Урок русского языка по теме "В мире синонимов". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели и задачи:

  • Развивать познавательную деятельность (поиск информации, отбор материала, его осмысление), коммуникативную (умение общаться со сверстниками, умение работать в группе), регулятивную (внимание к другим, умение держаться на публике, логично и четко излагать мысли, корректировать ).
  • Активизировать имеющиеся знания о синонимах, доступно выдать новую информацию, помочь соориентироваться в материале, учить наблюдать, делать выводы.
  • Развивать память, произвольное внимание, монологическую и диалогическую речь.

Ожидаемый результат:

  • Усвоение новой информации, возможность поделиться ей с другими, отработка умения обобщать, ставить вопросы, оперировать понятиями, подбирать примеры.
  • Использован принцип активности: готовность выполнять задания, стремление к самостоятельной деятельности, осознанное выполнение деятельности, стремление повысить свой уровень.
  • Частично использованы методика Ривина А.Г. “Коллективный способ обучения” и адаптированная согласно возраста продвинутая лекция.

Урок помогают проводить четыре ученика из 5 класса. Совместно мы подбираем материал, отсеиваем и сортируем его, составляем план занятия. Первое, что мы сделаем, активизируем знания о синонимах, которые пятиклассники уже имеют; далее пробуем “зажечь, завести” ребят; потом проводим работу в группах, знакомя учащихся с новым для них материалом; после идет контроль усвоения, во время которого ребята делятся друг с другом полученной информацией; после идет общая соревновательная часть, в конце подводим итоги. На втором занятии по данной теме ребятам будет предложено вспомнить новый материал, подобрать синонимы, заменить слова подходящими по смыслу синонимами, отредактировать текст, поработать с отрывками произведений, где есть градация и противопоставление синонимов. Наивысшей “похвалой” преподавателю будет момент, когда дети на уроке смогут самостоятельно применить полученные знания.

Ведущие: учитель, 4 ученика.

Участники условно поделены на 5 групп.

I Начало

1 ведущий: Это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению. Отличаются друг от друга обычно различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать - жаждать), разными оттенками значения, разными областями стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть - разговорные).

Расширяя словарный состав языка, они одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание данных слов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.

2 ведущий: Используются не только для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия речи. Цели их стилистического употребления гораздо шире.

Например, они используются для того, чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, экспрессивность речи. Это становится ясным уже из простого сопоставления таких слов, как упасть и шлепнуться, грохнуться, рухнуть; идти и тащиться, плестись, шагать и т.п.

Учитель: Слова типа побежать, взяться, сбросить и т.п. принято называть нейтральными, так как они лишь обозначают соответствующие действия и не окрашены эмоционально, не передают каких-либо дополнительных оттенков смысла.

Слова броситься, метнуться, рвануться и др. принято называть эмоционально окрашенными. Кроме основного значения (быстро двинуться в определенном направлении), они заключают в себе характеристику обозначаемого ими действия: броситься – это не просто побежать, а побежать быстро; метнуться и рвануться – резким движением броситься куда-либо. Вы уже поняли, о каком явлении русского языка идет речь? (о синонимах).

3 ведущий: Каждый пишущий или говорящий стремится наиболее точно передать свою мысль и для этого отбирает из ряда слов, употребление которых возможно в данном случае, одно, наиболее соответствующее целям и задачам высказывания. Такие различные по звучанию слова, имеющие общее значение, но отличающиеся оттенками, называются синонимами.

Русский язык богат синонимами. Например, придумайте как можно больше слов для обозначения чего-либо небольшого по размеру: небольшой, маленький, малый, крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый, чуточный, а большого по размеру – большой, громадный, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный.

4 ведущий: Объясните подбор синонимов в следующем отрывке из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц…

- Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это уже выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы…

Учитель: Запишите по горизонтали синонимы к указанным словам:

Торопиться, учить, догнать, осилить, известие, удивить, думать (задание находится на доске, дети могут выходить и вписывать ответы, которые знают).

С            
И            
Н            
О            
Н            
И            
М            

Ответы: спешить, изучать, нагнать, одолеть, новость, изумить, мыслить.

II Работа в группах

  • ребята читают о синонимах, делают пометки у себя в тетрадях;
  • ученики готовят небольшие сообщения для других групп, выделяя самое важное;
  • составляют контрольные вопросы;
  • практикуются.

1 группа:

Одной из характерных особенностей русской народной речи является частое дублирование синонимов: учить уму-разуму, цел и невредим, нежданно-негаданно, судить-рядить, пути-дороги, правда-истина, вкривь и вкось и т. п. Этот приём широко используется в русских народных сказках, песнях, былинах, многими нашими писателями. Например, В. Смирновым в романе “Открытие мира”: (полная изба) счастья-радости, любо-дорого, ворожит-колдует, расходились-разгулялись (гости) и т. п. Дублированием синонимов богаты и сказки А. С. Пушкина: “Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился”; “ждёт-пождёт с утра до ночи”; “жил-был славный царь Додон”.

