Педагогическое сопровождение коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими дефекты зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент групп с нарушением зрения - это дети с амблиопией и косоглазием, нередко встречаются и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм.

Многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребёнку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер.

Поэтому одной из главных целью коррекционно-педагогического процесса является предупреждение вторичных отклонений. Эту задачу мы решаем через диагностику. Диагностическая работа помогает наметить пути и объём коррекционно-развивающей работы. Проводя диагностику, мы опираемся на ряд важнейших принципов:

Принцип гуманности - он заключается в необходимости создать ребёнку оптимальные для его развития условия, причём мы ищем не только трудности, которые имеются у ребёнка, но и раскрываем механизм их появления, подбирая необходимые и возможные меры помощи.

Принцип комплексного изучения ребёнка - это совместное обсуждение данных, полученных при обследовании ребёнка всеми специалистами - врачом, психологом, педагогами. Именно соблюдение данного принципа позволяет нам не только выявить состояние детей, уровень состояния той или иной функции, качества, трудности, возникающие у ребёнка, но и обнаружить причины их обуславливающие, и подобрать необходимые методы, средства и технологии преодоления негативных результатов.

Принцип всестороннего и целостного изучения предусматривает исследование познавательной деятельности эмоционально-волевой сферы, поведения воспитанников.

Принцип динамичного изучения ребёнка предусматривает организацию диагностической работы в динамике педагогического процесса с одной стороны, а с другой изучение "зоны актуального развития" и зоны "ближайшего развития".

Принцип качественно-количественного подхода к оценке результата.

После обследования мы проводим медико-педагогическое совещание, где идёт обсуждение всеми специалистами каждого ребёнка. Результатом такого совещания является выбор методов, которые могли бы помочь предупредить появление вторичных отклонений в развитии ребёнка и уточнить приоритетные направления коррекционно-педагогических мероприятий для каждого ребёнка и составления индивидуальных карт развития.

Также определяется количество занятий фронтальных, подгрупповых и индивидуальных. Каждое занятие, помимо общеобразовательных задач, имеет коррекционную направленность, вытекающую из совместной работы тифлопедагога и воспитателя.

Одним из основных коррекционных направлений в работе с детьми с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия. Оно осуществляется ежедневно в процессе целенаправленной деятельности тифлопедагога, воспитателя и врага-офтальмолога. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющих нарушение зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3 до 5 минут. Можно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятием, во время занятия и между занятиями.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляем в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящего ребёнка, он не должен сливаться с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Можно для гимнастики глаз использовать и мелкие предметы, но проводить по словесным указаниям - посмотри вверх-вниз и т.д. Детям с нарушением зрения всегда нужна поддержка, поэтому отмечается их старание, желание и результат.

Все занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные) имеют коррекционную направленность, которая определяет использование специальной наглядности, более крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см), преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого, зелёного цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаза, подставок, позволяющих рассматривать предмет в вертикальном положении.

Коррекционную направленность определяет и выбор методов и приёмов с учётом не только возрастных и индивидуальных особенностей, но и с учётом зрительного восприятия. Коррекционную направленность определяет индивидуальный и дифференцированный подход на занятиях с учётом рекомендаций тифлопедагога и врача-офтальмолога, уровня развития и возможностей детей (выделение степени самостоятельности, подбор определённого размера индивидуальных пособий, упрощённый или усложнённый вариант задания и т.д.). Дифференцированный подход зависит от уровня владения ребёнком приёмами и навыками, от этапа лечения.

Детям с нарушением зрения даётся больше времени на обследование и рассматривание объекта, на ответы, на поставленные вопросы, для них создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его по цвету, форме, размещения на фоне других объектов, удалённости.

На занятиях используются 2-3 объекта для более чёткого и точного их воспроизведения, например, 2-3 одинаковые картины, при анализе детских работ не располагаем их все на доске одновременно, а показываем их по группам.

Также часто используем на занятиях указки для прослеживания объекта в полном объёме (обводим его контур, часть), а на занятиях по развитию речи используем дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей.

