Развитие творческих способностей детей при обучении игре на скрипке

Разделы: Музыка


В концепции художественного образования Российской федерации на период до 2015 года подчёркивается необходимость выявления художественно одарённых детей, обеспечения соответствующих условий для их преобразования и творческого развития. На систему художественного образования возлагается задача формирования национальной творческой элиты, предполагающая полноценное использование личностно-ориентированных подходов к художественно-образовательной деятельности и к особо одарённым учащимся.

Развитие способностей является крайне важным для формирования особого типа творческого мышления, от которого в XXI веке во многом будет зависеть возрождение духовных ценностей в нашем государстве.

Музыке учили всех аристократов, и русских, и европейских. Музыка- наилучший путь к жизненному успеху. Музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости. Не случайно Альберт Энштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов музыкального клуба. Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на рояле на сцене, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Если посмотреть на успешных людей в любой области и поинтересоваться, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы ненадолго и без особого рвения? Ответ очевиден - конечно, занимались.

В России в XIX веке любительское музицирование было очень популярно и широко распространено. Оркестровое и ансамблевое исполнительство повсеместно было излюбленным занятием, и, таким образом, создавалась благоприятная почва для расцвета и становления целого созвездия талантливых и гениальных композиторов - музыкантов, певцов, исполнителей, зачастую “выходцев из народа”. Быть может, в создании этой благоприятной среды и кроется залог успеха?

В толковом словаре русского языка Ушакова талант определён как “дарование, одарённость, выдающаяся природная способность”. В толковом словаре русского языка (1996 г.) определение сформулировано несколько иначе: “ Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности”. По определению Брокгауза и Эфрона “талант- высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой- либо области: научной, практической, художественной. Молодые учёные из группы, руководимой профессором Ф.С. Веселковым, проделав исследовательскую работу и не удовлетворившись приведёнными выше определениями, решили дать своё, по их мнению, более полное и точное: “Талант – это выдающиеся качества творчески мыслящей личности в какой- либо области деятельности, которые частично могут быть заложены в человеке от рождения, а в основном, формируются развитием его творческих способностей в процессе воспитания, образования, накопления практического опыта”.

Существует ещё один очень важный критерий таланта или одарённости. Это – интерес. Он как лакмусовая бумажка, показывает наличие определённой способности, тягу к конкретной деятельности, в которой человек чувствует себя наиболее адекватным и внутренне свободным. Яркий интерес может привести к удивительным явлениям. Тому много примеров в истории. Например, в 60-х годах XIX в. В Европе концертировал безрукий музыкант Генрих Уптан , игравший на скрипке ногами довольно сложные произведения.

Музыкальная одарённость – сложный комплекс объективных и субъективных факторов. К объективной стороне этого комплекса относятся такие, как музыкальный слух, ритм, память, моторика, координация. Все эти качества могут быть развиты при правильном педагогическом воздействии. Безусловно, в процессе занятий поддаются воспитанию и такие качества, как работоспособность, внимание, воля. Субъективная сторона одарённости- способность активного переживания музыки. Это- суть музыкальной одарённости, то, что определяет в конечном счёте творческую индивидуальность музыканта-исполнителя.

При поступлении в музыкальную школу, дети, конечно, проходят ряд испытательных тестов на способность обучаться музыке. Но не стоит судить о всех музыкальных способностях по первому впечатлению. Ребёнок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, отражает лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Поэтому необходимо каждому ребёнку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь могу с уверенностью подчеркнуть, что для меня, как преподавателя по классу скрипки с более чем 35 летним стажем работы, решающим фактором отбора учащихся в свой класс является прежде всего заинтересованность в обучении на скрипке родителей будущих учеников. Конечно в моей практике были несколько случаев, когда родители непременно хотели из своих детей сделать выдающихся музыкантов, непременно подготовить их к обучению в специальных музыкальных лицеях для одарённых детей, не имея ни малейшего представления о предмете собственных вожделений. Но, в основном, родительский интерес к обучению возрастал по мере накопления ребёнком даже самых минимальным количеством исполнительских навыков игры на скрипке.

Классический афоризм П.С.Столяровского, основателя первой школы-десятилетки для одарённых детей (1933г.) при Одесской консерватории: “Мне не нужны талантливые дети – мне нужны талантливые родители”. Ярлык “фабрика талантов” прочно закрепился за школой им. Профессора Столяровского – первой в Союзе музыкальной десятилетки. Среди выпускников этого талантливого педагога Д.Ф Ойстрах, Е.Г. Гилельс, М.И.Фихтенгольц, Н.М.Мильштейн С.И.Фурер. Советский пианист и педагог Г.Г.Нейгауз говорил о том, насколько для начинающего музыканта важнее иметь хороших родителей, чем хороших учителей. Без помощи родителей процесс обучения ребёнка музыке становится очень сложным.

