Интеллектуально-познавательная игра "Символы России"

Разделы: Начальная школа


Цель: сплочение коллектива детей и родителей, в ходе интеллектуально – познавательной игры «Символы России».

Задачи:

  • способствовать популяризации государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации и своего края;
  • способствовать социализации школьников и родителей;
  • развивать умение работать в группе, находить общий язык между взрослыми и детьми;
  • воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к родной стране, её истории;
  • способствовать сплочению семьи и семей, достойно принимать поражения и победы.

Основные этапы:

Подготовительный. На параллели 4 класса, в каждом выбирается команда, состоящая из 4 взрослых и 4 детей.

  • Каждая команда заранее придумывает название команды, девиз и эмблему. Выбирает капитана.
  • Приглашение 3 человек для независимого жюри.

Основной. Интеллектуально-познавательная игра

Итоговый. Награждение победителей и участников игры

Раздаточный материал:

1. Карточки с изображением гербов Словении, Чешской Республики, Российской Федерации Сербии и Черногории

2. Карточки со словами, записанными по отдельности Родина, Столица, Герб, Россия

3. Ленточки для каждой команды (по 3штуки) белая, синяя, красная

4. Карточки со словами, записанными по отдельности 12 июня, 12 декабря, 22 августа, 4 ноября

5. 4 карточки с гербами

6. 4 конверта с разрезными словами.

Ход игры

Заранее подготовить зал: украсить шарами, лентами, оформить стенд «Символы России», подготовить столы – 4 шт. для команд, дополнительный для конкурса капитанов и стол для жюри.

1. Организационный момент.

Команды занимают места в зале, вокруг определённого стола. Зрители занимают места для болельщиков. В зале звучит музыка и песни о Родине, России, Отечестве.

2. Мини-концерт (10–15 мин)

Ведущий: Спасибо нашим исполнителям! Итак, мы начинаем!

Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – символы: герб, флаг, гимн. Это триединство начинает складываться в XIX веке. Однако это совсем не означает, что гербы или флаги государств не существовали ранее.

В новое тысячелетие Россия вступила с обновленной государственной символикой, но с историческими традициями. Музыка советского гимна, императорский флаг, двуглавый орел московских царей.

Наша сегодняшняя интеллектуально – познавательная игра посвящена символам нашей Отчизны. Команды состоящие из родителей и детей покажут нам свои знания в этой области, а также умение работать друг с другом.

Оценивать ваши ответы будет наше уважаемое жюри (представление жюри).

Ведущий: Ну, а теперь разрешите объявить наш первый конкурс – “Конкурс приветствия”. (Каждой команде даётся слово для приветствия) 2 – 3 мин.

Ведущий: Отлично! Теперь мы знаем, как называется каждая команда. Прошу болельщиков поддержать команды аплодисментами! Сейчас вы должны быть очень внимательными, так как объявляется второй конкурс – “Разминка”. Каждой группе будет задано по 2 вопроса, на которые команда должна дать точные ответы, если ответа не будет, то этот вопрос переходит к другой команде. Балл зачитывается той группе, которая даст правильный ответ.

Внимание, вопросы:

1.Что такое символ? Какие символы страны вы знаете? (Условный знак, обозначение. Герб, флаг, гимн.)

2. Что такое герб? Где мы можем увидеть изображение герба? (Эмблема государства. На монетах, печатях, официальных документах.)

3. Что такое флаг? Где мы можем увидеть флаг? (Прикрепленное к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов. На кораблях, правительственных зданиях.)

4. Что такое гимн? Когда он исполняется? (Торжественная или хвалебная песня. На торжественных встречах, соревнованиях, встречах официальных лиц.)

5.Как выглядит современный герб России? (на красном фоне золотой, жёлтый двуглавый орел с гербом Москвы. Можно учесть дополнения.)

6. Как выглядит современный флаг России? (Белый – верхний, синий – средний, красный – нижний. Можно учесть дополнения.)

7.Кто написал слова и музыку современного гимна? (С В. Михалков и А. В. Александров.)

8.Какие названия имеет наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Ведущий: Молодцы команды, вы отлично справились с заданием. А сейчас третий конкурс – “Конкурс капитанов”. Капитаны выходят вперед, занимают места за отдельным столом, каждому выдаётся ручка и листочек со словом ГОСУДАРСТВО. Задание за одну минуту составить как можно больше слов из этого слова. Листочки сдаются жюри на проверку. В это время командам можно дать конкурс по очереди назвать как можно больше пословиц или поговорок о Родине, родной стороне или родном крае.

