Программа профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди учащихся МКОУ "Малоатлымская СОШ"

Разделы: Внеклассная работа


“За три квартала этого года на территории Югры было выявлено 953 преступления в сфере оборота наркотиков, возбуждено более тысячи уголовных дел. Из оборота изъято более 70 килограммов наркотических и психотропных средств, в том числе 6 кг героина, 18 кг гашиша и 23 кг синтетических наркотиков. На сегодняшний день наркоситуация в Югре остаётся сложной”. (Отрывок из статьи “От насвая до героина” из номера: АиФ-Югра№ 42)

(Психоактивные вещества (ПАВ) – любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Эти изменения могут носить как положительный характер, так и отрицательный).

Актуальность проблемы профилактики употребления ПАВ очевидна для нашего округа и школа не должна остаться безучастной. Профилактическая работа по данному направлению должна обязательно присутствовать в воспитательной работе школы.

Как известно, характер человека закладывается в дошкольном и младшем школьном возрасте. И именно в этом возрасте особенно важно оказать правильное воздействие на ребенка. Правила, которые он впитывает в период с 5 до 9 лет становятся для него наиболее важными на всю оставшуюся жизнь. Заставить человека отказаться от этих правил просто невозможно. Даже внести незначительные коррективы очень проблематично. Поэтому профилактика наркомании в школе должна захватывать в первую очередь эти годы. Бесполезно рассказывать подросткам 14-17 лет об опасности наркотиков. Если основные постулаты не были внедрены в сознание ребенка вовремя, такие лекции возымеют очень слабый эффект.

Семья имеет большое значение в жизни каждого человека. Важнейшим моментом является пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что профилактика может уберечь их ребенка от наркомании. Совместная работа школы и семьи является одним из основных направлений в профилактике наркомании у школьников и формирование антинаркотического мировоззрения. Известно, что проблему легче предупредить, нежели лечить. Так и с наркоманией. Своевременная работа по предупреждению этого опасного заболевания позволяет резко снизить уровень зависимых людей среди подростков.

Паспорт программы

Наименование документа Программа профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди учащихся МКОУ “Малоатлымская СОШ” (Приложение 1)
Цель программы Основной целью программы является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Задачи программы
  • разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках воспитательной системы;
  • развивать у детей понимание опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
  • формировать у подростков позитивное отношение к себе
  • и ответственность за свое поведение;
  • определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;
  • выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде.
Ожидаемые результаты
  • сформировать у детей понимание опасности и вреда наркотиков;
  • сформировать у подростков позитивное отношение к себе и ответственность за свое поведение;
  • сформировать ответственность у родителей за жизнь и здоровье детей.
Сроки реализации В течение учебного года
Источники финансирования программы Бюджет образовательного учреждения
Система организации и контроля за исполнением программы Администрация образовательного учреждения

Концептуальные основы программы

1.1. Цель программы

Основной целью программы является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

1.2. Задачи программы:

  1. определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;
  2. выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде.
  3. разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках воспитательной системы;
  4. развивать у детей, понимание опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств, для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

формировать у подростков позитивное отношение к себе и ответственность за свое поведение;

1.3. Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. сформировать у детей понимание опасности и вреда наркотиков;
  2. сформировать у подростков позитивное отношение к себе и ответственность за свое поведение;
  3. сформировать ответственность у родителей за жизнь и здоровье детей.

1.4. Основные принципы программы.

  1. Комплексность или согласованное взаимодействие специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
  2. Дифференцированность. Дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом их возраста детей и степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
  3. Аксиологичность. Формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
  4. Многоаспектность. Сочетание различных направлений профилактической работы:
  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
  1. Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
  2. Преемственность. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
  • согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
  • анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
  1. Непрерывность. Профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования и контролю со стороны родителей.
  2. Систематичность. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

III. Механизм реализации Программы

3.1. Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в течение учебного года.

Организационный период – август. В данный период формируется необходимая документация и устанавливаются связи между субъектами программы для ее успешной реализации.

Основной период – сентябрь – июль. Период реализации программы.

Итоговый период – август (следующего года). Анализ и подведение итогов программы.

3.2. Условия реализации

3.2.1. Кадровое обеспечение

Должность Количество штатных единиц Квалификация Функциональные обязанности
Зам.директора по ВР 1 1
  • следит за состоянием выполнения программы;
  • проводит диагностику и анализ работы субъектов программы;
  • осуществляет связь с медицинским учреждением.
Учителя биологии, ОБЖ, физической культуры 3 2
  • планируют и организуют этапы выполнения программы;
  • ведут необходимую документацию;
  • участвуют в организации родительских собраний;
  • проводят уроки по теме программы.
Методист 1 Высшая
  • оказывает методическую помощь и содействие в организации и реализации программы;
  • организует учительское взаимодействие в рамках программы
Библиотекарь 1 2 Осуществляет необходимую поддержку информационного обеспечения.
Классные руководители 10
  • планирование и организация учебно – воспитательного процесса;
  • проведение классных часов, бесед, занятий по профилактическим мероприятиям;
  • подготовка и проведение внеклассных мероприятий по данному направлению;
  • проведение родительских собраний по профилактике употребления ПАВ;
  • координация воспитательной работы и деятельности учащихся.
  • привлечение родителей к организации работы по данному направлению (использование возможностей).