Урок с интерактивными и информационными технологиями "Природные зоны Земли"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • образовательная: создание условий усвоения учащимися закона широтной зональности и высотной поясности; отработать навыки работы с различными источниками информации;
  • развивающая: формирование умения давать характеристику компонентам природы и устанавливать связи между ними;
  • воспитательная: воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать источники учебной информации, устанавливать причинно-следственные связи);
  • коммуникативная (умение вести диалог, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Оборудование: учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, интерактивная карта “Природные зоны Земли”, презентация “Природные зоны Земли”, экран, проектор, компьютер

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный.

Активный метод «Ассоциации»

Просмотр музыкальных фрагментов «Песенка эскимоса», «Учкудук, три колодца…».

Задание: Назовите по одному слову, которое означает вызванную ассоциацию. (природа, север, пустыня, мираж, холод, жара и т.д)

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока «Природные зоны Земли»

Погружение в тему урока.

Игра «Да - Нет». Учащиеся отвечают на вопросы только с помощью хлопков в ладоши – «да» - 2 хлопка, «нет» - 1 хлопок.

  1. Природный комплекс состоит из компонентов природа? (Да)
  2. Климат это компонент природного комплекса? (Да)
  3. Географическая оболочка – это самый маленький ПК? (Нет)
  4. Чем ближе к полюсам, тем больше растений? (Нет)
  5. Природные зоны это ПК? (Да)
  6. Растения не зависят от количества тепла и влаги? (Нет)
  7. Климат влияет на тип почвы? (Да)
  8. Человек может изменить ПК? (Да)
  9. Все компоненты природы взаимосвязаны? (Да)

Учитель: Мы учимся всю нашу жизнь. Так было задумано эволюцией, этого требует природа. Подумайте, пожалуйста, чему бы вы сами хотели сегодня на уроке научиться, что нового узнать? (каждый ученик на отельных листках записывает свои цели изучения темы). Эти листки размещаются на «Дереве ожиданий»

Просмотр видеоролика «Природы дивная краса»

Летит Земля!
С восхода до восхода
Овеянная тысячью ветров!
Летит Земля!
Вся в росах и туманах,
В потоках света,
В посвисти снегов,
Пульсирует в ручьях и океанах
Вода - живая кровь материков.

Каждый из вас теперь готов рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах.

Этап 2. Операционно-исполнительский.

Работа с интерактивной картой как источником учебной информации

Опции интерактивной карты:

  • увеличение той или иной области карты для более детализированной демонстрации,
  • изучение картографических подробностей (надписи, условные обозначения),
  • опция рисования, позволяющая нанести на карту дополнительные объекты,
  • обозначение на карте той или иной области, зоны,
  • получение дополнительной информации о растениях и животных, характерных для той или иной зоны,
  • возможность послойно просмотреть карту.

Учитель: В разных уголках нашей планеты сложились разные природные зоны.

Задания:

  • Показать и назвать последовательно природные зоны с севера на юг по 200 в.д.
  • Показать природную зону, в которой мы с вами живем.
  • Определить, какая природная зона расположена в арктическом и антарктическом, тропическом и субтропическом климатическом поясе. Например, арктический - арктические пустыни и т.д.
  • Как называется смена природных зон по широте? (широтная зональность)
  • Как изменяется климат в горах? (с высотой)
  • Какие два слова здесь будут ключевыми? (высота и зона)
  • Назовите понятие (высотная зональность или поясность).
  • Показать на карте области высотной поясности.

Историческая справка

Наличие закономерности смены природных зон обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата (в первую очередь, тепла и влаги) вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.

А в XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование природных или как еще их называют, географических зон.

Вывод: От чего зависит разнообразие природных зон? (от географической широты, соотношения тепла и влаги, рельефа, от типа почвы и др.)

Творческое применение и добывание знаний

Задание:

Фрагмент мультфильма посмотрите,
Тип климата определите,
Животных и растения назовите,
Какая природная зона скажите!!!

