Урок русского языка по теме "Имя числительное". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1. Познавательные:

  • создание условий для формирования представлений об имени числительном как части речи;
  • формирование умений распознавать числительные среди других частей речи и правильно их писать;
  • ввести понятия «количественные» и «качественные» числительные.

2. Развивающие:

  • развитие устойчивого внимания, логического мышления, устной и письменной речи;
  • обогащение словаря.

3. Воспитательные:

  • создание условий для воспитания коммуникативных навыков учебного труда;
  • умение работать самостоятельно, в парах.

4. Валеологическая: создание условий, способствующих укреплению здоровья.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • карточки («Найди пару», «Собери пословицы»);
  • памятка «Имя числительное».

Ход урока

I. Мобилизующий этап урока.

(Приложение. Слайд)

- Доброе утро, ребята! Доброе утро, гости!

С хорошим настроением приглашаю вас на урок русского языка.

«Отправляемся мы снова
В мир родного языка.
Вы разгадывать готовы
Его тайны до звонка?»

II. Мотивационный этап. Формирование темы и цели урока.

(Приложение. Слайд)

- Сегодня профессор Граммотей приглашает вас в научно-исследовательский институт «Грамматика».

- Кто знает, что такое научно-исследовательский институт? (Высказывания детей.)

«НИИ – это учреждения, созданные специально для организации и проведения научных исследований, разработок, открытий».

- Что можно исследовать в НИИ «Грамматика? Какое сделать открытие?» (Высказывания детей.)

- А вы хотите сделать сегодня открытие?

- Тогда отправляемся с профессором Граммотеем в одну из его лабораторий.

(Приложение. Слайд)

- Что вы видите? (3 книги, слова.)

- Ваши мысли? (Высказывания детей.)

- Давайте распределим эти слова в три книги: сущ., прил., глаг.

  • Весна, пришла, свежий, восемь, журчит, шестой.

(Учащиеся выполняют работу в парах на карточках, соединяют слова с нужной группой.)

- Какие слова лишние? Почему? (Восемь, шестой. Эти слова обозначают числа.)

- Что объединяет три группы (сущ., прил., глаг.)? (Это части речи.)

- Значит, оставшиеся слова тоже являются какой-то частью речи?

- Где вы можете встретить эти слова? (Высказывания детей.)

- Правильно, эти слова связаны с числами и в науке получили название…

- Кто знает какое? (Числительное.)

- Молодцы! Вы сделали первое открытие. Это и будет тема нашего урока: «Имя числительное».

(Приложение. Слайд)

  • Что такое имя числительное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какие бывают числительные?

- Профессор говорит:

«Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты с числительным будь дружен!»

- А чтобы с числительным подружиться, чтобы вы хотели узнать о нём?

III. Репродуктивно-поисковый этап урока.

(Приложение. Слайд)

- Чтобы ответить на все эти вопросы, отправимся в следующую лабораторию исследовать числительные: восемь и шестой.

- Что можете сказать о числительном «восемь»? (Числительное «восемь» отвечает на вопрос «сколько?» и обозначает количество предметов.)

- Приведите примеры таких числительных.

- Как их можно назвать? (Количественные числительные.)

- Где можно использовать количественные числительные? (Высказывания детей.)

- А теперь исследуем числительное «шестой». (Числительное «шестой» отвечает на вопрос какой и обозначает порядок при счёте количественные числительные.)

- Приведите примеры.

- Как можно назвать такие числительные? (Количественные числительные.)
(Составилась схема-памятка о числительном.)

- Молодцы! Вы сделали ещё одно открытие. Но верно ли мы вывели правило, проверим по учебнику на с. 105-106.

IV. Валеологическая пауза.

(Приложение. Слайд)

- Профессор предлагает вам немного отдохнуть.

«Хлопните в ладошки»

Условие. Когда прозвучит имя числительное – хлопните в ладошки:

Арифметика еды.

Я на завтрак съел батон
Весом в двадцать с лишним тонн.
Один центнер сахара-песка,
Двести ведер молока,
Одну тонну пустяков:
Масла, сыру, колобков,
Зраз, азу, и шашлыков.
Съел цистерну щей в обед,
Больше тысячи котлет,
Больше тысячи бифштексов.
Ужин был куда скромней:
Полвагона овощей,
Грузовик блинов и сушек,
Два вагона вкусных сушек,
Три – различных пустяков:
Сдоб, оладий, пирожков.
Завтрак, ужин и обед
Продолжался сорок лет.

V. Закрепление знаний.

(Приложение. Слайд)

- Наши научные знания необходимо применить на практике. Отправляемся в следующую лабораторию.

Упражнение 1.