Важен и момент организации рабочего места ребёнка с нарушением зрения на занятиях, обязательно учитывается при этом окклюзия (заклейка на одном стекле очков) лучше видящего глаза, при этом ребёнок попадает в положение слабовидящего. Принцип организации рабочего места может изменяться в зависимости от типа занятий. Эти моменты указаны в рекомендациях.

Также снижение нагрузки коррекционной работы является прогулка, где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие зрительному вниманию и его развитию. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Зрение - это великое чудо, которым наделила природа всех, кто живёт на Земле. 80% всей информации мы получаем при помощи зрения. И очень важно раньше определить, есть ли нарушения зрения у ребёнка. Если у ребёнка плохая речь, родители это слышат и пытаются разными способами привести речь в норму, но не всегда родители замечают, что их ребёнок плохо видит. Что нужно делать, чтобы предотвратить этот процесс?

При поступлении ребёнка в группу с нарушением зрения мы пытаемся с первых дней сделать родителей нашими союзниками. Родители могут придти на занятия к воспитателю, к дефектологу. Даём практические рекомендации на индивидуальных беседах, на родительских встречах. Многие родители не понимают, например, важность окклюзии, и то, что ребёнку необходимо снимать очки только перед сном. Первое время они просто оставляют очки в группе. Но потом, поняв важность этой проблемы, они выполняют все рекомендации педагогов, особенно их радует повышение остроты зрения у ребёнка. Мы вместе с родителями проводим совместные праздники. Если дети пекут печенье, то вечером приглашают своих родителей на чаепитие.

Работа всех специалистов и родителей даёт свой результат. Почти у всех детей поднимается острота зрения, когда они уходят в школу, а если это врождённая патология, то главная цель, которая стояла перед всеми нами, дать возможность ребёнку не снизить остроту зрения, а оставить её на том уровне, на котором она у него была.

Консультация для родителей.

В семье ребёнок с нарушением зрения.

Если у ребёнка нарушено зрение, родители могут заметить это в первые месяцы его жизни. Если двух, трёхмесячный малыш не фиксирует взгляд на игрушки, не следит за движущими предметами, если в два, три месяца он не тянется руками к игрушке, не пытается её захватить, то в этом случае необходимо проверить состояние зрения ребёнка.

Узнав, что у ребёнка нарушено зрение, родители переживают сильное потрясение: многие начинают обвинять себя или других в заболевании малыша, начинают метаться, не зная, что делать и предпринять. Испробовав все возможности и потеряв надежду, что ребёнка можно вылечить, родители отчаиваются. Как это ни трудно, предстоит примириться с данной ситуацией, найти в себе силы для выхода из стрессового состояния, преодоления отрицательных эмоций и оказания помощи своему ребёнку, который в ней очень нуждается. Ему необходима поддержка и направляющее воздействие мамы и папы в гораздо большей степени, чем нормально развивающему ребёнку.

Родители же часто не знакомы с особенностями развития и воспитания. Обучения детей с нарушением зрения, поэтому не в состоянии оказать собственному ребёнку необходимую психологическую и педагогическую помощь. В лучшем случае они действуют интуитивно, и часто весьма неудачно. В худшем ограничиваются только уходом, не уделяя внимания развитию малыша. В результате этого к моменту поступления в школу оказывается, что ребёнок не готов к обучению ни морально, ни физически.

В наши специализированные группы направляются дети по направлению и рекомендации врача-офтальмолога в возрасте от 3 до 7 лет. Здесь их обучают педагоги, дефектологи, дети постоянно находятся под наблюдением врача, проходят курс необходимого лечения на специальных аппаратах. После посещения дошкольного учреждения дети имеют необходимые навыки в самообслуживании, сформированную связную речь, владеют различными специальными навыками, приёмами познания окружающего мира с помощью сохранных органов чувств (осязания, слуха, двигательно-тактильных чувств и т.д.). И что особенно важно, они имеют опыт общения со своими сверстниками и с взрослыми. У многих детей после проведённого лечения у нас и тех мероприятий, которые проводятся в детском саду, функции зрения восстанавливаются. Это даёт им возможность поступать в массовую школу. Дети с тяжёлыми зрительными нарушениями поступают в специализированные школы для слабовидящих детей.

