… в игре человек испытывает такое же наслаждениеот свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества.
Ф. Шиллер
В современной педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало. Н.А.Ветлугина – известный исследователь детского творчества – пишет, что в своём творчестве ребёнок открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям. В работах Т.С.Комаровой детское творчество – это «создание ребёнком субъективно нового (значимого для ребёнка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребёнком), придумывание к неизвестному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребёнком инициативы во всём, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движения, а также сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, рисунка и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)».
Творческое обучение – таков путь развития детского творчества, говорит Е.А. Флерина, то есть творчество должно пронизывать весь процесс обучения ребёнка. П.П. Блонский считает, что «… каждый ребёнок в потенции творец всяких, в том числе и эстетических ценностей: строя домики, он проявляет своё архитектурное творчество, лепя и рисуя, – скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации…» творческая деятельность основана на воображении. По мнению Л.С. Выготского, воображение ребёнка гораздо беднее воображения взрослого и, заботясь о развитии воображения, педагог способствует развитию детского творчества. Воображение развивается в процессе накопления впечатлений, в комбинировании увиденного и услышанного . Именно при помощи воображения создаются игры ребёнка. Л.С. Выготский подчёркивает, что игра ребёнка « не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение их них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка». Действительно, в игре ребёнок многое придумывает сам.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович особо выделяет утверждение, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. В игре происходит значительное развитие познавательных интересов, внимания, восприятия, эмоциональной отзывчивости, любознательности и воображения.
Для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. И здесь появляется театрализованная игра. Как сказала И.А. Гофф: «Нельзя объяснять чувства – надо их показывать». Детям становится интересно основывать игру на художественных произведениях, творчески воплощать замыслы, передавать и раскрывать свои чувства, совершать поступки. Мы обращаемся к маленькому человеку в ту пору его жизни, когда он наиболее раскрыт и расположен взять то, что может дать театр, сила которого в прямом обращении от сердца к сердцу. Детей надо увлечь театром. Синтетическая природа театра, по словам Антипиной Е.А., действует комплексно. Детская игра – генетическая основа художественного творчества. Д.Б. Эльконин подчёркивает родство игры и искусства в содержании, в котором общим является заключение в нём норм человеческой жизни и деятельности, смыслов и мотивов. Искусство обладает волшебной силой, оно показывает людям не только внешнюю многокрасочность жизни, но и скрытое от нашего взгляда, сложное, внутреннее её движение – жизнь человеческой души, чувства, мысли, сомнения, рождения решений. Дети, занимаясь театрализованной игрой, вживаются в происходящее, переживая и разочарование, и торжество справедливости. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. С.Т. Шацкий сказал: «Лучшее средство в деле воспитания – это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь хорошему чувству, и, смотря по силе этого проявления, на душе тогда останется более или менее глубокий след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны… Пусть они запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе. Это очень важно». Театр в детском саду организуется как игра, а любая игра имеет театральное начало – искусство перевоплощения. Безусловно, игры-драматизации дошкольников ещё не являются искусством – отмечает Н.С.Карпинская, – однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка – отмечает Е.А. Антипина.
В.Г. Белинский писал, что «искусство для детей – это такое искусство, которое интересно каждому!» Поэтому педагоги, использующие методы театрализованной деятельности, в своей работе должны руководствоваться принципом сотворчества взрослых и детей, принципом интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, игровой, речевой и изобразительной), связывать игру и искусство с жизнью; воспитатель должен владеть профессиональным мастерством, быть увлечённым своей работой, неравнодушным. К.С. Станиславский сказал: «Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств». Артистичный взрослый является образцом творческого поведения. Н.А. Ветлугина говорит, что, чтобы воспитать ребёнка как творческую личность, необходимо начинать с самих педагогов. Педагог должен уметь заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь должна быть правильной и образной, а жесты – «говорящими». Е.И. Тихеева, учёный, стоявший у истоков современной системы подготовки воспитателей, подчёркивала: «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным…», а В.Ф. Одоевский заметил: «Простота, точность, краткость выражения – вот главные условия, которые нужно соблюдать в разговорах с детьми. Но этого ещё не довольно. Если при всей точности и ясности выражений тон вашего рассказа сух и холоден, ребёнок, слушая вас, будет чувствовать скуку смертную; ваши слова не сделают на него никакого влияния».
