Цель: продолжать работу над решением задач на встречное движение; развивать умение читать и строить модели встречного движения, находить закономерности изменения расстояния между движущимися объектами; развивать память, внимание, математическую речь, познавательный интерес к истории развития техники; воспитывать взаимоуважение друг к другу, умению выслушивать своего одноклассника.
Оборудование: досточки с мелком для математического диктанта, экран, компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
2. Актуализация знаний.
– Приготовились! Математический диктант (работа на досточках)
а) Скорость первого поезда 70 км/ч, скорость второго 80 км/ч .
Они начали движение одновременно навстречу друг другу. Найдите скорость сближения.
(80 + 70=150км/ч) -Е
б) Из города А одновременно в противоположных направлениях начали движение два автобуса. Чему равна скорость удаления, если скорость первого 65 км/ч, а второго 70 км/ч?
(65 + 70= 135км/ч) – Ж
в) Скорость светового луча 300 000 км/сек. Какое расстояние он преодолеет через 3 секунды ?
(900 000 км) – Е
г) Военный самолет Як-42 без дозаправки может пролететь
2000 км. Это составляет лишь 1/4 часть дальности перелета грузового самолета «Руслан». Сколько км может пролететь самолет «Руслан» без дозаправки?
(2000 : 1 4=8000 км) – И
д) Машина едет со скоростью 150 км/ч. Чему равна скорость теплохода, если она составляет лишь 2/5 скорости машины?
(150 : 5 2= 60 км/ч) – И
е) Самолет пролетел 240 км, что составляет 12 % всего пути. Чему равен весь путь самолета ?
(240 :12 100= 2000км) – Н
ж) С пристани вышел теплоход со скоростью 56 км/ч, через некоторое время в этом же направлении вышел второй теплоход со скоростью 69 км/ч. О каком виде движения идет речь? (движение вдогонку) Чему равна скорость сближения?
(69– 56=13км/ч) – В
з) За 2 часа военный истребитель пролетает 1800 км. За какое время он пролетит расстояние в 2700км, если скорость будет прежней?
(2700 : (1800 : 2)= 3 ч)– Д
– Внимание на доску!
– Расставьте полученные результаты в порядке возрастания.
– Какое слово вы получили?
ДВИЖЕНИЕ (3 13 60 135 150 2000 8000 900000)
Приложение 1, 1 слайд
– Какое число здесь может быть лишним? Ответ обоснуйте.(3, т.к. оно однозначное)
– На какое две группы можно разделить данные числа? (круглые – некруглые, однозначные – многозначные, делятся на 5 – не делятся на 5)
3. Сообщение темы и цели урока
– С какими видами задач мы сегодня встретимся на уроке? (Задачи на движение)
4.Работа по теме урока
– Движение – это жизнь!
– Движение – это путешествие!
– Сегодня мы совершим путешествие, которое будет не только увлекательным, но и познавательным.
– Ну что ж в путь!
2 слайд (1)
– На каком виде транспорта мы двинемся в путь, если его скорость перемещения 80 – 120 км/ч? (автомобильном)
2 слайд (2)
– Верно на автомобильном. Читаем внимательно задачу.
Из двух городов, расстояние между которыми 1230 км, одновременно навстречу друг другу вышли два автомобиля. Скорость первой машины 85 км/ч, а скорость второй машины 120 км/ч . Какое расстояние было между ними через 4 часа после начала движения?
– О каком виде движения идет речь в задаче? (встречное)
– Говорится ли в задаче о встрече машин? (нет)
Решение задачи около доски с объяснением.
– Сделав изменения на схеме, я изменила условие задачи.
– Составьте задачу по новой схеме.
Запись решения задачи с пояснением.
(1230 : (85+120)=6ч)
– Речь шла о современных автомобилях, а известно ли вам кто первым изобрел автомобиль?
3 слайд
Первый автомобиль был изобретен в 1885 году сразу двумя немецкими инженерами ГОТЛИБУ ДАЙМЛЕРОМ и КАРЛОМ БЕНЦОМ. Он независимо друг от друга построили «самодвижущиеся повозки». В среднем скорость их могла достигать 5-7 км/ч.
4 слайд (1)
– На каком транспорте мы продолжим путешествие. Его скорость в среднем достигает 70-200 км/ч.
– Правильно на железнодорожном.
4 слайд (2)
С двух станций, расстояние между которыми 5400 км, навстречу друг другу вышли два поезда. Через сколько часов они встретятся, если скорость первого поезда 90 км/ч, а второго 110 км/ч ?
5 слайд (1)
– Рассмотрите варианты краткой записи и выберите верную. Ответ обоснуйте. Задача читается второй раз.(1 – неверна, т.к. движение в противоположную сторону, 3 – движение с отставанием, тоже неверна, они никогда не встретятся)
– Посмотрим правильный ответ.
5 слайд (2,3)
Решение задачи у доски с объяснением.