Некоторые родители по различным причинам не хотят отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. В таком случае консультации по интересующим их вопросам, они могут получить в центре реабилитации, занимающихся проблемами детей с нарушением зрения. Такие учреждения есть и в нашем городе, и в каждом районе. Их адреса можно получить в кабинете охраны зрения в детской поликлинике.

Хочется обратить внимание родителей на некоторые особенности в воспитании ребёнка с нарушением зрения.

Одно из самых отрицательных моментов в семейном воспитании - ограничение общения ребёнка. Подчас, стесняясь того, что малыш плохо видит, родители никуда не ходят с ним, лишая его тем самым круга сверстников и взрослых. Ребёнок лишается радости с помощью прикосновения узнать соседских ребятишек, взлететь высоко на качелях, потрогать первые листочки на деревьях в лесу, построить "город" из песка. Всё это может привести к необратимым последствиям в развитии личности ребёнка, исказить его представления об окружающем мире.

Родителям необходимо учиться реально оценивать возможности своего ребёнка - кстати, они уж не так малы. Предлагайте малышу делать только то, что он на данном этапе своего развития в состоянии выполнить. Часто ребёнок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего контроль за собственными действиями и действиями взрослого. Если ребёнок отказывается от выполнения ваших заданий, не стоит его заставлять. Постепенно подвиньте ребёнка к выполнению действий, настраивайте его. Заинтересовать малыша, активизировать его внимание и желание поможет игровая ситуация, использование любимых игрушек ("Мишка тоже будет делать это", "Чебурашка поиграет вместе с нами" и т.д.). Очень важны ролевые игры "Магазин", "Больница", "Дочки-матери" и другие.

Опыт показывает, что слабовидящие и слепые дети до определённого возраста (приблизительно до трёх, четырёх лет) боятся мягких игрушек и кукол с длинными волосами. Но уж если ребёнок полюбил какую-нибудь игрушку, то эта привязанность будет очень длительной.

Эмоциональное общение с мамой и папой, ваше доброжелательное отношение, поощрение и поддержка необычайно важны для малыша с нарушением зрения. В то же время не стоит чрезмерно опекать ребёнка, предупреждать любое его желание. Это может привести к тому, что ребёнок может вырасти эгоистичным, неприспособленным к жизни, полностью зависим от окружающих. Когда же возможности ребёнка переоцениваются, к нему предъявляются завышенные требования, некоторые он не в состоянии выполнить - результат аналогичен предыдущему: ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях, у него нет интереса к какой-либо деятельности, к окружающему миру.

Консультация для родителей.

Приёмы формирования моторной готовности детей с патологией зрения к школьному обучению.

Одна из проблем, с которой сталкиваются современные педагоги, рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления (генетические факторы, экология, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм родителей) сегодня ещё добавились новые: недостаточное общение родителей с детьми, всё меньше участие малышей в хозяйственно-бытовых делах семьи и вместе с тем повышение требований, предъявляемых к будущим первоклассникам.

Недостаточная готовность к школьному обучению в свою очередь приводит к трудностям обучения, а иногда и к неуспеваемости. Одной из проявлений неготовности ребёнка является недоразвитие ручной умелости, то есть неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия с руками. Особенно этим страдают дети с нарушение зрения. Таким детям трудно успевать за нормально видящими детьми. Они медленнее раскрашивают простейшие узоры, соединяют точки, а иногда и плохо держат карандаш.

Многие мамы не придают особого значения таким бытовым мелочам, как уборка, мытьё посуды, посильная стирка и работа на приусадебном участке. Порой они лишают малышей самостоятельности даже при застёгивании пуговиц, завязывания шнурков, вечно считая их маленькими. А эти бытовые умения формируют ручную умелость. Работа по формированию ручной умелости у детей дошкольного возраста организована в 3 направления:

Массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев, разнообразные спортивные игры и занятия.

Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи.

Формирование моторики в специально созданных условиях с использованием игр для пальчиков, лепки, рисования, настольных игр.

Хорошо, если у вашего ребёнка есть свой набор садовых инструментов: лопатка, совок, лейка, грабельки. Покажите как правильно пользоваться ими, дайте задание: взрыхлить, вскопать, прополоть, полить. Малыш должен понимать, что его работа приносит пользу. Всем детям нравится копаться в песке, поощряйте стремление ребёнка строить башню, крепость из песка, возводить снежные городки. Находясь на берегу реки, дайте возможность ребёнку поближе познакомиться с глиной, песком, водой. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные кулёчки песок, глину, ракушки, камушки. Попросите ребёнка закрыть глаза и на ощупь определить содержимое пакета.

Покажите, что из песка и глины можно делать не только постройки, но и использовать их поверхность для рисования пальцем или палочкой. Изобразите на песке какой-нибудь знак и попросите нарисовать рядом. Зимой под рукой другой материал - снег. У ребёнка прекрасная возможность для лепки и метания снежков в цель, также на снегу можно рисовать и составлять узор. Дома не упускайте возможность познакомить ребёнка с продуктами и самим процессом приготовления пищи. Пусть он вам поможет перебрать пшено и рис, пересыпать в сахарницу сахар, а в солонку - соль. Научите его размешивать, растирать, подливать, отливать. Ребёнку доставит удовольствие раскатывать тесто для пельменей, печенья, раскладывать начинку пирогов и т.д. Эти задания полезны для развития движений кистей и пальцев рук.

Обязательно настаивайте на том, чтобы малыш сам убирал за собой. Это не только приучит его к аккуратности, но и способствует развитию координации. Будьте терпеливы с ребёнком! Не торопите его без особой необходимости, не спешите сами что-то сделать за ребёнка! Не забывайте, что многие действия он только осваивает, важно поддержать малыша, помочь обрести уверенность.

Глазомер и координация в системе "глаз-рука" хорошо развивается в играх с мячом, кольцебросом. Для освоения более мелких движений полезно заниматься выкладыванием мозаики, нанизывание бус, выкладыванием из палочек, кубиков.

Сделайте вместе с ребёнком из картона или дерева геометрическую мозаику для составления разнообразных узоров, вместе с ним раскрасьте её в выбранные цвета. Можно детям дать задания: "Забывчивый художник" (не дорисована вторая половина предмета), "Помоги художнику" (чтобы получилось целое). Затем закрасьте в нужный цвет.

Поощряйте и отмечайте успехи ребёнка. Дети любят изготавливать бусы из природного материала: ягод рябины, ракушек, лепить из репейника фигурки. Такие занятия знакомят детей с природой, развивают их эстетически, одновременно способствуют развитию мелкой моторики рук. Особую роль в подготовке ребёнка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных, цветов, а также копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: система занятий не только будет способствовать развитию мелкой моторики, но и поможет организовать общение, познакомит его со свойствами предметов и материалов, с обозначающими их словами, обеспечит всестороннее развитие вашего ребёнка, его полноценную подготовку к школе.

Консультация для воспитателей.

Коррекционная работа на занятиях по рисованию в детском саду для детей с нарушением зрения.

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действительности.

Используя различные виды детской деятельности, направленные на всестороннее развитие ребёнка, педагоги одновременно решают задачи коррекции зрительного дефекта, учат детей пользоваться остаточным зрением, формируют компенсаторные навыки ориентировки за счёт сохранных анализаторов, речи, мышления.

Эффективным средством развития ребёнка-дошкольника является изодеятельность, так как в её процессе ребёнок учится видеть, понимать, отображать окружающие предметы и явления. Важное значение для коррекционной работы в детском саду с детьми, имеющие нарушение зрения представляют занятия по рисованию с натуры. Анализируя детские работы по рисованию с натуры и по представлению, можно заметить, что рисунки с натуры информативно точнее и конкретнее, чем работы по представлению. Что лишний раз доказывает значение занятий по рисованию с натуры как эффективной формой коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, преодоления недостатков зрительной ориентации у ребёнка с нарушением зрения.