- Что можете сказать? (Это шары.)

- Задание: лопнуть шар и определить какое это числительное: количественное или порядковое.

  • Пятак, пятый, два, утроить, седьмой, двойник, три пятых.

(Дети по одному выходят и выполняют задание.)

  • Утроить – глагол, увеличить в три раза.
  • Двойник – сущ., человек, имеющий полное сходство с другим.
  • Пятак – сущ., монета в 5 копеек, рублей.

- Что помогло правильно выполнить задание? (Вопросы.)

Упражнение 2.

- А в этой лаборатории Профессор Граммотей приготовил для вас задание – работа по группам.

(Ученики работают по группам.)

*Учебник с. 106, упр. 496. Списать два предложения, найти числительные и подписать.

  • «Был девятый час утра. Звонок прозвенел два раза.»

Карточки. Списать два предложения, заменяя цифры словами. Подписать числительные.

1) «(5) колесо в телеге.

2) Они жили в ветхой землянке
Ровно (30) лет и (3) года».

- Составьте два количественных и порядковых числительных, используя предметы и количество предметов в классе.

(Приложение. Слайд)

- Проверяем.

Группа.

«Был девятый час утра. Звонок прозвенел два раза.» (Девятый – порядковое числительное. Два – количественное числительное.)

(Приложение. Слайд)

Группа.

1) «Пятое колесо в телеге.» (Пятое – порядковое числительное.)

- Что это? (Пословица.)

- Как понимаете? («Лишний, ненужный в каком-либо деле человек».)

2) «Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года».

- Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин.)

- Как называется произведение? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

(Приложение. Слайд)

- Чему учились? (Находить числительные, заменять число словами, определять какое это числительное, самостоятельно составлять предложения с числительными.)

Упражнение 3.

- Отправляемся с профессором Граммотеем в лабораторию «Магия числа».

- Что такое магия? (Чародейство, волшебство, чудодейственные обряды.)

(Приложение. Слайд)

- У каждого народа есть свои магические числа. Как вы считаете, есть ли у нас магические числа? (Высказывания детей.)

(Приложение. Слайд)

- О каком числе поговорим? (Число 3.)

- Где часто встречается это число? (В сказках.)

- Назовите сказки или сказочных героев, где встречается число 3. (3 девицы, 3 богатыря, 3 поросёнка, 3 медведя, 33 богатыря, тройка лошадей, троекратные повторы в сказках и т.д.)

(Приложение. Слайд)

- Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка.

- А где она часто употребляется, узнаете, отгадав слово. (Пословица.)

- Работаем по карточкам. Соедини начало пословицы с окончанием. (Работают по карточкам индивидуально.)

(Приложение. Слайд)

- Проверяем.

  • Лук от семи недуг.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Семь раз отмерь. Один раз отрежь.
  • Семь чудес света.

- Как понимаете? (Дети объясняют значение пословиц.)

- Большим почётом в древности была окружена семёрка. Когда-то семёрка была предельным числом, обозначала – «ВСЁ». Её считали магическим числом. Одним из объяснений считалось, что человек воспринимает мир (звуки, свет, запахи, вкус) через семь отверстий в голове: 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Волшебное число семь широко использовалось в сказках, древних мифах. «Семь» символизирует тайну. Люди с числом имени 7, становятся лидерами, занимают высокое положение в обществе.

- Оказывается, числительные встречаются не только в математике, но и в сказках, пословицах, загадках, считалках.

Упражнение 4.

(Приложение. Слайд)

- В этой лаборатории профессор приготовил РЕБУСЫ с числами. Составьте. (Дети по одному выходят и составляют.)

Смор . на   3
По . л   100
Элек . к   40
Вит . на   2
Пи . лет   5
. янка    
. а    

- Что помогает вам находить числительные? (Вопросы, их значение.)

VI. Домашнее задание.

(Приложение. Слайд)

- Задание на выбор.

  1. С. 106. упр.495, списать, найти числительные, подписать.
  2. Найти 5 пословиц (загадок, считалок) с числительными, подписать.
  3. Сочинить сказку о числительном или о числе.

VII. Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Мы сейчас начнём рассказ,
Как урок прошел у нас.

(Приложение. Слайд)

- Мы побывали в НИИ «Грамматика». Вы делали научные открытия, были исследователями. (Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.)

- Какую тему исследовали?

- Какие цели ставили перед собой?

- Удалось ли нам достичь этих целей?

- Что узнали?

- Что было интересным?

- Профессор Граммотей доволен вашей работой и даёт вам такой наказ:

«В стране родного языка
Много правил и тайн.
Будь настойчив, мой друг,
И всё узнавай!»

(Приложение. Слайд)