Театрализованная игра должна давать детям радость творчества, они должны получать удовольствие от самого процесса игры.
Беря в работу какой-нибудь сюжет, педагог должен заинтересовать им детей, затем постепенно вовлекать в игру, мотивируя ребёнка на показ особенностей поведения, манер, жестов, свойств характера, присущих данному персонажу. Работая над сюжетом нужно пытаться развивать у детей способность воспринимать прекрасное – учить их слушать и слышать, смотреть и видеть. К.Д. Ушинский заметил: «То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нём глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознаваемым руководителем жизни».
Грамотное педагогическое руководство играет большую роль в развитии театрализованной деятельности дошкольников. Под руководством педагога происходит развитие творческой активности и игровых умений ребёнка, приобщение детей к театру как виду искусства, формирование основ общей культуры дошкольника
Педагогическое руководство детской творческой игрой, каковой и является театрализованная игра, имеет свои особенности в каждом возрасте и применяемые театрализованные игры, соответственно, нуждаются в адаптации для групп разных возрастных категорий.
Театрализованная игра имеет свои определённые задачи развития и совершенствования с учётом возраста детей:
- для детей первой младшей группы своего рода тренировкой эмоциональных проявлений является драматизация произведений малых фольклорных форм;
- дети 3-4 лет постепенно овладевают ролевыми умениями. Следует побуждать малышей к обыгрыванию сюжетов, предлагая имитировать образ, показанный взрослым, или вызывая у них определённые ассоциации для создания роли на основе ранее полученных впечатлений;
- у детей среднего дошкольного возраста развивается полноценное ощущение роли и возможностей, связанных с «проживанием» в ней. Дети, движимые фантазией, часто разыгрывают небольшие сюжеты в самостоятельной игре – инсценируют народные потешки, песенки, прибаутки;
- у детей 5-6 лет появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они становятся более самостоятельными и изобретательными. Разыгрывание сюжетов может носить импровизационный характер;
- дети подготовительной группы живо интересуются театром как видом искусства, их интересует ситуативное поведение героя, его внутренний мир, проявление черт его характера во внешнем поведении.
В работе с детьми значительное место занимают произведения малых фольклорных жанров. Они позволяют использовать целый ряд персонажей и привлекательных образов: детей, игрушек, животных, птиц. Используя фольклорные произведения можно соблюдать в работе принцип сезонного проживания, отражая времена года, что позволяет детям чувствовать движение жизни. Игры-хороводы включают в себя выходы героев в чёткой последовательности и помогают выразительной инсценировке текста.
Применение фольклорного материала стимулирует эмоциональные проявления детей. Потешки, прибаутки, небылицы, песенки, хороводы содержат в каждой строчке сюжет и свое особое настроение. Образное слово, повторы, доступные сюжеты, понятные действия и знакомые персонажи помогают детям легко усваивать и положительно реагировать на подобные произведения. Использование фольклора помогает воспитывать у ребёнка с первых лет жизни гуманное отношение к окружающему миру, любовь к семье, родному дому, краю, городу, Родине; способствует формированию дружеских чувств, коллективных взаимоотношений, умения дружно играть и трудиться.
В данной работе я хотела бы показать использование хороводов как одной из разновидностей театрализованной игры .
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия. Его отличает высокая художественность напевов и поэтических текстов. Участвуя в хороводе, в маленьком театрализованном представлении, дети будто переносятся в мир сказки, перевоплощаются в царевича, царевну, селезня или утку, ясного сокола… Хоровод позволяет ребёнку почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира. В хороводных песнях любовно воспеваются широкие луга, «травушка-муравушка», покрывающая их, кудрявая берёзка, цветущая калина, цветы лазоревые.
