Форма реализации: представлен на ярмарке педагогических идей
Тип урока: урок-презентация с использованием ИКТ
Цель урока: познакомить с историей книгопечатанья и деятельностью Ивана Федорова.
Задачи урока
Учебные:
- Познакомить учащихся с историей книгопечатанья;
- Использовать материал по заданной теме;
Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы
- развивать умение работать с информацией;
- развивать воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к отечественной культуре.
- воспитывать патриотизм.
- знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют и закрепят ученики в ходе урока - сформируется познавательный интерес, способность рассуждать, выделять главное;
- в ходе урока воспитывается бережное отношение к достижениям отечественной культуры,
- закрепляется навык сбора информации, обработки собранного материла;
- развивается память;
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки; трафареты, краски; рабочий лист; магнитофон, и диск с записью древнерусской музыки в современной обработке, презентация (Приложение 1), рабочий лист (Приложение 2)
ПЛАН УРОКА
1. История возникновения книгопечатанья
2. Биография И.Федорова
3. История печатной книги в России
4. Особенности оформления печатной книги
5. Творческое задание
Ход урока
1. Введение в тему урока
- Учитель знакомит учащихся с темой и планом урока, заданием, правилами заполнения рабочего листа (слайд). Презентация.
Напомнить учащимся о необходимости в течение урока заполнять рабочий лист.
Задание на урок (слайд).
Учитель истории: Известно, что раньше люди писали книги вручную. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.
Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы.
Учитель МХК: Рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях. В начале текста помещались орнаментальные заставки.
Учитель истории: В XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гуттенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги в Европе стали печатать.
На Руси первый печатный станок сделал тоже Иван. В историю он вошёл как первопечатник Иван Фёдоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах подписывался как Иван Фёдорович Москвитин.
Ученик.(сообщение готовиться заранее)
Будущий русский первопечатник Иван Фёдоров родился около 1510 года. Предположительно, он обучался в г. Кракове в университете, знал латынь, древнегреческий; в 1532 году получил степень бакалавра.Был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле.
Был он на все руки мастер —сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу “катюш” и т.д.
Учитель истории: И.Федоров жил в 16 в.
- С правлением, какого царя связана эта эпоха?
- Назовите известные вам факты (события) происходившие в его правление?
- Кто из вас знает, почему его прозвали Грозный?
Правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал. И, решив не отставать от Европы, повелел Иван Грозный построить Государев Печатный двор.
Стоял Печатный двор в Москве, в Китай-городе. Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Фёдоров,.
2. ПЕРВАЯ РУССКАЯ ПЕЧАТНАЯ КНИГА
Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над этой книгой почти год!
Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги.
Кроме того? Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных.
Учитель МХК: Шрифт книги воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором.
Узорные буквы, заполненные витыми травами, были очень популярны.
3. Выполнение творческого задания.
На заранее подготовленных листах ученики рисуют буквы шрифта, которые использовали первые русские книгопечатники.
Готовые работы сдаются и вывешиваются учителем на доске.
4. Закрепление материала.
Проверка заполнения рабочего листа.
Вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что бы вы хотели узнать.
- Чему новому вы научились?
5. Подведение итогов урока.