Для ребёнка, наделённого музыкальным талантом с того самого дня, когда его родители или педагоги осознали это, начинается очень трудное время. Присутствуя на уроках, родители погружаются в тот особый мир взаимоотношений малыша с музыкой, который только и позволяет обучить ребёнка музыке.

Вовлечение родителей в процесс обучения, особенно на его начальном этапе, по мнению знаменитого Шиницы Сузуки, играет критическую роль. Только в гармоничном взаимодействии учителя, родителя и ребёнка может выйти что-то стоящее. Роль родителя, то есть пап и мам, бабушек и дедушек, людей, которые больше всех знают и понимают своего ребёнка, заключается прежде всего в том, чтобы регулярно посещать с малышом все уроки музыки, делать заметки, заниматься с ребёнком дома, а лучше всего самим учиться играть на скрипке, чтобы понять тонкости методики. Далеко не все родители психологически и материально могут поставить в центр обучения развитие музыкальности своего ребёнка или овладение им каким-либо инструментом. Но если есть такое желание, нужно гармонизовать жизнь малыша, придать ей духовный смысл. По сути, мама и папа становятся домашними учителями своего юного скрипача.

Главное в занятиях – образно-эмоциональный настрой. Ребёнок не сможет воспроизвести атмосферу, возникшую во время занятий с педагогом, если дома оставлен один на один с инструментом. В данном случае родитель заменяет педагога в домашних занятиях, отрабатывает полученные на уроке навыки, оставаясь в творческой атмосфере. Впоследствии, когда дети подрастают, они уже настолько погружены в музыку, что продолжают учёбу самостоятельно и с большим желанием. В процессе воспитания учеников немалое значение имеет отношение педагога к труду. Необходимо педагогу и самому любить работать много и внушать постоянно ученикам: чем талантливее музыкант, тем больше он должен трудиться. При этом глубокая заинтересованность во всестороннем и скорейшем развитии ученика приводят к желанию приумножить талант и трудолюбие их обладателя, оставляя за ним при этом право выбора.

Наделённому например, талантом к рисованию человеку предстоит очень много потрудиться, чтобы стать художником. Любой талант, заведомо предполагая огромные вложения труда, и радость приносит огромную, потому что, умножая его, человек познаёт красоту, ему открывается гармония.

Способности развиваются в процессе практики. Повторение-мать учения. И поэтому заниматься каждый день необходимо. Чтобы малыш не забросил скрипку, его нужно вдохновлять. Тут действует “гомеопатический принцип”, потихонечку- полегонечку, но каждый день. Сначала усваиваются простые вещи, навык закрепляется. Главное, чтобы оставалось ощущение, что он учится легко.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для развития музыкальной одарённости, т.к. в этом возрасте формируется комплекс ценностей, качеств, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности. Помимо музыкальных способностей (музыкальный слух, ритм, память) развивается интерес к учебной деятельности, усидчивость, трудолюбие, творческое выполнение заданий. Высокая самооценка и результативность обучения тесно связаны с позитивным вовлечением родителей в школу. Когда родители вовлекаются в процесс обучения, это может быть мотивирующим фактором для ребёнка. На искренний интерес способны только родители. Кроме того, для малышей они самые лучшие педагоги. Дети, уверенные в любви родителей, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир.

Главная задача родителей, если они хотят чему-то ребёнка, - пробудить интерес, тем самым подготовить его к обучению. Родителям необходимо включать записи классической музыки, чтобы вдохновлять ребёнка, учить его пониманию и восприятию музыки, создавать тот самый благоприятный фон. В обязанности родителей входит посещение концертов, музыкальных спектаклей и прочих мероприятий с ребёнком. Важно, в какой среде воспитывается и развивается ребёнок. Позитивный настрой создаётся во время занятий музыкой и в домашних занятиях. Родители должны сделать всё возможное, чтобы вся семья радовалась успехам малыша. Дети учатся на энтузиазме. Их успехи нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении.

Большое воспитательное значение в особенности для развития заинтересованности и творческого отношения к занятиям, имеют различные внеклассные мероприятия: классные концерты, шефские концерты в детских садах и общеобразовательных школах, коллективные посещения концертов, выступления на исполнительских музыкальных конкурсах. Дети, активно участвующие в этих мероприятиях, как показывает мой опыт, совершенно по-другому смотрят на свои повседневные учебные обязанности. И совершенно очевидно - успехи в одном деле дают уверенность в других делах.