Однако до настоящего времени вопросы организации занятий по рисованию с натуры в детском саду для слепых и слабовидящих детей остаются недостаточно разработанными. Это и представляет трудности, которые педагоги испытывают при организации таких занятий, не позволяет им чётко осознать роль и значение этих занятий для развития детей.

Занятия с натуры дают возможность решать ряд важных коррекционных задач:

  • Коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочение процесса наблюдения, анализа, синтезации процесса восприятия коррекционного образа предметов.
  • Усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе предмета.
  • Конкретизация и активация речи и мышления в процессе восприятия и отображения.

Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдение, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, дидактические игры) в процессе которых осуществляется обогащение словаря и коррекция чувственного опыта, уточнение и конкретизация образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различию и сравнению объектов и их изображений, анализу особенностей строения предметов и построения изображений. Таким целям служат, например, дидактические игры с натуральными предметами "Найди дерево по листочку", "Подбери наряд для куклы", сюжетно-ролевые игры "Овощной магазин", "Магазин цветов", "Магазин тканей". Также дидактические игры и упражнения , в которых дети учатся сличать реальные предметы с их иллюстративно-графическим изображением (цветным, силуэтным, контурным). При этом важно учитывать индивидуальный уровень различных навыков и состояния зрения каждого ребёнка. При низкой остроте зрения (до 0,1) и отсутствия навыков восприятия изображений, лучше начинать работу со сличения предмета с его цветным изображением, затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением и наконец, с контурным изображением. В этой работе используются игры "Найди такой же предмет", "Наложи предмет на его изображение", "Найди различия", "Составь изображение из частей" (цветных, силуэтных, контурных).

Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется такая работа, как обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей можно игровыми приёмами: кто скорее обведёт по контуру, кто больше заштрихует изображений, у кого правильнее и т.д. Приступая к обучению детей рисованию с натуры, воспитатель должен ПОМНИТЬ о том, что СЛОБОВИДЯЩИЙ РЕБЁНОК НЕ УМЕЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ НЕПОЛНОЦЕННЫМ ЗРЕНИЕМ. Поэтому для успешного овладения слабовидящими детьми следует использовать обводку по контуру, силуэту, трафарету, при этом активизировать детей можно игровыми приёмами "Кто быстрее обведёт по контуру", "Кто больше заштрихует изображений".

Приступая к обучению детей рисованию с натуры, воспитатель должен помнить о том, что подбирая специфические приёмы и методы, нужно правильно определить доступную тематику занятий в соответствии с возможностями детей.

У слабовидящих детей изображения формы, цвета, объёма и пространственного расположения предметов возникают сложности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем над движениями рук.

Существует определённая зависимость качества и результата детских рисунков от уровня сформированности навыков обследования. Поэтому важно создать для этого условия. При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать натуральные предметы, которые даются индивидуально каждому ребёнку, что позволяет всестороннее и более точно их обследовать. При выборе предметов для изображения учитывается принцип постепенного усложнения формы и строения натуры.

Подготавливая тематику занятий, следует помнить о том, что детям легче и интереснее рисовать те объекты, которые доступны для комплексного обследования. Можно предлагать для рисования предметы быта, посуду, игрушки, овощи, мебель, комнатные растения, цветы. Иногда у детей возникает желание сравнивать иллюстрации из книг, особенно если они доступны им по содержанию, форме, цвету. Тематика рисования с натуры строится по принципу усложнения - от простых линий и форм (ленточки, мячи, шары, флажки) к более сложным (пирамидка, яблоко, дом). Прежде чем рисовать с натуры надо вызвать желание узнать её, понять её особенности, почувствовать. Ребёнок должен постичь красоту, гармонию цвета и формы, размера и пространства, но доступно это ребёнку с нарушением зрения только в специальных коррекционных условиях.