1. «Тарзан» - это самая непредсказуемая природная зона. Какая? (джунгли). Тропический или субтропический лес. Густые, труднопроходимые древесно-кустарниковые леса территорий с влажнотропическим климатом. Джунгли распространены главным образом в Индии, вдоль р. Ганг, у подошвы Гималаев, в Индокитае, в экваториальной Африке, в бассейне реки Амазонки. (сопровождается показом на карте)

Учитель: Почему польский путешественник Аркадий Фидлер писал:

«Для человека, который сюда попадает, бывает только два приятных дня: первый, когда, ослепленный сказочной пышностью джунглей, он считает, что попал в рай, и другой - когда, близкий к сумасшествию, он покидает этот зеленый ад, спеша назад к цивилизации»?

(Потому что эта красота не для человека. Дышать там трудно. Деревья закрывают небо. Много опасных животных, особенно смертельны укусы насекомых)

Работа в парах. Задание: «Найди ошибку»

Сумрачный, но трудно (легко) проходимый, деревья растут одним ярусом (во много ярусов). Самые низкие (высокие): пальмы, фикусы, красное, черное дерево. Среди обитателей животного мира мы не увидим слонов, обезьян, особенно самой маленькой (большой) – гориллы.

2. «Мадагаскар». В какой зоне обитают герои этого мультфильма (саванны).

Учитель: Сава́нны — пространства в субэкваториальном поясе, там покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Типичны для субэкваториального климата с резким разделением года на сухой и дождливый сезоны. (сопровождается показом на карте)

В этом филворде спрятались все животные саванн, которых вы посмотрели в мультфильме. Вычеркните слова, как показано на примере.

Почему многие животные, например, зебры, антилопы, в этой зоне живут большими стадами? (так друг друга они остерегают от опасностей)

3. «Бемби». - Назовите природную зону. (лес)

Игра « Четвёртый лишний»:
На игровом поле помещено 4 понятия. Какое из этих понятий лишнее.

  1. Полярная ива, ель, сосна, дуб.
  2. Барсук, кабан, газель, лось.
  3. Сорока, кукушка, сова, утконос.
    - Почему лес не растет в степи? (главная причина – недостаток влаги)
  4. «Приключения ЛОЛО» . - Где расположена эта природная зона?

Тренируем внимание. «Закодированное слово». Назвать слово, которое получается из первых букв в каждом ряду слов.

  • Тигр, юкка, лось, ежиха, налим (Тюлень)
  • Панда, обезьяна, мак, окапи, река, нутрия, ирбис, койот (Поморник)
  • Береза, удав, рябина, енот, выдра, ель, страус, тюлень, носорог, иволга, кедр (Буревестник).
  1. «Кунг-фу Панда»

Учитель: В каких горах происходят события? (Гималаи)

- Назовите и покажите природную зону, в которой оказались герои этого мультфильма. (области высотной поясности) Как изменяется растительный и животный мир с высотой?

- Установите закономерность: чем выше горы, тем ….(разнообразнее природные зоны)

Так, у подножия, Гималаев тянется пояс джунглей, который сменяется поясом вечнозеленых тропических лесов. Его сменяет пояс субтропических лесов вечнозеленых (сосна, дуб) и листопадных (магнолия, клен, каштан) деревьев. На высотах выше 2 000 м господствуют широколиственные леса умеренного пояса с дуба, клена, каштана, которые переходят в хвойные леса с серебристой пихты, гималайской ели, лиственницы. Выше леса разжижаются высокотравными лугами и кустарниками. На отметках 5500 - 6 000 м проходит снеговая линия, по которой - пояс вечных снегов и ледников.

- В каких горах богаче природа? (Чем выше горы, тем больше набор природных зон)

Этап 3. Рефлексивно-оценочный.

Учитель: Докажите на примере природной зоны взаимосвязь природных компонентов. Для ответа используйте не более 15 слов.

Интерактивная игра «Что-то новенькое»
Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появиться изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена географов, названия растений и животных. Листок получают учащиеся, сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Побеждает ряд, который запишет наибольшее количество слов по теме урока.

Подведение итогов, проверка результатов учебной работы на уроке

Обсуждение «Дерева ожиданий», которое превращается в «Дерево решений»

Рефлексия

- Ищите прекрасное вокруг себя, ищите закономерности, зависимости и жизнь станет ярче!

Дифференцированное домашнее задание

  1. Составить словарь терминов по теме «Природные зоны Земли»
  2. На с.212. учебника выполнить тест
  3. Составьте кластер к словам: саванна, пустыня, джунгли (по выбору)

Памятка для учащихся:

  1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
  2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
  3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
  4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.