Использование мнемотаблиц и тактильных тренажеров в коррекции нарушений речи

Разделы: Логопедия


“Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету”
К.Д. Ушинский

Широко известно, что у детей с тяжелыми нарушениями речи существуют следующие проблемы:

  • Недостаточный словарный запас;
  • Плохо развита связная речь;
  • Нарушено звукопроизношение.

Так же отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

  • Ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
  • Нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
  • Отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Также у детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, отмечается нарушение фонематического восприятия, внимания и памяти, дети не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети-логопаты не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, превратить непосильный труд в любимый и доступный вид деятельности – игру.

При развитии речи детей со сложной структурой дефекта, вполне обосновано использование творческих методик.

Одной из таких методик являются – мнемотехника и тактильные тренажеры, – эффективные коррекционные средства.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и запоминание информации путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехнику разные авторы называют по-разному:

  • Воробьева В.А. называет эту методику сенсорно-графическими схемами;
  • Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями;
  • Глухов В.П. – блоками – квадратами;
  • Большева Т.В. – коллажем;
  • Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Основные задачи мнемотехники:

  • Развитие памяти;
  • Развитие логического мышления (умение анализировать и систематизировать);
  • Развитие образного мышления (кодирование любой информации);
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах;
  • Развитие звуковой культуры речи (артикуляционная гимнастика, автоматизация и дифференциация звуков);
  • Обогащения словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы). Развитие и совершенствование навыков словообразования, работа над предлогами;
  • Развитие связной речи. (Обучения составлению рассказов, пересказу, отгадыванию и загадыванию загадок; заучивание стихов);

.В своей работе применять мнемотехнику я начинаю уже с младшего возраста. Детям этого возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.

Как любая работа строится от простого к сложному.

1. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами).

Например: Даётся слово – “девочка” и его символическое обозначение:

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

2. Освоив игру со словом переходим к поэтапному кодированию сочетания слов (словосочетания) (большая машинка).

3. Запоминание и воспроизведение предложений. Например, “Маленькая девочка идет”

4. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит
И на нас глядит.

5. И после переходить к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, действий.

Этапы работы с мнемотаблицами:

I. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано;

II. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

III. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшем возрасте рассказы составляются с помощью педагога, в старшем – самостоятельно.

Например: мнемотаблица к сказке “Три медведя”

Для эффективной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую также различные тактильные тренажеры, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам, материалам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы.

Задачи, которые помогают решить тактильные тренажеры:

  • Развивается тактильная память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребенок уже знает и помнит.
  • Развивается мелкая моторика.

В своей работе я использую следующие виды тренажеров:

  • Различные варианты тактильного алфавита (буквы, выполненные на картоне из различных материалов);

Рисунок 1.

  • “Сухой бассейн” с различными наполнителями;
  • “Чудесные мешочки” (различные наполнители, из которых можно выкладывать буквы, цифры). А также игра “Чудесный мешочек”.

Рисунок 2.

  • Шнуровки;
  • Тактильные дорожки;
  • Су-джок терапия.

Рисунок 3.

Данные тактильные тренажеры я использую на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях различной направленности:

  • Обучение грамоте;
  • Развитие связной речи;
  • Обогащение словаря;
  • Коррекция звукопроизношения.

Таким образом, использование мнемотаблиц и тактильных тренажеров обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:

  • У детей расширяются знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
  • Развивается умение понимать и составлять рассказы;
  • Формируется артикуляционный праксис;
  • Развивается мелкая моторика;
  • Развиваются психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);
  • Значительно развивается умственная активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Данная работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, способствует развитию всех компонентов речи и как следствие подготавливает детей к успешному обучению в школе.