При усвоении представлений о конкретном примере важно дать детям понятия о разнообразии формы, строения, цветовом окрасе натуральных предметов. Этому способствуют такие занятия:

Каждому ребёнку предлагается для изображения предметы аналогичной эталонной формы, например, одному мяч, другому - яблоко, третьему - шар и т.д. На другом занятии для понимания разнообразия округлых форм на основе сформированных эталонных представлений можно дать всем детям рисовать яблоко, но у каждого оно может различаться по форме, окраске, размером. Делается это для того, чтобы дети имели возможность не только справиться с посильным заданием, но и получить более обобщённые понятия о форме и других признаках предметов одного вида.

Обследование и анализ натуральных предметов проводятся по единой чёткой схеме, соответственно ведущим признаком предмета. Это 4 признака: ФОРМА, СТРОЕНИЕ, ДЕТАЛИ, ЦВЕТ. Выделение этапов обследования и анализа натуры строится с учётом состояния зрения и уровня развития практических действий детей с нарушением зрения.

ЧЕМ НИЖЕ ОСТРОТА ЗРЕНИЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ РЕБЁНОК ТРАТИТ НА РАССМАТРИВАНИЕ И ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. Размер объектов при этом должен быть достаточно крупным, ярким, контрастно выделяющимся на фоне, желательно, чтобы не было мелких деталей, которые зрительно и осязательно могут быть плохо выделены. Воспитатель постоянно руководит обследованием с помощью конкретных вопросов, управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации.

Кроме этого, он оказывает ребёнку активную помощь в зрительной ориентации, улучшает условия видения объекта за счёт использования экрана, подсветки, акцентирует внимание ребёнка на характерных, важных, отличительных свойствах и признаках объекта. При обучении осязательному обследованию педагог берёт обе руки ребёнка в свои руки и показывает, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании. Самостоятельные действия ребёнка надо постоянно контролировать и корректировать, используя точные словесные указания, например, "Проведи обеими руками по вазе сверху вниз", "Возьми яблоко в обе руки" и т.д. Подобные указания активизируют, направляют восприятия, и содействует полноте формируемого образа.

Большое затруднение возникает у детей при восприятии и отображении пространственных признаков предмета на плоскость листа. Во многом зависит организация занятия по рисованию. Одним из эффективных средств понимания плоскостного отображения пространства является применение индивидуальных фломастеров и предметных изображений. Дети по образцу, по словесной инструкции, по наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие композиции. Например, даются натуральные предметы - ваза, овощи, фрукты. Дети анализируют, как расположены на столе эти предметы и создают композицию на фланелеграфе. Анализ взаиморасположения реальных предметов и анализ изображаемого предмета происходят как бы одновременно. При выполнении натюрморта путём выкладывания на фланелеграфе плоскостных изображений входящих в него предметов, дети уточняют и исправляют неточности в их взаиморасположении. Например, педагог говорит: "Яблоко находится к тебе ближе, чем ты изобразил. Посмотри, опусти немного изображение яблока к нижнему краю фланелеграфа. Проверь теперь, похоже?". Подобные корректирующие уточнения способствуют формированию чёткого представления об изображении реальных предметов в пространстве.

После того, как дети овладеют приёмами работы на фланелеграфе, им предлагается изобразить натюрморт в рисунке, таким образом, каким они его выполнили на фланелеграфе. Детям с низкой остротой зрения или детям, у которых слабо развиты изобразительные навыки, воспитатель может предложить взять аналогичные контурные шаблоны и их обвести. Это даёт возможность ребёнку почувствовать себя более уверенным при овладении навыками рисования формы, особенно при затруднениях в выполнении задания.

Срисовывание по трафарету, обводка по контуру используется не постоянно. По мере овладения навыками изображения дети сами стремятся к самостоятельному рисованию. Но на начальном этапе применения трафаретов является для детей с нарушением зрения эффективным средством обучения рисованию, овладения пространством листа бумаги. Использование приёма обводки не только вселяет в них уверенность, но и даёт возможность довести работу до конца, стимулирует освоение формообразующих движений в рисовании и становится подкреплением их стремления к передаче реальной точной формы изображаемых предметов.

