Роль технологии проектного обучения в формировании и развитии информационной компетентности младшего школьника при обучении информатике

Разделы: Информатика, Начальная школа


Сегодняшний школьник имеет доступ к большому числу источников информации, среди которых школьные учебники занимают далеко не первое место. Как помочь современному обучающемуся не стать заложником огромного объёма количества информации, найти своё место в этом многоликом мире, сохранить своё духовно-нравственное здоровье? Как помочь ему воспринять, обработать и использовать огромные массивы информации? Используя современные образовательные технологии педагог призван способствовать формированию информационной компетентности обучающегося, которая станет основой информационной культуры личности в целом. Информационная компетентность младшего школьника предполагает умение самостоятельно искать, выбирать, анализировать, предоставлять и передавать информацию, используя для этого различные средства: книги, коммуникации, компьютер и т.д.

После изучения научно-методической литературы, опыта работы учителей информатики гимназии №4 г. Курска и школ города, анализа исходного состояния уровня сформированности информационной компетентности у обучающихся, мною было определено направление дальнейшей педагогической, научно-методической деятельности и пути решения такой проблемы, как формирование и развитие информационной компетентности младших школьников.

Для успешного решения поставленной проблемы были определены задачи:

  • определение необходимого минимума информационно-культурных знаний, характеризующего развитие младшего школьника как информационной личности;
  • формирование базовых знаний, умений, навыков; положительной мотивации к учению;
  • создание условий для развития у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и развитию;
  • выявление и развитие творческих способностей учащихся;
  • психологическая адаптация к учебному процессу.

Решить поставленные задачи возможно, используя следующие методы исследования:

  • эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, качественный и количественный анализ учебно-воспитательной и практической деятельности;
  • теоретические: анализ социальной, психологической, философской и педагогической литературы.

Как уже было определено выше, в современных условиях обучения младшим школьникам приходится усваивать, перерабатывать и использовать в своей деятельности огромные массивы информации. В управлении деятельностью своих обучающихся я стараюсь поэтапно формировать посильные умения учащихся по поиску, отбору и использованию информации:

  • на этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.
  • на этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении с взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.
  • на этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).
  • на этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Организация учебной деятельности в начальной школе проходит посредством уроков-поисков, игрового моделирования, поисково-познавательных заданий, практических и лабораторных занятий, особое внимание уделялось технологии проектного обучения. Метод проектов выбран не случайно, так как отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Использование метода проектов позволяет организовать учебный процесс таким образом, что обучающийся оказывается вовлеченным в познавательный цикл, где внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, а внутренний результат - опыт деятельности - станет личным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей обучающихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при выходе за рамки одного школьного предмета.

Обучающиеся начальной школы на уроках информатики и во внеурочной деятельности разрабатывают практико-ориентированные, информационные, творческие мини-проекты, которые рассчитаны на 1-2 урока. В отличие от проектов, требующих больших временных рамок, мини-проект может иметь место при изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно - следственных связей между событиями и явлениями, отработке навыков решения различных задач и т.д.

Со второго класса мы изучаем текстовый редактор MS Word и перед нами встала проблема подбора таких текстов, которые были бы интересны и познавательны, не были бы “скучными” для обучающихся (простое, механическое перепечатывание скучного и непонятного текста не даёт хороших результатов). Выход нашёлся легко: ребятам было предложено набрать текст любимого стихотворения. Так возникла идея создания проекта “У Лукоморья”, цель которого – изучить возможности создания литературной страницы. Дети с удовольствием выполняют такую работу: набирают текст стихотворения, форматируют его, проверяют правописание, оформляют картинки и распечатывают. Как правило, результат превосходит ожидания – стихотворение дети запоминают быстро. Проект оценивается по двум предметам – по информатике за творческое применение знаний и умений по теме “Текстовый редактор MS Word” и по чтению за хороший пересказ.

В третьих классах метод проектов мы используем при изучении тем “Встроенный графический редактор в MS Word”, “Создание красочных заголовков средствами WordArt”, “Копирование текста”, “Создание таблиц в MS Word”, “Создание кроссвордов средствами MS Excel”. Используя встроенный графический редактор и графический редактор Paint, дети создают тематические проекты “Открытка”: поздравительные открытки к Новому году, к весенним праздникам и к окончанию учебного года. Требования к этим проектам мы предъявляем следующие: тема открытки (заголовок) или текст поздравления – объект WordArt, рамка, различные виды автофигур, различные способы заливки объектов, по желанию учащегося – рисунок из коллекции или из другого файла. Из этих работ организуются школьные выставки компьютерного творчества. При выставлении оценки за проект “Открытка” и отборе лучших работ на выставку мы учитываем следующие критерии: общий композиционный стиль открытки, оформление графикой, интересный текст поздравления, интересные идеи и фантазии учащегося.