– Что будем находить первым действием? (скорость сближения) Вторым? (время)
(5400 : (90+110)= 27 ч)
– А кто знает, где была построена первая в России железная дорога, которой могли пользоваться пассажиры?
6 слайд
В 1836-1838 годах была построена Царскосельская ж/д общего пользования в 27 км, которая соединяла Петербург с Царским Селом и Павловском. Средняя скорость на ней достигала 13-20 км/ч.
Развитие ж/д не стоит на месте. Сейчас средняя скорость на ней не превышает 110-120 км/ч. Деловая же поездка, как считают врачи, не должна длиться более 2 часов, иначе работоспособность человека резко снижается. Был изобретён более скоростной ж/д транспорт.
– Догадались, о чём идет речь?
7 слайд
Это поезда на «магнитных подушках», изобретенные ещё в 80-х годах 20 века.
Изобретение принадлежит немецкому инженеру ГЕРМАНУ КЕМПЕРУ. Скорость таких поездов может достигать 500км/ч. Сегодня нет проблем, мешающих начать массовое строительство магистралей для таких поездов – этому препятствуют экономические проблемы.
У нас сообщением Москва – Санкт– Петербург ходит скоростная электричка «Экспресс», которая достигает скорости 350 км/ч.
8 слайд (1)
– На каком виде транспорта продолжим путешествие, если его средняя скорость 80-3500 км/ч?
– Верно, на воздушном.
8 слайд (2)
– На фотографии представлен самолет БЭ – 200, который собирают у нас, в Иркутске!
Скорость более 1200 км/ч считается сверхзвуковой, в основном её используют военные самолеты.
– Кроме самолетов, к воздушному транспорту относятся?….
(вертолёты, экраноплан, дирижабль, аэропланы, воздушные шары и т.д.)
– Кто изобрел первый самолет?
9 слайд
Официально в мире признанными изобретателями 1-го самолета являются американцы, братья РАЙТ. В 1903 году 17 декабря их самолет поднялся в небо и расстояние в 260 метров он преодолел за 59 сек. Тогда его скорость могла быть равна примерно … 260 м/сек.
– Вернемся в 21 век. Внимательно прочитайте задачу.
10 слайд
– Есть вопросы по решению задачи? Решите самостоятельно.
(3100 : (750 + 750+50)= 2ч)
– Выполните взаимопроверку.
-Наше путешествие продолжается!
– Человеческая мысль не стояла на месте! Человек всегда желал двигаться быстрее и быстрее, достичь других галактик! И вот был создан мощный двигатель, который мог развить скорость …
11 слайд (1)
8 км/ч. Сейчас пойдет речь о…(космическом транспорте).
11 слайд (2)
8КМ/С – ЭТО ПЕРВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ, чтобы только оторваться от Земли.
11 слайд (3)
Россия здесь впереди всех. В 1957 году, тогда ещё Советский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли.
– Слушайте внимательно задачу.
Чтобы стать спутником Земли, космический корабль должен двигаться со скоростью 8км/ч, а чтобы улететь в другие галактики, его скорость должна увеличиться примерно в 2 раза. Сколько времени потребуется космическому кораблю, чтобы преодолеть расстояние от Земли до Солнца, равное 149 600 000 км?
Решение задачи у доски с объяснением.
– Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
– Почему? (неизвестна вторая скорость)
– Чему она равна?
– Зная вторую скорость, можем ответить на вопрос задачи?
– Как найти время?
(149 600 000 : (8 2)=9 350 000 сек)
12 слайд
– Началом межпланетных путешествий стало появление, вернее продвижение первого человека по Луне. Им стал американский астронавт НЕЙЛ АМСТРОНГ, он первым ступил на поверхность другой планеты, т.е. Луны 21 июля 1969 года.
13 слайд
В космосе появились даже «дома». Это межкосмические станции, одной из первых была российская орбитальная станция «Мир». Сейчас существуют международные космические станции. В их разработках принимают участие Россия, США, Канада, Япония и другие страны. Средняя продолжительность её работы 15 лет.
14 слайд
– Мы достигли больших высот, пора и приземлиться! Вам понравилось наше путешествие?
– Что нужно знать, чтобы решать задачи на движение? (формулы)
Самостоятельная работа
– А чтобы проверить на сколько хорошо вы научились решать такие задачи, предлагаю вам самостоятельно проверить свои знания. Вам 3 минуты! Время пошло! (предлагаются карточки разных уровней)
5. Итог урока.
– Что вам особенно запомнилось?
– Что нового узнали
– Оцените свою работу на уроке. (Карточки 3 цветов: зеленый – отлично, все понятно; желтый – хорошо, но у меня были проблемы; красный – на уроке мне не понравилось, я собой не доволен)
6. Домашнее задание.
– Продумать свою задачу на встречное движение, составить схему и решить её.
Использованная литература:
- Ликум А.