Хороводы бывают медленные, плавно скользящие, будто переливающиеся, и скорые, плясовые, когда словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном, стремительном движении. Хоровод любит дружное притопывание, хлопки в ладоши, он учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща. Часто в круг хоровода выходят плясуны. Движения плясунов не подчиняются строгим правилам, они как бы каждый раз «придумываются» плясунами заново, каждый может вносить свои, только для него характерные, жесты и движения, «щегольнуть коленцем», которое у него особенно хорошо получается. Поэтому пляска всегда предоставляет достаточную свободу для творчества.Сложность предлагаемых композиций должна максимально учитывать возрастные особенности детей. Возрастные умения детей применительно к танцевально-игровому творчеству:
Первая младшаягруппа (2-3года) | Формирование навыков построения в круг и движение по кругу. Выполнение притопывания ногой, хлопков, поворачивания кистями рук. |
Вторая младшая группа (3-4 года) | Выполнение кружения в парах, попеременное притопывание ногами. Движение под музыку с предметами. |
Средняя группа(4-5 лет) | Обучение детей инсценированию несложных песен, музыкальных сказок, плясок. Построение в круг, выполнение движения по кругу, парами по кругу, кружения, пружинки и подскоков. |
Старшая группа(5-6 лет) | Применение упражнений для усвоения движений бега, шага, подскоков, игр, хороводов, плясок, танцев. Выполнение полуприседаний с выставлением ноги на пятку, шага на всей ступне. |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Движение (выразительное и ритмичное) в соответствии с разнообразными музыкальными образами, выполнение шага с притопом, приставного шага с приседанием и др. |
Давайте рассмотрим использование одного и того же хоровода для всех групп дошкольников с изменениями в соответствии с возрастными особенностями и умениями детей.
Хоровод «Заинька». Адаптация для пяти возрастных групп дошкольников
Первая младшая группа (2-3 года)
ТЕКСТ | ДВИЖЕНИЯ по показу воспитателя |
1. Заинька, выходи, Серенький, выходи. Припев: Вот так, эдак, выходи (2 раза) 2. Заинька, повернись, Серенький, повернись. Припев: Вот так, эдак, повернись (2 раза) 3. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой. Припев: Вот так, эдак, топни ножкой (2 раза) 4. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Припев: Вот так, эдак, попляши (2 раза) 5. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись. Припев: Вот так, эдак, поклонись (2 раза) |
Дети встают в круг, берутся за руки, движутся по кругу. Останавливаются, хлопают в ладоши. Снова берутся за руки и продолжают движение. Останавливаются и поворачивают корпус из стороны в сторону. Берутся за руки и двигаются по кругу. Стоя на месте, выполняют притопы. Берутся за руки и двигаются по кругу. Останавливаются и выполняют поворачивание кистей рук «фонарики». Берутся за руки и двигаются по кругу. Останавливаются и кланяются. |
Вторая младшая группа (3-4 года)
ТЕКСТ | ДВИЖЕНИЯ по показу воспитателя |
1. Заинька, выходи, Серенький, выходи. Припев: Вот так, эдак, выходи (2 раза) 2. Заинька, повернись, Серенький, повернись. Припев: Вот так, эдак, повернись (2 раза) 3. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой. Припев: Вот так, эдак, топни ножкой (2 раза) 4. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Припев: Вот так, эдак, попляши (2 раза) 5. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись. Припев: Вот так, эдак, поклонись (2 раза) |
Дети встают в круг, берутся за руки, движутся по кругу. Останавливаются, выполняют пружинку, хлопают в ладоши. Снова берутся за руки и продолжают движение. Останавливаются, кружатся. Берутся за руки и двигаются по кругу. Стоя на месте, выполняют попеременные притопы. Берутся за руки и двигаются по кругу. Останавливаются и выполняют кружение в парах. Берутся за руки и двигаются по кругу. Останавливаются и кланяются. |
Средняя группа (4-5 лет)
ТЕКСТ | ДВИЖЕНИЯ по показу воспитателя |