Важное значение имеет доведение работы до конечного результата. Неуверенность в своих силах, возможностях при рисовании встречается у таких детей довольно часто, так как плохое зрение создаёт для них ощутимые трудности. Всё это сдерживает потребность довести до конца начатую работу, а иногда из-за того, что на занятии ребёнок не успел завершить работу, он вообще отказывается от рисования. Чтобы создать лучшие условия для формирования у детей стремления довести до конца, начатый рисунок можно рисовать два занятия (на 1 - набросок, на 2 - раскрашивают).

Рисование для слабовидящих детей сложная и трудоёмкая деятельность, и ему требуется на неё значительно больше времени, чем нормальному ребёнку. Именно поэтому для него приобретают такое важное значение положительные результаты работы и их одобрение. Занятия по рисованию с натуры содержат большие коррекционные возможности для развития цветовосприятия. Дети упражняются в видении, различии, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. Известно, что при отдельных видах глазной патологии нарушается цветоощущение, поэтому работа с натурой служит специальным коррекционным задачам развития цветоразличения. Такие упражнения дают детям имеющие нарушения цветоощущения, опыт ориентации в цвете по насыщенности и тональности. Когда ребёнок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его найти нужный цвет.

Анализ детских работ следует строить с учётом зрительных возможностей детей и сходства рисунка с натурой. Целесообразно использовать дидактические игры и упражнения типа "Найди предмет по наброску", "Найди с какого места и кто нарисовал этот рисунок", "Найди предмет по цвету изображения". Кроме занимательности для детей эти приёмы позволяют максимально активизировать зрительное восприятие, совершенствовать умение анализировать, выделять схожие и различные признаки в предметах и их изображениях. Такой анализ детских работ учит и самих детей правильно оценивать свои рисунки.

Консультация для воспитателей.

Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет с нарушением зрения.

Занятия для ребёнка - это труд, который требует длительного статистического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно-воспитательный процесс. Это, прежде всего, упражнения игрового характера, которые оказывают благоприятное влияние на организм детей:

  • на общий тонус,
  • на моторику,
  • способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы,
  • развивает внимание, память,
  • создаёт положительный эмоциональный настрой,
  • снимает психоэмоциональное напряжение.

Для профилактики близорукости как возможного последствия длительной зрительной нагрузки и, замедляя её прогрессирование, хорошо использовать специальную гимнастику для глаз - офтальмотренаж. Длительность физкультминуток 2-3 минуты. Они состоят из 5-6 упражнений. Возможны сочетания различных упражнений. Например, одновременно с упражнением для кистей рук рекомендуется выполнять офтальмотренаж, фиксируя взгляд на кисти. Важное значение для профилактики утомления детей имеет динамическая (подвижная) перемена, то есть организованный отдых на открытом воздухе продолжительностью 35-40 минут, из которых не менее 25 минут отводится на двигательную деятельность.

Упражнения, учитывающие индивидуальные особенности детей и развивающий характер:

БАБОЧКА - сжать пальцы в кулак и по очереди выпрямить мизинец, безымянный, средний, а большим и указательным сделать кольцо. Сначала правой, потом левой, затем двумя руками одновременно (10-15 секунд).

РЫБКА - поставить кисти рук на стол ладонями к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Двигать кистью во всех направлениях вправо-влево, вперёд-назад, вверх-вниз (15-20 секунд).

ПТИЧКА - скрестить руки на уровне запястий, локти поставить на стол. Кисти соединить тыльной стороной. Прогнуть руки (движение вниз), затем "взмахом" вернуть их в первоначальное положение (6-8 раз).

ВЕЕР - положить кисти рук на стол ладонями вверх. По очереди собрать пальцы в кулак и вновь выпрямить их (6-8 раз).

