Тип занятия: углубление и систематизация изученного.
Цели занятия:
- Обучающая: углубить и систематизировать знания о функциональных стилях речи литературного языка.
- Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы
- Воспитывающая: повысить коммуникативную культуру.
Межпредметные связи: психология
Внутрипредметные связи осуществляются на лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом языковых уровнях.
Студент должен:
Знать:
- содержание основных понятий темы;
- классификацию функциональных стилей речи;
- отличительные черты научного, официально-делового, публицистического и разговорного стиля речи, классификацию их жанров
Уметь:
- определять стилистическую и жанровую принадлежность текста.
Дидактическое оснащение:
- Методические разработки для студентов.
- Систематизирующие таблицы.
Ход занятия
1. Организационный момент: преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность группы к занятию.
2. Целеполагание и мотивация учебной деятельности: преподаватель сообщает тему, цели занятия и проводит мотивацию в форме беседы.
Задания и вопросы для беседы:
- Раскройте содержание термина “функциональный стиль речи”.
- Расскажите классификацию функциональных стилей речи.
- Перечислите параметры, по которым происходит различие функциональных стилей речи.
- Расскажите классификацию жанров письменной и устной речи стилей.
- Почему необходимо знать особенности, характерные для того или иного функционального стиля речи? Где могут медицинскому работнику пригодиться знания о функциональных стилях речи?
Углубление и систематизация знаний: студенты самостоятельно выполняют задания, заполняют систематизирующие таблицы, озвучивают результаты работы. Преподаватель консультирует студентов.
Задание № 1.Заполните таблицу № 1, выполняя последовательно предложенные ниже задания.
Таблица № 1
Стиль речи | Задача | Сфера употребления | Функция | Стилевые черты | Жанры |
Научный | |||||
Официально-деловой | |||||
Публицистический | |||||
Разговорный |
Задания к таблице:
1. Какие задачи выполняет научный, официально-деловой, публицистический, разговорный стиль общения? Выберите ответ.
- Передавать знания, объяснять их, обобщать изложенное.
- Инструктировать, давать указания.
- Влиять на поступки людей, убеждать их.
- Делиться мыслями, чувствами.
2. В какой сфере деятельности человека употребляется научный, официально-деловой, публицистический, разговорный стиль речи. Выберите ответ.
- Социально-бытовые отношения.
- Административно-хозяйственные отношения.
- Наука, техника, образование.
- Общественно-политические отношения.
3. Какая функция речи реализуется в научном, официально-деловом, публицистическом, разговорном стиле речи. Выберите ответ.
- Сообщение (объяснение).
- Сообщение (инструктирование).
- Воздействие (убеждение, влияние на мысли и поступки людей).
- Общение.
4. Какие стилевые черты (доминанты) характерны для научного, официально-делового, публицистического, разговорного стиля речи. Выберите ответ.
- Передача максимально обобщенных объективных знаний.
- Непринужденность, эмоциональность.
- Строгость, бесстрастность.
- Страстность, призывность.
5. Какие жанры относятся к научному, официально-деловому, публицистическому, разговорному стилю речи. Выберите ответ.
- Лекция, доклад, научная статья, аннотация, рецензия.
- Заметка, очерк, репортаж, интервью.
- Резюме, заявление, приказ, инструкция.
- Рассказ, разговор, беседа, письмо.
Задание № 2. Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Выберите один из предложенных текстов. Определите его жанр. Сделайте анализ текста по социальным, стилевым и языковым особенностям. Оформите таблицу.
Текст 1.
Спирулина платенсис
Спирулина платенсис - многоклеточная спиральная нитчатая сине-зеленая микроводоросль. Высокая полезность спирулины была признана в 50-х годах прошлого столетия после исследований, проведенных под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Она содержит большое количество белка (65-75%), макро-и микроэлементы, хлорофилл, бета-каротин, каротиноиды, фикоцианин, ПНЖК, в частности омега-3 и омега-6, гамма-линоленовую кислоту.
Гамма-линоленовая кислота в организме служит предшественником простагландинов – биорегуляторов, оказывающих противовоспалительное действие, препятствующих образованию тромбов и являющихся абсолютно необходимыми для развития тканей мозга. Сочетание в спирулине витамина Е и С позволяет осуществить защиту клеток организма, стимулирует иммунную систему организма. Являясь мощным антиоксидантом, бета-каротин предотвращает губительное действие свободных радикалов на клетки организма, улучшает работу иммунной системы организма. Белок спирулины является полноценным высокопитательным веществом, так как содержит все незаменимые, а также заменимые аминокислоты. Спирулина платенсис корректирует общий дефицит металлов, поскольку не нарушает, а оптимизирует баланс макро- и микроэлементов в организме.
Таблица к тексту № 1
Особенности текста | Реализация в данном тексте |
1. Жанр текста 2. Сфера общения текста 3. Задачи общения 4. Функции общения 5. Стилевые черты 6.Языковые средства: 6.1. Морфемные: - иноязычные морфемы. 6.2. Лексические: - термины. 6.3. Морфологические: - прилагательные в составных терминах; - глаголы со значением вневременного действия; - причастия, деепричастия. 6.4. Синтаксические: - составные именные сказуемые; - однородные члены предложения; - обособленные конструкции с причастными и деепричастными оборотами; - уточняющие конструкции. 7. Вывод о стиле текста: |
Текст 2.