1. Заинька, выходи, Серенький, выходи. Припев: Вот так, эдак, выходи (2 раза) 2. Заинька, повернись, Серенький, повернись. Припев: Вот так, эдак, повернись (2 раза) 3. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой. Припев: Вот так, эдак, топни ножкой (2 раза) 4. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Припев: Вот так, эдак, попляши (2 раза) 5. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись. Припев: Вот так, эдак, поклонись (2 раза) |
Дети встают в круг, берутся за руки, движутся по кругу. Останавливаются, выполняют пружинку, хлопают в ладоши. Снова берутся за руки и продолжают движение. Останавливаются, выполняют кружение. Двигаются подскоками по кругу. Стоя на месте, выполняют попеременные притопы. Встают в пары. Выполняют кружение в парах. Берутся за руки и двигаются парами по кругу. Останавливаются и кланяются. |
Старшая группа (5-6 лет)
ТЕКСТ | ДВИЖЕНИЯ по инструкции воспитателя |
1. Заинька, выходи, Серенький, выходи. Припев: Вот так, эдак, выходи (2 раза) 2. Заинька, повернись, Серенький, повернись. Припев: Вот так, эдак, повернись (2 раза) 3. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой. Припев: Вот так, эдак, топни ножкой (2 раза) 4. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Припев: Вот так, эдак, попляши (2 раза) 5. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись. Припев: Вот так, эдак, поклонись (2 раза) |
Дети встают в круг, берутся за руки, движутся по кругу шагом на всей ступне. Останавливаются, выполняют пружинку, хлопают в ладоши. Снова берутся за руки и продолжают движение по кругу. Останавливаются, поворачивают корпус из стороны в сторону, разводя руки, кружатся. Двигаются подскоками по кругу. Выполняют попеременные притопы. Встают в пары. Стоя на месте, выполняют полуприседания с выставлением ноги на пятку. Выполняют кружение в парах. Берутся за руки и двигаются парами по кругу. Останавливаются и кланяются с отведением правой руки в сторону. |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Движения взяты из сборника М.А. Давыдовой «Муз. воспитание в детском саду»
ТЕКСТ | ДВИЖЕНИЯ |
1. Заинька, выходи, Серенький, выходи. Припев: Вот так, эдак, выходи (2 раза) 2. Заинька, повернись, Серенький, повернись. Припев: Вот так, эдак, повернись (2 раза) 3. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой. Припев: Вот так, эдак, топни ножкой (2 раза) 4. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Припев: Вот так, эдак, попляши (2 раза) 5. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись. Припев: Вот так, эдак, поклонись (2 раза) |
Дети идут по кругу приставным шагом, «раскрывая» и «закрывая» руки. Идут по кругу с притопами, руки на поясе. Остановившись, поворачиваются вправо. Теперь делают поворот в левую сторону. Идут по кругу с притопами, руки на поясе. Остановившись, топают правой ногой в ритм музыке. Идут по кругу с притопами, руки на поясе. Сходятся в середину круга, расходятся обратно к краям круга. Идут по кругу с притопами, руки на поясе. Кланяются вправо, правая рука вверху. Кланяются влево, левая рука вверху. В самом конце делают финальный поклон. |
Итак, хоровод – это и игра и танец. Потому что «водить хоровод» – это не просто «ходить кругами», это ещё и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли. И что самое важное – делают это не отдельные «артисты», а каждый из участников хоровода, потому что он принимает в себя всех.
Список использованной литературы:
- М.А. Давыдова. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: ВАКО, 2006.
- Материалы курсов повышения квалификации. Руководитель – М.А. Давыдова. – Раменский дом учителя, 2011.
- Г.М. Науменко. От зимы до осени. Фольклорный праздник. – М.: Детская литература, 1982.
- Е.А. Антипина. Театрализованные представления в детском саду. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
- Н.Ф. Губанова. Театрализованная деятельность дошкольников. – М.: ВАКО, 2007.
- А.В. Щёткин. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.