Четвёртый конкурс. Ведущий: Я вам предлагаю конкурс :“Найди среди гербов разных стран герб России”.

Предлагаются карточки с изображением гербов

Словения Чешская Республика Российская Федерация Сербия и Черногория

Команда должна выбрать карточку с изображением герба России. Побеждает та группа, которая быстрее и верно справляется с заданием. Дополнительные баллы можно заработать, назвав знакомые гербы.

Пятый конкурс

Ведущий: А сейчас мы поиграем в очень интересную игру “Пойми меня”. Каждой команде я дам слово, вы должны будете дать только его определение, не называя само слово. Команда соперница должна назвать это слово.

  • Родина
  • Столица
  • Герб
  • Россия

(Оценивается правильность выполнения)

Шестой конкурс “Собери свой флаг”.

Ведущий: У каждой группы на столе лежат ленточки разных цветов. Вам нужно из них собрать правильно флаг России. (Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справляется с заданием).

Ведущий: следующий Седьмой конкурс «Назови событие» каждому капитану нужно выбрать карточку, на которой записана определённая дата, команда должна назвать, что она обозначает:

  • 12 июня (День России)
  • 12 декабря (День Конституции РФ)
  • 22 августа (День российского флага)
  • 4 ноября (День народного единства)

Ведущий: восьмой конкурс «Наш край» вам даны конверты, в которых есть изображения гербов России, Архангельской области и Пинежского района, с обратной стороны подпишите, кому он принадлежит и что символизируют предметы на гербах. Сдайте жюри для проверки.

1 2 3

Пинежский район – на серо – белом фоне 2 деревянных избы, щепная птица и зелёное обозначение леса сверху и воды внизу.

Российская Федерация

Архангельская область – на желтом, золотом фоне архангел Михаил в голубых одеждах, убивающий змея.

Во время работы команд, болельщики могут заработать дополнительные очки для своей команды, отвечал на вопросы викторины:

1. Назовите вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю гербов, правила их построения и использования? Геральдика.

2. Назовите составные части герба? Щит и внешняя часть.

3. Что было изображено на печати Ивана III? Двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия.

4. Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под щитом? Девиз.

5. Опишите современный герб России? Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

6. Назовите имя художника, выполнившего современный рисунок герба? Е.И.Ухналев.

7. Что символизирует двуглавый орел на нашем гербе сегодня? Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей современной России.

8. Опишите флаг Российской Федерации? Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

9. Как назывались знамена в Древней Руси? Стяги.

10. Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации? 22 августа.

11. Что такое хоругви? Церковное знамя, на котором обычно помещают изображения Христа, Богородицы, святых, креста, а также тексты Священного Писания и молитвы.

12. Слово гимн греческого происхождения. Что оно означает? Торжественная, хвалебная песнь

13. Как назывался гимн России до 1917 года? «Боже, царя храни»

14. Во время, каких событий был принят новый гимн СССР? Великая Отечественная война

15. Кто написал музыку и слова современного гимна? Слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова.

16. Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна? Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Жюри присуждает командам дополнительные баллы.

Ведущий: Итак, сейчас последний восьмой конкурс: «Составь слово» на ваших столах лежат буквы, из них нужно собрать слово и выложить его на столе. Задание на скорость и правильность.

Каждой команде даются разные слова. РОДИНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА.

Ведущий: закончился последний конкурс. Все молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями.

Пока жюри подводит итоги, предлагаю послушать песню «Моя Родина» в исполнении девочек.

Сейчас слово предоставляется нашему независимому жюри. Жюри объявляет результаты игры. Награждаются победители и участники медалями книгами о России и родном крае.

Наша интеллектуально – познавательная игра «Символы России» подходит к концу.

Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Мне хотелось бы закончить её такими прекрасными словами пословицы: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

Звучит гимн России, все слушают стоя. Игра заканчивается.

Используемая литература

  1. Гаджиева Е. А. Картинный словарь на русском, английском, немецком языках: Учеб. пособие для 1 -5 кл./ под ред. Л. И. Уваровой.– СПб.: ООО ОИЦ «Академия – Северо – Запад», 2011.-136с.
  2. Герасимова В. А. классный час играючи. Выпуск 5. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 64с.
  3. Изучаем свои права. 1 -4 классы: внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.-127с.
  4. Леонтьева Н. Славные символы России// Начальная школа. Методический журнал для учителей начальной школы.-2012.-№17
  5. Шафнитциль, Лиоба и Шурдель, Гарри. Флаги и знамёна/пер. с нем. Деркунской С. И.-М.: ООО «Издательство Мир книги», 2008.-48с.