КОНЬ - быстро ударить пальцами по столу, изменяя темп и интенсивность ударов (10-15 секунд).

ЗНАКОМСТВО - к большому пальцу поочерёдно прикасаются другие пальцы. Каждым их них можно делать несколько касательных движений, а также изменять темп (от медленного к быстрому).

ПАЛЬЦЫ-ПРЯТКИ - пальцы сжать в кулак, педагог называет героев сказки, ребенок выпрямляет палец (можно заранее договориться чьё имя носит пальчик).

Динамические упражнения:

ГОЛОВА-МЯЧ - положить голову на правое плечо. Сделать толчок плечом - "бросить" голову на левое плечо (6-8 раз).

ЛЮБОПЫТНЫЙ НОС - выполнить движение носом в разных направления: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево (15-20 сек).

НЕСГОВОРЧИВЫЕ УШИ - как будто прислушиваясь правым ухом к чему-либо, перемещать сначала голову, а затем всё туловище влево ("не хочу слышать"), затем тоже левым ухом вправо (15-20 сек).

НЕТЕРПЕЛИВЫЕ НОГИ - "отрывать" носки то левой, то правой ноги от пола, пятки остаются прижатые к полу. Затем "отрывать" от пола пятки, носки на месте. Можно менять темп и интенсивность движений (10-15 сек).

ВОДНАЯ ОХОТА - в игре 10-12 чел. Делятся на 2 команды. 1 - караси, двигаются очень быстро, 2 - щуки - медленно. По хлопку щуки начинают охотиться за карасями. Пойманный карась выбывает из игры. По следующему хлопку дети меняются ролями.

СПАСАТЕЛИ - участвуют 10-20 детей. Один ребенок - "волк". По правилам он может поймать ребенка, если он один, парами или устал. Однако в пары дети объединяются, если "волк" рядом; как только он отбегает - дети должны разойтись.

В игре возможны два варианта:

1 - дети видят "волка" ("опасность рядом") и объединяются в пары;

2 - появляются "спасатели" - дети, которые приходят на помощь (образуют пару) тому, кому угрожает опасность.

МАГНИТ - пол, земля превращаются в "магнит", который притягивает тем сильнее, чем ближе к нему ноги.

БОЛОТО - пол, земля превращаются в "болото". Дети совершают движение из вертикального положения в положение сидя ("болото засасывает").

ПРУЖИНКА - на полу, земле многочисленные воображаемые пружины. Дети совершают пружинящие движения, стараясь удержать равновесие.

ГОРНАЯ РЕКА - пол, земля превращаются в "горную реку" с множеством камней. Задание - перейти через реку по камушкам (осторожно, быстро, медленно и т.д.).

Дыхательные упражнения:

МАЯТНИК - покачивание головой вперед-назад.

КИТАЙСКИЙ БОЛВАНЧИК - покачивание головой вправо-влево.

ОГЛЯНИСЬ - повороты туловища вправо-влево. На каждый поворот или покачивание делать энергичный и порывистый вдох. Упражнение выполняется по 10 секунд.

Офтальмотренаж:

ФИЛИН - на счет 1-4 закрыть глаза, на счет 5-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль (4-5 раз).

МЕТЕЛКИ - дети часто моргают, не напрягая глаза, на счет 1-5 (4-5 раз). Можно сопровождать моргание проговариванием текста: Вы, метелки, усталость сметите, глазки нам хорошо освежите".

ЖМУРКИ - на доске стоят маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счет 1-4. За это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети пытаются определить произошедшие изменения (4-5 раз).

ДАЛЕКО-БЛИЗКО - дети смотрят в окно. Педагог называет вначале предмет, находящийся далеко, а через 2-3 секунды - близко расположенный. Дети должны быстро отыскать глазами предметы, которые называет ведущий (6-8 раз).

ПОЙМАЙ ЗАЙКУ - педагог включает фонарик и запускает "солнечного зайчика" на прогулку. Дети, поймав глазами "зайчика", сопровождают его, не поворачивая головы (45 секунд).