Класс: 6 (шестой).
Урок и его место в теме: Урок обобщающего повторения по математике 6 класса.
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по темам, изученным в курсе 6-го класса: «Положительные и отрицательные числа», «Координатная плоскость», «Преобразование буквенных выражений», «Делимость натуральных чисел», «Пропорция», воспитание любви к малой Родине, чувства прекрасного, через восприятие архитектурных памятников Архангельской области.
- Образовательная: повторение базовых понятий курса математики 6 класса
- Развивающая: развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности; развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах;
- Воспитывающая: развитие математической культуры речи; формирование эстетического наслаждения от выполненной работы; формирование навыков само- и взаимоконтроля.
Тип урока: урок повторительно-обобщающий.
Методы: метод закрепления, метод фронтальной работы, метод случайностей, метод дидактические игры.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, персональные компьютеры, презентация, созданная в MS OfficePowerPoint, при отсутствии необходимого числа компьютеров – тексты с заданиями.
Последовательность этапов урока:
- Организация начала занятия
- Проверка выполнения домашнего задания
- Всесторонняя проверка знаний:
- Актуализация опорных знаний. Тестирование.
- Повторение знаний по теме «Координатная плоскость»
- Повторение знаний по теме «Положительные и отрицательные числа»
- Повторение знаний по теме «Решение задач на составление уравнений»
- Повторение знаний по теме «Делимость натуральных чисел»
- Повторение знаний по теме «Решение задач с помощью пропорций»
- Повторение знаний по теме «Диаграммы»
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
Содержательная часть урока
Организация начала занятия.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет полную готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Дети группами за компьютером.
- «Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу - все правда. Кругом земляки, соврать не дадут». [1]
- Сегодня мы отправимся в увлекательное и познавательное математическое путешествие. Я приглашаю вас, ребята, посетить край белых ночей, край, где угощают ароматными шаньгами да северными пряниками – козулями. Мы взглянем на семь чудес самой большой области Европейской части России – Архангельской.
Проверка выполнения домашнего задания
Каждый ученик получил задание: написать ассоциации с Архангельской областью
Пример:
Архангельская область – родина М.В.Ломоносова.
Дети зачитывают свои варианты.
Учитель:
- Все слышали о семи чудесах света и многие, наверное, хотели бы взглянуть на них, но для этого нужно преодолеть тысячи километров, пересечь моря и континенты. А ведь в каждом уголке планеты можно найти что-то неповторимое и удивительное. На уроке я поведаю вам о семи наиболее ярких местах моей малой родины – Поморского края.
«Семь чудес» Архангельской области: Архангельск - столица Поморья
Актуализация опорных знаний.
Тестирование Приложение 1
Учитель поясняет:
- Верно выполнив все задания теста, вы сможете увидеть столицу поморья – Архангельск.
- Нажмите на номер вопроса с 1 по 9 (слайд 3) и увидите задание. Выбрав ответ, закройте вопрос и впишите ответ в поле, для проверки нажмите галочку.
- Команда, правильно выполнившая задание первой, оформляет его на доске.
Повествование:
-«Архангельск – культурно-историческая столица русского Севера, промышленная столица Поморья. Архангельск по праву называют «воротами в Арктику». Отсюда в северные широты уходили отважные северяне на промысел морского зверя и лов рыбы».[2]
«Семь чудес» Архангельской области: Музей «Малые Корелы»
Повторение знаний по теме «Координатная плоскость» Приложение 2
1. Учитель читает задание:
- Отметьте точки на координатной плоскости, последовательно соединив их отрезками. Одна группа работает на интерактивной доске, остальные на готовых бланках.
2. Проверка построения (слайд 6).
3. Повествование:
Мельница, получившаяся в результате построения, находится на территории крупнейшего в России музея деревянного зодчества под открытым небом. На территории комплекса находятся более 120 памятников деревянного зодчества.