В результате работы над проектом “Расписание уроков”, “Визитная карточка” изучаются способы создания и форматирования таблиц в текстовом редакторе MS Word. Изучая новый материал, учащиеся повторяют вставку объектов WordArt, рисунков из коллекции или файлов, подготовку документов к печати, распечатывают свои проекты, создавая коллекцию творческих работ.

Более продолжительной является работа над проектом “Составление и разгадывание кроссвордов” (3-4 урока). Дети знакомятся с понятием ячейка, граница ячейки, внесение текста в ячейку в электронных таблицах MS Excel. Сначала учащиеся набирают и разгадывают предложенные нами кроссворды, потом составляют свои кроссворды на тему “Устройство компьютера”, “Информация” и обмениваются ими с одноклассниками. Из этих проектов лучшие также отбираются на выставку “Наше компьютерное творчество”. При выставлении оценки за проект “Кроссворд” и отборе лучших работ на выставку мы учитываем следующие критерии: интересный текст вопросов, сложность вопросов и их количество, разветвлённая структура самого кроссворда, оригинальное цветовое решение и оформление графикой.

Сравнивая работу обучающихся в “режиме упражнений” и в “режиме выполнения проекта”, можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила обучающимся осознать преимущества работы с электронными документами, увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительный (определяются тема и цели, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);
  • информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, проводит консультации, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную самооценку, учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Проектная деятельность способствует формированию у обучающихся ряда коммуникативных умений:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

Важным является накопление опыта оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Значительным, на взгляд учителя, является и приобретаемый опыт дизайнерской работы:

  • правила композиционного построения пространства рисунка, открытки или слайда;
  • правильное сочетание цветов и оттенков;
  • читабельность текста;
  • знание законов перспективы.

Работая на компьютере над проектом, обучающиеся овладевают и техническими умениями:

  • создают свои папки и файлы;
  • осуществляют навигацию по дискам, папкам и файлам;
  • сканируют текст и фотографии;
  • сохраняют рисунки и фотографии, копируют на дискету, передают по локальной сети;
  • распечатывают работы на принтере;
  • осуществляют поиск информации в сети Интернет;
  • работают с электронной почтой;
  • работают с различными видами обучающих программ на электронных носителях.

Во время работы над проектом у детей развивается мышление, умение вычленять существенный признак, главную мысль текста, возможность выделять общий способ действий, перенос общего способа действия на другие учебные задачи

На сегодняшний день в гимназии №4 г.Курска созданы необходимые условия для формирования и развития информационной компетентности младшего школьника:

  • оборудовано два компьютерных класса, работают интернет-классы;
  • для обучающихся начальной школы разработан и апробирован начальный курс “Первые шаги в мире информатики”;
  • создан банк дидактических материалов, демонстрационных обучающих программ;
  • при организации учебной деятельности активно используются современные образовательные технологии;
  • учащиеся активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, фестивалях компьютерных технологий.

Результативность использования моего опыта на уроках информатики, оценивалось по следующим критериям:

  1. уровень качества знаний учащихся по информатике;
  2. уровень сформированности ОУУН.;
  3. уровень информационной компетентности обучающихся;

Использование технологии проектного обучения в течение 2001-2008 годов позволило поднять уровень информационной компетентности младших школьников на качественно новый высокий уровень. Выпускники начальной школы умеют самостоятельно искать, выбирать, анализировать, предоставлять и передавать информацию, используя для этого различные средства: книги, коммуникации, компьютер и т.д. Учащиеся, владея современными компьютерными технологиями, используют основы исследовательской работы, умеют работать как индивидуально, так и в группе на конечный результат, ставить цели и задачи своей деятельности и достигать намеченной цели, анализировать и корректировать свою деятельность, представлять полученный “продукт” своего личного и коллективного труда, легко ориентироваться в море современной информации, перерабатывать и использовать нужную информацию для определённых учебных целей.

Список использованных источников.

  1. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры// Высшее образование в России. – 2000, - № 2. – С.40-42.
  2. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, отбор, конструирование / Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск: НИЦ “Пазори”, 2001. – С.37.
  3. Ястребцова Е.Н., Быховский Я.С. Intel® “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft®): Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.6 Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.- 368 с.