“Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету”
К.Д. Ушинский
Широко известно, что у детей с тяжелыми нарушениями речи существуют следующие проблемы:
- Недостаточный словарный запас;
- Плохо развита связная речь;
- Нарушено звукопроизношение.
Так же отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
- Ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
- Нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
- Отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Также у детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, отмечается нарушение фонематического восприятия, внимания и памяти, дети не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин дети-логопаты не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, превратить непосильный труд в любимый и доступный вид деятельности – игру.
При развитии речи детей со сложной структурой дефекта, вполне обосновано использование творческих методик.
Одной из таких методик являются – мнемотехника и тактильные тренажеры, – эффективные коррекционные средства.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и запоминание информации путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехнику разные авторы называют по-разному:
- Воробьева В.А. называет эту методику сенсорно-графическими схемами;
- Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями;
- Глухов В.П. – блоками – квадратами;
- Большева Т.В. – коллажем;
- Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
Основные задачи мнемотехники:
- Развитие памяти;
- Развитие логического мышления (умение анализировать и систематизировать);
- Развитие образного мышления (кодирование любой информации);
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах;
- Развитие звуковой культуры речи (артикуляционная гимнастика, автоматизация и дифференциация звуков);
- Обогащения словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы). Развитие и совершенствование навыков словообразования, работа над предлогами;
- Развитие связной речи. (Обучения составлению рассказов, пересказу, отгадыванию и загадыванию загадок; заучивание стихов);
.В своей работе применять мнемотехнику я начинаю уже с младшего возраста. Детям этого возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.
Как любая работа строится от простого к сложному.
1. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами).
Например: Даётся слово – “девочка” и его символическое обозначение:
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.
2. Освоив игру со словом переходим к поэтапному кодированию сочетания слов (словосочетания) (большая машинка).
3. Запоминание и воспроизведение предложений. Например, “Маленькая девочка идет”
4. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит
И на нас глядит.
5. И после переходить к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, действий.
Этапы работы с мнемотаблицами:
I. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано;
II. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
III. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшем возрасте рассказы составляются с помощью педагога, в старшем – самостоятельно.
Например: мнемотаблица к сказке “Три медведя”
Для эффективной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую также различные тактильные тренажеры, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам, материалам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы.
Задачи, которые помогают решить тактильные тренажеры:
- Развивается тактильная память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребенок уже знает и помнит.
- Развивается мелкая моторика.
В своей работе я использую следующие виды тренажеров:
- Различные варианты тактильного алфавита (буквы, выполненные на картоне из различных материалов);
Рисунок 1.
- “Сухой бассейн” с различными наполнителями;
- “Чудесные мешочки” (различные наполнители, из которых можно выкладывать буквы, цифры). А также игра “Чудесный мешочек”.
Рисунок 2.
- Шнуровки;
- Тактильные дорожки;
- Су-джок терапия.
Рисунок 3.
Данные тактильные тренажеры я использую на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях различной направленности:
- Обучение грамоте;
- Развитие связной речи;
- Обогащение словаря;
- Коррекция звукопроизношения.
Таким образом, использование мнемотаблиц и тактильных тренажеров обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:
- У детей расширяются знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
- Развивается умение понимать и составлять рассказы;
- Формируется артикуляционный праксис;
- Развивается мелкая моторика;
- Развиваются психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);
- Значительно развивается умственная активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Данная работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, способствует развитию всех компонентов речи и как следствие подготавливает детей к успешному обучению в школе.