель: На этом уроке мы отправляемся в гости к писателю Леониду Пантелееву (вывешивается портрет). Это замечательный детский писатель. У него много рассказов для детей. Они собраны в этих сборниках. Их можно взять в нашей библиотеке. Леонид Пантелеев писал и для взрослых, и для детей. Он считал, что в детском произведении должно быть много юмора, Эти произведения должны быть смешными.
Учитель: Итак, тема нашего урока: Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился?». Мы прочитаем рассказ и проверим ваши предположения: можно ли поросенка научить говорить.
3. Включение в систему знаний
– Чтобы легче было нам читать, проведём словарную работу.
1. Словарная работа.
Читай плавно по слогам, затем целыми словами:
послушай попроще поросёнок
голубушка забавный поросёночек
– Какие из слов вам не понятны?
2. Чтение рассказа Л.Пантелеева «Как поросенок научился говорить»
1) Чтение текста до слов: «А что же попроще? Какое слово?»
– Какое слово предложил собеседник? (Предположение
детей)
– Дочитайте текст до конца.
2) Беседа после прочтения.
– Понравилось ли вам произведение? Чем?
– Какое настроение у произведения?
– Как вы думаете, это рассказ или сказка?
Докажите.
4. Беседа с элементами выборочного чтения
– Назовите героев рассказа (девочка, поросенок
и автор)
– Какими словами начинается рассказ?
– От чего имени ведется повествование
– Как автор описывает девочку?
– Какой вы ее представляете?
– Какими словами автор описывает поросенка?
– Как девочка обращалась к поросенку?
– Объясните, почему она так говорит?
– Какие слова девочка просила сказать поросенка?
(Она просила его сказать следующие слова: мама,
папа, дерево, цветочек, здравствуйте, до свидания,
хрю-хрю)
На доску вывешиваются слова написанные на карточках.
– Можно ли эти слова объединить в пары? По
какому признаку? (Да, эти слова можно
объединить в пары по признаку принадлежности их
к следующим обобщающим словам: мама и папа –
семья, дерево о цветочек – растения,
здравствуйте и до свидания – добрые, вежливые)
– Что отвечал поросенок девочке на ее
вопросы?
– Как автор назвал девочку?
– Что можно сказать о характере автора?
– Почему он вмешался в разговор?
– Почему именно слово «хрю-хрю» автор
посоветовал девочке разучить с поросенком?
– Что ответил поросенок?
– Как отреагировала девочка на его ответ?
– Что сказала при этом?
– Как вы думаете, научился ли поросенок говорить?
– Каких еще животных можно поставит на место
поросенка? Как бы они ответили?
Физминутка
Поднимайте плечики!
Прыгайте кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали.
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко!
5. Чтение рассказа по ролям. Пересказ в парах
6. Подведение итога урока
– О чем не знала девочка из рассказа
Пантелеева? Чему научил ее автор?
– «Выше головы не прыгнешь» – объясните эту
поговорку.
– Сейчас мы с вами проявим все свое творчество
и попробуем сделать титульный лист для этого
рассказа. Нам нужно создать такую обложку для
книги, чтобы она была красочной и интересной. В
верхней строке мы должны указать имя и фамилию
автора. В нижней строке название рассказа.
Остальное место на листе должна занимать
иллюстрация. Какой момент вы предлагаете
изобразить на обложке? (Ответы детей).
7. Рефлексия деятельности
– С каким настроением вы заканчиваете урок? Нарисуйте своё настроение. Что вам больше всего понравилось на уроке?