Воздержись от слова дурного
Ученые, ныне живущие в разных уголках планеты, независимо друг от друга пришли к одинаковому выводу: преступления чаще всего совершаются в той среде, где больше всего распространено сквернословие. Под “средой” подразумевается семья, город, страна. Новое научное открытие? Нет, конечно. Это современная констатация древнего факта, очередное подтверждение его достоверности. Ведь еще более двух тысяч лет назад Аристотель заметил: “Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков”. Вряд ли для пущей убедительности нужно приводить какие-то примеры, они, к сожалению, сами являются к нам повседневно и повсеместно – на улице, в транспорте, в магазинной очереди, в дешевых фильмах, в пошлых книжонках, чьи авторы (и издатели) убеждены: чем гаже речь, тем точнее она отображает реальность. Чудовищное заблуждение! Словесный мусор становится удобрением, способствующим росту зла. Об этом предупреждал еще Иоанн Златоуст: “Того человека, не удержавшегося от проклятого слова матерного, Ангел хранитель плачется, а диавол радуется”.
Общеизвестно, что мышление человека зависит от того языка, на каком он говорит. Богатство и чистота индивидуального словаря возвышает человека, притягивает к нему всех, кто жаждет приобщиться к удивительным возможностям языка. Мы читаем и перечитываем произведения Пушкина, Толстого, Бунина, Булгакова. Почему? Потому что они привносят в нашу бессмертную мысль и чудодейственное слово; потому что их мысль и слово очищают от скверны.
Владимир Абышкин
Таблица к тексту № 2
Особенности текста | Реализация в данном тексте |
1. Жанр текста 2. Сфера общения текста 3. Задачи общения 4. Функции общения 5. Стилевые черты 6.Языковые средства: 6.1. Морфемные: - пренебрежительные суффиксы. 6.2. Лексические: - разговорные слова; - слова в переносном значении (метафоры). 6.3. Морфологические: - прилагательные-эпитеты; - глаголы в повелительном наклонении. 6.4. Синтаксические: - вводные слова; - риторические восклицания; - побудительные предложения; - вопросно-ответное единство. 7. Вывод о стиле текста |
Текст 3.
Письмо А.С. Пушкина
П.А.Плетневу. Из Царского села в Петербург. 22 июля 1831г.
Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер. Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата: мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать, а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы.
Жаль мне, что ты моих писем не получал. Между ими были дельные, но не беда. Эслинг сей, которого ты не знаешь, - мой внук по лицею и, кажется, добрый малый – я поручил ему доставить тебе мои сказки; прочитай их ради скуки холерной, а печатать их не к спеху.
Кстати, скажу тебе новость (но да останется это, по многим причинам, между нами): царь взял меня в службу – но не в канцелярскую, или придворную, или военную – нет, он дал мне жалованье, открыл мне архивы, с тем чтоб я рылся там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли?
Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера!
Прощай. Кланяюсь всем твоим. Будьте здоровы. Христос с вами.
Таблица к тексту № 3
Особенности текста | Реализация в данном тексте |
1. Жанр текста 2. Сфера общения текста 3. Задачи общения 4. Функции общения 5. Стилевые черты 6.Языковые средства: 6.1. Морфемные: - уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные суффиксы. 6.2. Лексические: - просторечия; - разговорные слова; - оценочная лексика. 6.3. Морфологические: - личные местоимения; - притяжательные местоимения; - глаголы в повелительном наклонении; - междометия. 6.4. Синтаксические: - неполные предложения; - односоставные предложения; - обращения; - вводные слова; - восклицательные и вопросительные предложения. 7. Вывод о стиле текста |
Текст 4.
Уважаемые господа!
Благодарим за Ваше письмо от ... 2012 года и сообщаем, что мы принимаем Ваше предложение.
Нас устраивают предлагаемые Вами условия исполнения заказа за исключением сроков исполнения. Мы хотели бы обсудить этот вопрос с Вашим представителем.
В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя.
С уважением подпись расшифровка подписи
должность
Таблица к тесту 4
Особенности текста | Реализация в данном тексте |
1. Жанр текста 2. Сфера общения текста 3. Задачи общения 4. Функции общения 5. Стилевые черты 6.Языковые средства: 6.1. Морфемные: - абстрактные, книжные суффиксы: (ени(е), ств(о), ист, изм, ировать и др) 6.2. Лексические: - книжные слова; - канцеляризмы; - стандартные выражения, клише. 6.3. Морфологические: - отглагольные существительные; - употребление существительных по признаку действия или отношения; - отыменные предлоги; - личные местоимения в форме множественного числа. 6.4. Синтаксические: - глагольные словосочетания; - официальное обращение; - повествовательный характер изложения; - условные конструкции; - распространенные, простые и сложные предложения. 7. Вывод о стиле текста |
4. Подведение итогов: преподаватель комментирует работу как отдельных студентов, так и групп в целом, оценивает ответы.
5. Домашнее задание: преподаватель диктует задания, сопровождая их комментариями:
Задание № 1. Вспомните и запишите названия передач, в которых употребляется:
- научный стиль;
- официально-деловой стиль;
- публицистический стиль;
- разговорный стиль.
Задание № 2. Подберите текст из 8-10 предложений. Определите его стилевую и жанровую принадлежность. Ответ аргументируйте в письменной форме.