Цели и задачи:
Образовательные:
- обобщить и углубить знания учащихся о сложных словах;
- отработать навык правильного написания сложных слов;
- способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение работать в группах, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний, формировать интерес у изучению русского языка;
- воспитывать чувства взаимоуважения, взаимовыручки;
- воспитывать положительное отношение к природе, к животным.
Оборудование: карточки, словари, схемы, плакаты, учебники, тетради, учебный словарь Репкина, ТСО (магнитофон, видеокамера).
Оформление доски:
План урока:
I. Организационный момент.
1. Постановка учебной задачи.
2. Выравнивание знаний.
II. Решение учебной задачи.
1. Минутка чистописания.
2. Словарная работа (запись слов, разбор).
3. Предложение (запись, разбор).
4. Работа с пословицами.
5. Минутка отдыха.
6. Слова-омонимы.
7. Работа по учебнику (закрепление).
III. Домашнее задание. Рефлексия. Оценивание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. – Мы продолжаем изучать русский язык. И сегодня наш урок поможет нам в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Ведь русский язык – необыкновенный, и в этом мы сегодня убедимся, побывав в замечательной стране «Лексика».
Лексика – это наука о словах и их значениях.
? А вот с какими словами мы с вами уже знакомы?
? А где можно найти все слова?
(В специальной книге – орфографическом словаре)
? А как им пользоваться, какие секреты надо знать?
(Все слова расположены в алфавитном порядке от А до Я, в единственном числе)
? А для чего он нужен?
(Чтобы проверять орфограммы)
? А другой способ проверки?
(Путем подбора однокоренных слов)
Учитель. – Ну что ж, словарь нам непременно пригодится на уроке. А сегодня мы закрепим знания по теме «Сложные слова» и узнаем много интересного.
II. Решение учебной задачи.
Учитель. – Открываем тетради, записываем число, классная работа.
1. Минутка чистописания.
Учитель. – Какие звуки дают буквы «эм» и «ша»? Дадим характеристику этих звуков.
«Эм» – [м], [м,], согласный, сонорный, непарный.
«Ша» – [ш], согласный, глухой, твердый, парный →[ж].Мм мы
Шш ши
Какие это слоги? («мы» – это местоимение, «ши» – это сочетание, пиши с «и»). А если их соединить, то получится … (мыши) – это много, а одна → мышь.
Задание. Подумайте, в каких еще словах встречаются буквы «эм» и «ша»?
Знаете ли вы? В разных странах к этому животному относятся по-разному. В Индии, например, мышь считают священным животным и в честь него даже соорудили храм и мраморный памятник. А у нас, в России, в Ярославской области есть старинный волжский город Мышкин, где создан единственный в мире музей мыши,…кстати, героини будущего нового 2008 года.
Учитель. – В каких же словах встречаются «эм» и «ша»? (малыш, машина, матушка, морошка, маршрут, мартышка, шум, шаман, шмель…)
? Итак, кто же такая мышь? ( «Это маленький зверек серого цвета из семейства грызунов, с узкой мордочкой и длинным хвостом» – словарь Репкина.)
? А какая она бывает? (серая, пугливая, шустрая, хитрая,…)
? А как ее можно поймать? (с помощью капкана, а еще…)
2. О чем говорит это слово? (Оно состоит из двух корней – это сложное слово).
Запишем это слово. Сложные слова – это слова, состоящие из двух и более корней, соединенных между собой «о» или «е». Обратимся к словарю. (запись однокоренных слов)
(цвет – серый, мышиный горошек – растение из семейства бобовых)
Работа в группах. (Привести примеры сложных слов)
? А где можно встретить? ( В подполе, в поле, дома, где есть остатки пищи)
А какие еще пословицы знаете? (Кошке игрушки, а мышке слезки. Для мышки и кошка – зверь. Видя кошку, мышка забыла и ложку. Отольются кошке мышкины слезки) – объяснение пословиц.
4. А в каких сказках встречается мышка? («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Глупый мышонок», «Кот в сапогах», «Дюймовочка», «Кот Леопольд»)
? Так значит, главный враг мышей – это кот или кошка? А давайте попробуем «превратить» кошку в мышку.
5. Ну а теперь, отдохнем. Физкультминутка.
6. А ведь в народе еще говорят: «Надулся как мышь на крупу» (обиделся), «Сидите как мышки» (тихо).
– взять под мышку – впадина под плечевым суставом, однокоренное слово «мышца», синоним «мускул».
А вот еще одно слово
мышление
– Вроде тоже есть «мышь». Говорят: «У тебя хорошо развито мышление», «Ты хорошо мыслишь».
? Можно ли считать слова «мышление» и «мышь» однокоренными?
Мышление – это способность человека рассуждать, мыслить.
7. Работа по учебнику. Упражнение 183, страница 96. Записать слова, вставляя пропущенные буквы.
Зерносушилка, трудолюбие, водопровод, теплоход, животноводство, птицеферма, мясорубка, земледелие.
? А может ли мышь рассуждать, думать?
«Худа та мышь, которая одну лазейку знает» – пословица. Хоть зверек и маленький, безобидный, а что делает:
III. Домашнее задание. Упражнение 185.
Придумать еще 2-3 словосочетания (прилагательное + существительное), одно из которых является сложным словом. Например: белоснежная зима, темноволосый мальчик, дружелюбные дети и т.д.
Рефлексия.
? Итак, о чем мы говорили? (о сложных словах, мы их записывали, составляли, объясняли значение).
? Что это за слова? ( Сложные слова – это слова, состоящие из двух и более корней, соединенных между собой «о» или «е»)
? Где встречаются сложные слова? (И среди слов-предметов, и среди слов-признаков).
Задание 2. Работа в группах.
Соединить слова иноязычные с их синонимами – сложными русскими словами.
(проверка на доске)
Оценивание (каждая группа оценивает своих членов группы, учитель соглашается или дает свою оценку).
Учитель. – Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Я желаю вам хорошо изучать русский язык, стараться красиво, чисто писать, правильно, соблюдая все орфограммы, быть человеколюбивыми и жизнерадостными, и тогда все у вас получится в жизни. Спасибо за урок !!!
Резерв.
Зерносушилка – специальное помещение или машина, где сушат зерно.
Трудолюбие – качество человека.
Водопровод – система сооружений и устройств, по трубам, доставляющим воду.
Теплоход – судно с двигателем внутреннего сгорания.
Животноводство – отрасль сельского хозяйства – разведение сельскохозяйственных животных (пушных зверей, рыб, пчел)
Птицеферма – ферма, где разводят птиц.
Мясорубка – машина для размалывания мяса, для приготовления фарша.
Земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
Кроссворд – сюрприз.
Учитель. – Я забыла сказать, что в нашем классе «завелись» мыши. Вот только я сказала, как они спрятались в «слова». Отгадаем.
1) Маленькая мышь.
2) Ребенок.
3) Ядовитое химическое вещество.
4) Способ мыслить.
5) Отрасль производства.
6) Обезьянка.
7) Капкан.
8) Мускулы.
– Что получилось? Макинтош – это пальто или плащ из прорезиненной ткани.