Урок обобщающего повторения по теме "Атмосфера"

Разделы: География


Игровые технологии широко применяются при проектировании технологий образования в школе. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.  Я часто в своей работе применяю игровые технологии, учитывая при этом возраст учащихся, их особенности. 11-12 лет это возраст, когда дети с большим интересом играют в обучении. Особенно разнообразные игры можно придумать к обобщающим урокам, когда в игровой форме можно проверить теоретические знания и умения применять полученные знания.

Цели урока: Обобщить полученные знания по теме «Атмосфера»; повторить термины и понятия темы; продолжить формировать навыки работы с географическими картами, атласами, схемами; формировать навыки работы учащихся в группе и индивидуально. Формировать навыки географического мышления, умения применять полученные знания на практике.
Оборудование: Конверты с заданиями, игровое поле «Игра в снежки», карточки-задания, карточки-схемы, таблички с показаниями атмосферного давления, лента-схема «Направление ветра». Фигурки Незнайки и Знайки. Для оформления доски большие фигуры Знайки и Незнайки. Мультимедийное оборудование.  
Тип урока: Урок-обобщение
Структура урока: 1. Организационный момент
2.  Актуализация знаний
3. Выполнение заданий:
а) «Письмо от Незнайки»
б) «Игра в снежки»
в) «Знайкина задача»
г) «Я знаю!»
д) «Я умею!»
е) «Кто быстрее, кто сообразительнее»
ж) «Занимательная география»
4. Выводы
5. Подведение итогов
План. 1. Вводное слово учителя, постановка целей и задач
2. Выполнение задания в группе «Письмо от Незнайки»
3. Проведение игры «Игра в снежки»
4. Индивидуальная работа «Знайкина задача»
5. Работа у доски «Я знаю!»
6. Индивидуальная работа «Я умею!»
7. Работа с классов «Кто быстрее, кто сообразительнее»
8. Выступления учащихся с опережающим заданием
9. Выводы
10. Подведение итогов
1. Вводное слово учителя, постановка целей и задач
Учитель: Объявляет тему, цели и задачи урока. Озвучивает план урока. В сказке Носова о Незнейке, Незнайка скрывается от Знайки, потому что не хочет учиться. Данные герои у нас в гостях. В одной стороне доски висит рисунок, сделанный учениками Знайки, в другой Незнайки. При выполнении заданий учащиеся получают жетоны-фигурки героев сказки.
За правильный ответ – жетон-Знайка, за неправильный – жетон-Незнайка. Все жетоны прикрепляются на доску соответственно рисункам.
2. 2. Выполнение заданий
Консультация учителя по выполнению работы.
Учитель раздает группам (по 4 учащихся в группе) конверты с письмами от Незнайки. 
1. Выполнение задания в группе «Письмо от Незнайки»

Учащиеся  выполняют задания, вставляют пропущенные слова в тексте (Приложение 1), за каждый правильный и неправильный ответ получают жетон и размещают на доску в соответствии с героем сказки.
Если групп мало, то можно озвучить ответы (только вставленные слова), если групп много, то можно пригласить жюри из старшеклассников, которые будут проверять работы.                           

Учитель объясняет правила игры: на доске находиться, за ранее приготовленное игровое поле, все квадраты которого закрыты плотной бумагой.   2. Проведение игры «Игра в снежки»

Учащиеся по очереди, подходят к доске, открывают 1 клетку,  где указана цена ответа и отвечают на заданный вопрос на знание терминов и понятий. Получают жетон (Приложение 2)

Учитель раздает конверты с заданием, каждому учащемуся. 3. Индивидуальная работа «Знайкина задача»

Учащиеся решают задачу по вычислению температуры воздуха с поднятием в высоту (Приложение 3) Получают жетоны.

Учитель выдает, каждому учащемуся, выходящему к доске, карточку с показателями атмосферного давления  4. Работа у доски «Я знаю!»

а) Первый учащийся, который вышел к доске, называет нормальное атмосферное давление и прикрепляет  карточку на доску. Всем остальным выдать карточки, которые вывешивают на доске, в соответствие – пониженное или повышенное давление. 
б) Каждый учащийся выходит к доске и получив карточку с заданием, где указано направление ветра, учащемуся нужно начертить стрелку, указывающую заданное направление.  

Учитель раздает конверты с заданием. 5. Индивидуальная работа «Я умею!»

Учащиеся выполняют задание самостоятельно (Приложение 4)

Учитель задает всему классу вопросы, содержащие дополнительную информацию по теме 6. Работа с классом «Кто быстрее, кто сообразительнее»

Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя (Приложение 5)

Учитель предлагает послушать, подготовленные дама, сообщения учащихся 7. Выступления учащихся с опережающим заданием

Выступление учащихся, с использованием мультимедийного  проектора.
Примерные темы: «Смог», «Сколько может выпасть снега за один год», «Удивительный дождь», «Живые барометры».

  8. Выводы

Посчитать фигурки Знаек и Незнаек на доске. Сделать вывод с учащимися об усвоении ими тем по разделу «Атмосфера»

Учитель анализирует деятельность учащихся на занятии 9. Итоги урока