Актуальность
В детском саду новостройки, начинающим работать в режиме развития, встает вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком (Волкова Е. В., 1989), с землей наших предков, с природой. Мы считаем, что именно музейная педагогика, является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является музейно-образовательное пространство, центром которого будет музейно-педагогический комплекс мини-музеев под символическим названием “Содружество”. Музейно-педагогический комплекс “Содружество” будет состоять из мини-музеев с разным смысловым стержнем:
- мини-музей народно-прикладного искусства “Радуга творчества”;
- мини-музей краеведения “Надым – любимый город”;
- мини-музей естественно-научных представлений “Природа”;
- мини-музей нравственного воспитания “Лучший друг”.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции “мини-музеями”. Часть слова “мини” отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
Психологические исследования учёных позволяют увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. Со взрослыми в триаде “взрослый-ребенок-родитель” складываются партнёрские взаимоотношения связанные на доверии и сотрудничестве.
Основные ориентиры проекта
Срок реализации проекта: 3 года (сентябрь 2012 год-сентябрь 2015 год)
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Соучастники проекта: МУ Управление дошкольным образованием; СОШ № 6,9; МУК “Музей истории и археологии г. Надыма”; Филиал “Дом природы”; Филиал “Севергазстрой”; Детская Библиотека; дошкольные образовательные учреждения.
Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи.
Социальная значимость проекта: использование современных инновационных развивающих технологий, которые позволяют превышать государственные образовательные стандарты по всем направлениям деятельности.
Экономическая целесообразность проекта:
- Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
- Становление готовности дошкольников ориентироваться в музейной культуре;
- Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту;
- Расширение взаимодействия с социумом города;
- Пополнение материально-технической базы ДОУ, пополнение методического кабинета литературой и пособиями.
Возможные риски проекта и пути их преодоления:
1. Недостаточное оснащение материально-технической базы музеев экспонатами | 1. Работа с шефами ДОУ. 2. Совместное оснащение с семьями воспитанников. |
2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов. | 1. Направление педагогов и
специалистов на повышение квалификации. 2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов. |
Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить личность дошкольников и подготовить к дальнейшему обучению в школе.
Открытость проекта: предполагает различные социальные контакты.
Проект “Музейно-педагогический комплекс “Содружество”” предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: развитие личности дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении.
Задачи:
- Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
- Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
- Формирование детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности на материале музейной практики.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
- Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Предполагаемые результаты
Для педагогов: Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.
Для воспитанников: Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности; появление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества воспитания и образования дошкольников.
Для родителей: Повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовое обеспечение:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 “Об образовании”;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.07.2010 № 91; СанПиН 2.4.1.2660 – 10;
- Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";
- Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (образовательная область "Музыка");
- Устав МКДОУ "Детский сад “Родничок” общеразвивающего вида.
Информационное обеспечение: трансляция педагогического опыта по данной теме в СМИ города; размещение продуктов реализации проекта на сайте МКДОУ “Детский сад “Родничок”; участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах по данной теме; публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.
Организационное обеспечение: сотрудничество с социумом по совместным планам; анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта; работа по управлению деятельностью участников проекта.
Материально-техническое обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, кабинет педагога-психолога, творческая мастерская, музыкальный зал, спортивный зал, познавательно-игровой зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения и раздевалки, оборудованные с учетом возраста детей. В связи с выше перечисленным есть возможность где, планировать и размещать музейные выставки. Минимально приобретён необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества; предметы, литература, открытки, альбомы по краеведению)
Методическое обеспечение:
МКДОУ “Детский сад "Родничок" реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей. Одной из ведущих задач программы является формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
В методическом кабинете оформлен и систематизирован методический инструментарий, исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса. Подобрана литература по тематике проекта. Изучен и собран материал по теме проекта других дошкольных учреждений.
Характеристика семей воспитанников:
Социологический опрос родителей позволили сделать выводы о социальном статусе семей, уровне образования, общественной активности родителей. 95% воспитанников нашего детского сада из полных семей. Многие родители являются работниками бюджетной сферы, 5 % руководители, 46% служащие; 18% составляют рабочие, 5 % предприниматели, 6% работают вахтовым методом, безработные и домохозяйки составляют 20%, Достаточно высок показатель безработных родителей – 20%, и это семьи, на которые мы обращаем особое внимание. Каждый третий родитель имеет высшее образование, у основной части родителей среднее специальное образование. Практически все воспитанники детского сада проживают в семьях со средней обеспеченностью, малообеспеченных нет. Из наблюдений педагогов следует, что родители заинтересованы в воспитании своих детей. 83% родителей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Однако 17% можно отнести к малоактивным семьям, а это значит, мы должны заинтересовать их, привлечь к совместной деятельности.
Критерии эффективности проекта
- полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
- произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- педагогический опыт интересен коллегам города и области;
- растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта. К деятельности привлечены родители, общественность.
Конечные результаты реализации проекта
- Создание комплексной системы мини-музеев в ДОУ;
- Обобщение и распространение опыта на тему: "Музейно-педагогический комплекс “Содружество";
- повышение компетентности и профессионализма педагогов в музейной культуре;
- качественное изменение условий для личностного развития дошкольников через оснащение материально-технической базы по данному направлению;
- совершенствование системы у всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- участие ДОУ во всероссийских, региональных и городских конкурсах инновационных проектов.
Реализация проекта
Деятельность на первом – подготовительном – этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: сентябрь – декабрь 2012 г.