2 группа:

Слова являются абсолютными синонимами в том случае, если обозначают один и тот же предмет (скала – утес), один и тот же признак предмета (робкий – боязливый – трусливый), одно и то же действие (обварить – ошпарить). Однако сущность синонимов определяется наличием у таких слов разных оттенков значения, которые позволяют выразить нюансы человеческой мысли.

3 группа

Группа слов, объединенных синонимическими отношениями, называется синонимическим рядом.

В каждом синонимическом ряду имеется стержневое слово. Оно является стилистически нейтральным и наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово (его еще называют доминантой) стоит первым в синонимическом ряду. Так, среди синонимов приказ, предписание, распоряжение, директива, указание, команда доминантой будет слово приказ, а в ряду разбить, расколоть, кокнуть стержневое слово – разбить.

4 группа

Синонимия характерна для многих частей речи, хотя ряд синонимов образуют слова одной части речи: существительные: друг, приятель, товарищ, дружок (разг.); иностранец, иноземец, чужеземец; прилагательные: дружеский, дружественный, дружелюбный, теплый, сердечный, задушевный; коричневый, кофейный, шоколадный, каштановый, карий; местоимения: некто, кто-то; некоторый, некий, какай-то; глаголы: зреть, спеть, созревать, вызревать, поспевать, выспевать; наградить, вознаградить, удостоить; наречия: быстро, скоро, проворно, живо; вместе, совместно, сообща, заодно, вкупе.

5 группа

Градация – сочетание, нанизывание синонимов – распространенный прием, позволяющий предать чувства персонажа. В минуты потрясений, глубоких переживаний человек, давая выход гневу, возбуждению, другим сильным чувствам, нагромождает синонимы. Именно так ведет себя шекспировский Гамлет. Его чувства проявляются в скоплении синонимов:

О, если б этот плотный сгусток Растаял, сгинул, изошел росой!.. Каким докучным, тусклым и ненужным Мне кажется все, что ни есть на свете!

Или: Получив двойку в школе он сначала решительно пошел домой, потом замедлил шаги, передвигался не спеша, плелся, тащился и под конец совсем остановился, подумав о реакции родителей.

III Соревнование

Каждая группа получает задание (на скорость)

1) Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

Ответы:

а) бор, беда, холод, желать, сумерки, крепость, извещение, редкостный, безучастный;

б) благодетель, блистающий, позволять, отрезать, примета, ворчун, рынок, жара, шум.

IV. Подведем итоги

  1. Что нового мы узнали о синонимах?
  2. Что такое прием дублирования синонимов? Где он используется? Приведите примеры?
  3. Что такое абсолютные синонимы? Приведите примеры.
  4. Что такое синонимический ряд? Как он устроен?
  5. В каких частях речи встречаются синонимы? Приведите примеры.
  6. Какой совершенно новый термин мы услышали сегодня? Придумайте пример про наш класс.
  7. Что еще хотелось бы узнать?

 V. Домашнее задание

  1. Найти в словаре синонимов несколько интересных синонимических рядов и придумать с ними для класса задание.
  2. Попробуйте, использую прием синонимии, придумать загадки, стихи, сказки и т. п.
  3. Доп. задание для "продвинутых": Разгадать кроссворд (см. приложение 1)

Литература:

  1. Арсирий А.Т. “Занимательные материалы по русскому языку”. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс “Лексика и фразеология русского языка”. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Солганик Г.Я. Русский язык. Стилистика. – М.: Дрофа, 1995.

Приложение 1:

Подберите к указанным словам синонимы и заполните клетки кроссворда.

По горизонтали: 1. Кушанья. 3. Сладкоежка. 5. Озорство. 7. Скряга. 9. Балагур. 12. Обаяние, пленительность. 14. Придумывать, сочинять. 17. Равнодушно. 19. Яма. 21. Ротозей. 22. Старье. По вертикали: 2. Мощь. 4. Нерасторопный, неповоротливый. 6. Амулет. 8. Почудиться, показаться. 10. Шифр. 11. Тарабарщина. 13. Шкатулка. 15. Ошибка. 16. Плохой, никчемный. 18. Подсказка (часто ею пользуется ученик). 20. Основа (о знаниях).

Ответы: По горизонтали: 1. Яства. 3. Лакомка. 5. Шалость. 7. Жадина. 9. Шутник. 12. Очарование. 14. Фантазировать. 17. Вяло. 19. Колдобина. 21. Зевака. 22. Рухлядь. По вертикали: 2. Сила. 4. Медлительный. 6. Талисман. 8. Померещиться. 10. Код. 11. Абракадабра. 13. Ларец. 15. Заблуждение. 16. Никудышный. 18. Шпаргалка. 20. Азы.