«Семь чудес» Архангельской области: Пинежские пещеры
Повторение знаний по теме «Положительные и отрицательные числа» Приложение 3
1.Учитель читает задание:
Решите примеры и впишите буквы в поля с ответами (слайд 9). Верно вписав все буквы, вы сможете прочитать название уникального заповедника на территории Архангельской области.
Проблема: некоторые ответы видоизменены.
2. Повествование:
Карстовые пещеры Пинежья — самые большие и многочисленные в Европейской части России. В Пинежском заповеднике насчитывается более 400 пещер.
«Семь чудес» Архангельской области: Города–музеи Каргополь и Сольвычегодск Повторение знаний по теме «Решение задач на составление уравнений» Приложение 4
1. Учитель читает задание:
Решите задачу, составив уравнение
2. Проверка: введение ответов в поле слайда (слайд 12)
Верное решение: «+»
Неверное решение: «-»
3. Повествование:
«Каргополь и Сольвычегодск — старинные северные города, сохранившие на своей территории уникальные памятники архитектуры.
Сольвычегодск. В настоящее время в музейный комплекс входят два памятника архитектуры федерального значения – Благовещенский собор (1560-1584 гг.) и Спасообыденная церковь (II пол. XVII-XIX вв.), родовая усыпальница Строгановых (1826г.), музей И.В. Сталина, школа-мастерская народных ремесел.
Каргополь. Каргополь — один из немногих древних северных городов, сохранивший ансамблевый характер памятников архитектуры и оборонного зодчества, планировочные элементы средневекового русского города. Уникальные памятники русского белокаменного зодчества 16–17 веков формируют городской ландшафт». [1]
«Семь чудес» Архангельской области: Холмогорский район — родина М.В.Ломоносова
Повторение знаний по теме «Делимость натуральных чисел» Приложение 5
1.Учитель читает задание:
Решите задания с 1-6. Верно выполнив все задания, вы получите ответы, соответствующие номеру буквы русского алфавита. Кликните ту букву, номер которой соответствует правильному ответу. Будьте внимательны! В случае ошибки буква станет красного цвета, а при верном ответе вы сможете прочитать фамилию выдающегося человека, родившегося в Архангельской области (слайд 15).
2. Повествование:
Холмогорская земля дала России учёного-реформатора мирового значения М.В.Ломоносова. Он вошёл в науку как химик, физик, астроном, географ, геолог, поэт.
«Семь чудес» Архангельской области: Соловецкий архипелаг — жемчужина российского Севера
Повторение знаний по теме «Решение задач с помощью пропорций» Приложение 6
1.Учитель читает задание:
Решите задачу, составив пропорцию
2.Проверка: введение ответов в поле слайда (слайд 18)
Верное решение: «Молодцы!»
Неверное решение: «Неверно!»
3. Повествование:
Одно из уникальных мест региона - комплекс памятников Соловецкого монастыря отнесён к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Семь чудес» Архангельской области: Белое море
Повторение знаний по теме «Диаграммы» Приложение 7
1.Учитель читает задание:
Верно ли построена диаграмма? При необходимости переместите её блоки (слайд 21)
2.Повествование:
Белое море — одно из самых маленьких морей, омывающих нашу страну. Побережье Белого моря отлично подходит для купания и активного отдыха всей семьей.
Подведение итогов урока
- Ребята, мы совершили увлекательное путешествие по Архангельской области. Вы блеснули знаниями по курсу математики, и я предлагаю вам в Книге отзывов высказать свое отношение «На уроке нам …» (слайд 23)
Ученики вспоминают о каких «чудесах» Архангельской области они узнали и на интерактивной доске в поле открытой книги располагают изображение
, или , соответствующее их отношению к уроку.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
Повторите §20. Составить задачу на составление уравнения со словом «козуля». (Упоминалось в начале урока)
Литература и интернет-ресурсы:
- http://www.skazka.mrezha.ru/frame.htm?/art/pisahov.htm
- http://www.pomorland.travel/
- Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Учебник “Математика-6”, М., Мнемозина, 2010 г.
- Компьютер на уроках математики. Газета “Математика”, М., ИД “Первое сентября”, №15, 2008 г.