Задачи: исследовать условия для реализации проекта:
Содержание работы | ||
с педагогами | с детьми | с родителями |
1. Дистанционные курсы повышения
квалификации для педагогов по данной проблеме “Мини-музеи в детском
саду как форма работы с детьми и родителями” Н.А.Рыжова”. 2. Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению. 3. Создание развивающей среды, определение тем и название мини-музеев, разработка их модели, выбор места для размещения, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея 4. Составление перспективного плана мероприятий. 5. Диагностирование. 6.Разработка положения о мини-музее и издание приказа об его организации. 7. Выработка требований к посещению мини-музеев, проведению в них непосредственно-образовательной деятельности. |
1.Разработка перспективного
планирования работы (по всем возрастным группам). 2. Разработка содержания и процедуры диагностического обследования; обследование развития детей по данному направлению работы. |
1.Анкетирование, беседы,
наблюдения, интервьюирование. 2.Изучение литературы, культурологической компетентности родителей. 3. Выявление семейного опыта. 4. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению. 5. Родительское собрание. 6. Работа по сбору экспонатов в музеи по их направленности. |
Ожидаемый результат |
||
1. Пакет диагностических
материалов.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм работы. 3. Планирование системы работы по данной теме. |
Определение уровня знаний детей по
данному направлению работы.
|
1. Информационное просвещение
родителей. 2. Мотивация родителей на активное сотрудничество. 3. Банк данных “Запросы родителей”
|
Деятельность на втором – практическом – этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: январь 2013 г. – декабрь 2014 г.
Задача: реализация проекта по всем направлениям.
Содержание работы | |||
с педагогами | с детьми | с родителями | |
1.Педсовет “Формирование
познавательной активности дошкольников средствами музейной
педагогики и ИКТ. 2.Семинар “Создание мини-музея в ДОУ” Приобщение детей к русскому народному творчеству через мини-музеи. “Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на духовно-нравственное становление личности ребёнка”. 3. Создание проблемной группы по работе по данной тематике. 4. Разработка планов работы каждого музея. 5. Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности в музеях и интеграции музейной культуры в другие образовательные области. 6. Информационный лекторий 7. Проведение тематических бесед. 8. Просмотр видеофильмов. 9. Проведение "Недели музея". 10.Сбор экспонатов. 11. Организация поисково-познавательной деятельности в мини-музеях. 12. Работа по направлениям деятельности музеев:
|
1. Включение работы
музеев в образовательную деятельность, прогулки, беседы, игры,
праздники и развлечения в соответствии с планированием для каждой
возрастной группы. 2. КВН 3. Участи в конкурсах. 4.Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий; коллекционирование вместе с детьми; создание мини-музеев в группах. 5.Просмотр видеороликов. 6. Мероприятия с родителями 7. "Неделя музеев". 8. Выпуск газеты детского сада “Новости музеев” 9.Игры музейного содержания 10.Игры-развлечения “В царстве дымковской игрушки”, “Барыню сударыню принимайте в гости”, “На стойбище у хозяина тайги”, “ Мы летим на воздушном шаре”, “Мода из бабушкиного сундука”. 11.Игры путешествия: “Едем в цирк”, “Путешествие на стойбище”, “Откуда родом бабушкин сундук”. 12.Интеллектуально – творческие игры: “Волшебный кружок”, “Заседание клуба знатоков культуры”; 13.Игры – эстетические содержания. 14. Диагностика и оценка промежуточных результатов проекта. |
1. Совместные с родителями
мероприятия
2. Семинар "Музей в жизни ребенка". 3. Индивидуальные консультации 4. Круглый стол "День музея в семье". 5. Выставка семейных работ. 6. Семейный клуб 7. Оформление информационных стендов в каждой группе. 8. Памятки для родителей. 9. Привлечение к сбору экспонатов. |
|
Выставки:
Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных
материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий,
профессиями. Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине. Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства. Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно– прикладными ремёслами. Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи. Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея. Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация) |
|||
Ожидаемый результат |
|||
1. Повышение уровня компетентности
педагогов в музейной деятельности. 2. Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса. 3. Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме. |
1. Появление интереса у детей к
музейной культуре. 2. Систематизация работы по данной теме. |
1. Повышение музейной
культуры родителей. 2. Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ. 3. Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество. 4. Создание комплексной системы работы по данному направлению. |
Деятельность на третьем – заключительном – этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: январь 2015 г. – сентябрь 2015 г.
Задача: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов,
планирование.
Содержание работы | ||
с педагогами | с детьми | с родителями |
1. Анализ уровня профессиональной
компетентности. 2. Обмен опытом участников проекта. 3. Обобщение опыта работы |
1. Сравнительная диагностика
интегративных качеств
2. Анализ результатов |
1. Анкетирование родителей. 2. Награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта |
Ожидаемый результат | ||
1. Анализ результатов проектной
деятельности. 2. Определение проблем и перспектив. 3. Использование опыта проекта в разных видах деятельности |
1. Повышение качества усвоения знаний
во время непосредственно образовательной деятельности. 2. Появление интереса к музеям; музейной деятельности. |
1. Повышение статуса семейного
воспитания. 2. Готовность родителей к активному сотрудничеству с детским садом |
Литература
- Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.
- Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.
- Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.
- Рыжова Н.А. Деревья – наши друзья. Учебно-методический комплект. – М.: Линка-Пресс. 2009.
- Рыжова Н.А. Экологически проект “Мое дерево”. –М.: Карапуз-дидактика, 2006.
- Рыжова Н.А. Экологический проект “Напиши письмо сове”. – М.: Карапуз-дидактика, 2006.
- Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008.
- Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы (часть вторая)
- Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.
- Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.
- Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.
- Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
- Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.