Цели:
Образовательные:
- Расширить объем знаний по устному народному творчеству.
- Познакомить с новым жанром – северные игры.
- Продолжить формирование научных представлений о происхождении фольклора в процессе трудовой деятельности человека.
- Совершенствование навыков выразительной речи
- Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
- Развивать монологическую речь.
- Развивать умение работать в группе.
- Продолжить работу по развитию творческих способностей детей.
Воспитательные:
- Формировать у учащихся русский национальный духовный характер.
- Способствовать сплочению классного коллектива.
- Формировать у учащихся нравственные качества личности.
Тип урока: урок – игра из цикла «Морянка». Раздел «Вырастешь большой, будешь хороший и баской».
Педагогические технологии: дифференциация, групповые технологии, проблемно-поисковые технологии, технология педагогической поддержки ребенка, технология «Активные методы обучения», информационные технологии, технологии личностно – ориентированного образования, игровые технологии.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран (урок сопровождается презентацией), оформление доски северными рушниками, русские северные костюмы для детей и учителя, самовар и каравай для гостей. Различные виды кукол, сделанные своими руками.
Форма деятельности учащихся: слушание, чтение, разбор и анализ текстов, исполнительская деятельность, самостоятельная и творческая работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приложение 4, слайд 1
(Дети заходят в класс после звонка)
У. Что-то, доченька, не идут твои подружки к нам на вечерку.
(Стук в дверь входят девочки)
Д. Мы пришли скуку разогнать,
Повеселиться, поиграть.
Вместе с вами хороводы, песенки попеть,
На забавы, да на игры посмотреть.
У. Проходите гости, проходите.
Глаз своих не отводите.
(Следом за ними идут мальчики)
М. Расступись честной, народ,
Не пыли дорожка.
Добры молодцы идут –
Погулять немножко.
У. Милости просим!
Все ли гости уселись?
Всем ли места хватило?
(Выходит дочка с караваем)
Дочка.
Мир, вам гости дорогие,
Вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
А вышивала этот рушник моя пра-прабабушка и теперь наша семья бережет его. Слайд 2
У. Сегодня собрались мы с вами на урок-игру «Вырастешь большой – будешь хороший и баской».
– А что значит слово « баской» вы еще не забыли?
– Вижу не с пустыми руками вы пришли сюда.
– Что же это у вас?
2. Проверка домашнего задания.
Дети, используя картинную схему в тетради «Морянка» стр. 9–11 делали куклу закрутку.
– Поднимите свою куклу и покажите ее друзьям. Какие виды кукол вы еще знаете.
– А из чего еще делали в старину на Севере кукол?
– Вспомните почему куклам старались не рисовать лицо?
Д. Хозяйка боялась, что в куклу может вселиться душа, которая принесет вред или горе в дом.
У. Да, этому служит подтверждение сказка« Глиняный парень».
3. Работа над сказкой « Глиняный парень» по хрестоматии о Русском Севере «Морянка» стр.128
У. Многие старые северные сказки дошли до наших дней благодаря собирательницам сказок. Слайд 3
Самыми известными северными сказительницами были Марфа и Павла Крюковы. Намного позднее известность пришла и к пинежанке Л. А. Смоленской.
Знакомство с книгой « Архангельские сказки», где есть сказки нашего Ленского района. Изд. Архангельск ПГУ им. М. В. Ломоносова.
У. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке?
Д. …
Слайд 4
Первоначальное чтение сказки учителем.
– Подтвердились ли ваши предположения?
– С какими русскими народными сказками перекликается сказка «Глиняный парень»?
Д. «Снегурочка», «Колобок», «Семеро козлят»
У. Прочитайте текст и найдите, какие устаревшие слова встретились там
4. Работа со словарями в группах.
У. Найдите в словарях значения этих слов.
Слайд 5
- Скуфья
Слайд 6
- Кужня
Слайд 7
- Кадушечка
- стрету
– Эта сказка выстроена в виде диалога, поэтому давайте почитаем ее по ролям. (Работа в группе)
– Чьи слова мы будем читать?
Д. (автора, бабки, парня, козы) Работа в группах. Проверка 1 группы.
У. Какая из предложенных пословиц больше всего подходит к сказке?
Слайд 8
1. Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
2. Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
3. Выкормил змейку на свою шейку.
5. Знакомство с видами игр.
У. Итак, кукол делали девочкам для игры. В них они играли до 7 лет.
– Чему учились девочки играя в куклы?
Д. Учились быть мамами, учились быту………………..
Мальчики играли щепочками и палочками имитируя охоту, рыбную ловлю .Еще для них делали мячи, которые изготовлялись и назывались по разному.
- Сваренник
- Березовый
- Лоскутный
(Демонстрация мячиков)
Такие игры назывались – сюжетно – игровые. Слайд -9
– А вот в какие игры еще играли дети, сейчас мы узнаем открыв тетрадь «Морянку» стр. 30.
– Прочитайте текст 1.
– Как называются эти игры?
– Для чего они нужны?
– Какое значение имеют подвижные игры? Задание № 2 в тетради
Слайд 10
– А теперь давайте поиграем. Вы сами разобрали северные игры. Покажите как нужно в них играть.
Игра « Олень» и « Солнышко» – дети демонстрируют игру с которой разобрались. Соблюдая правила и используют северную считалку при выборе водящего. А сейчас мы с вами разучим еще одну игру, которая называется
Слайд 11
Северная игра « Перелизы»
Выбирается водящий, который уходит подальше от игроков. Текст ведет игру.
У дедушки Трифона семеро детей,
Семеро детей, все сыновья.
Они не пьют, не едят, друг на друга глядят
И все делают вот так.
Водящий должен догадаться, что делают дети, какую работу они выполняют.
6. Домашнее задание.
Расспроси родных, в какие игры в детстве они играли, какие правила были у этих игр. Разучи эти игры с товарищами ,а после мы дополним с вами папку с северными народными играми, которые я подобрала для вас.
7. Хороводные игры.
У. Но больше всего молодежь любила водить хороводы.
– Как вы думаете можно это назвать игрой? Слайд -12
Они так и назывались – хороводные. Давайте и мы встанем в хоровод. Слайд -13
Исполняется песня « Северный хоровод»
8. Игры-развлечения.
У. А вот на посиделках играли не только в подвижные и хороводные игры, но и пели частушки Слайд -14
– Вот сейчас вам ребята покажут.
Исполнение частушек-задирок. Приложение 2
У. Как вы думаете, почему эти частушки относятся к играм?
Д. Потому что в них ведется игра – перекличка, диалог. Кто пропоет более интересную частушку.
– Такие игры назывались игры – развлечения. К ним относилось и разгадывание загадок.
9. Вывод. Работа по карточкам.
Давайте подведем итог, сделаем вывод.
– Для чего нужны игры и чему они учили и учат детей? Слайд -16
Для этого у вас есть карточки, где нужно вставить слова помощники в нужное место. Приложение 3. Слайд 11
10. Заключение.
У. Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья!
До свиданья! До свиданья!