Цель: стимулировать учащихся к самостоятельному поиску знаний через работу с текстом.
Задачи:
- Формировать культуру чтения через умение ориентироваться в источнике информации, систематизировать информацию.
- Развивать речь учащихся, используя технологию критического мышления, через чтение и письмо.
- Воспитывать чувство доброты, уважения, любви ко всему живому; умение сотрудничать и работать в группе.
Оборудование: Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “Литературное чтение” (В одном счастливом детстве), Рабочая тетрадь к учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “Литературное чтение”3 класс; распечатка таблицы для заполнения на каждую “четвертку” детей; аудиозапись “Хор рассвета”.
Ход урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
1 этап до чтения стадия вызова. |
1. Сегодня мы познакомимся с
произведением Виталия Бианки “Неслышимка”
(слайд 1) Но для начала, расскажите мне, кто такой Виталий Бианки? (слайд 2) |
1. Заслушивание сообщения одного
ребёнка о писателе-натуралисте В.Бианки. Писатель-натуралист, который жил наедине с природой, он понимал и чувствовал её. |
- самостоятельно формулировать
цели и тему урока; - вычитывать все виды текстовой информации; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схему) - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; - задавать вопросы. |
2. Прогнозирование текста по иллюстрации, названию, имени автора. Посмотрите на иллюстрацию (стр. 102 учебника), название текста и скажите, о чем или о ком будем читать? | 2. – Я считаю, что мы будем читать о природе, о птичке. | ||
3. - Я для вас приготовила вопросы, слова,
которые будут встречаться в тексте по ходу
чтения. (слайд 3) Заполните колонку в таблице “Хочу знать”, которая лежит у вас на партах. Что вы знаете об этом: а) неслышимка |
3. Объединившись в “четвёртки” дети
заполняют таблицу. (Приложение 1) а) - Кто такая неслышимка птица или животное? - Где её встретил автор? - В какое время года? - Кто первый встретил неслышимку? - Существует ли животное или птица в природе? |
||
б) Включение слуха и зрения в природе
в) пожня |
б) Что это значит? - Кто этим занимается? в) Что это такое (живая природа, неживая природа) |
||
г) Какая бывает тишина? д) Что такое аккомпанемент в природе
е) кузнечик (предположения детей заносятся в таблицу (слайды 4,5,6) |
г) д) - Что это? - Бывает ли он в природе? - Когда бывает? е) Кто это? - Что я о нём знаю? - В какой период летний или весенний кузнечик начинает стрекотать? |
||
2 этап во время чтения Реализация смысла получения новой информации. Первичное погружение в текст |
1. “Приём Инсерт” (метод активного
чтения: пометки на полях) - Прочитайте текст в учебнике, делая пометки на полях. (слайд 7)
3. - Ответьте на поставленные вопросы, заполняя графу таблицы “узнал”, выписывая из текста слова, словосочетания, предложение. (слайды 8-9) |
1. Самостоятельное чтение по абзацам,
делая пометки, обсуждение в “четвёртках”. + знаю, - не знаю, + не понял, ? важное для меня, V приму к сведению 3. заполнение графы таблицы “узнал” а) это птица камышовка - сверчок, песенка – трель которой неотличимая от стрекотания крупных кузнечиков. (слайд 10) - Автор встретил её в лесу недалеко от ручья. - В конце мая. - Первым неслышимку встретила внучка автора. б) вслушиваться в звуки природы. Узнавать птиц по голосу, по полету в) заливные луга г) Тишина бывает “мёртвой”, “волшебной” д) Это оркестр луга, звуки природы. (Аккомпанемент – это сопровождение пения или игры соло игрою на одном или нескольких инструментах) е) - Это зеленое насекомое, стрекочет лапками. - Кузнечики начинают трещать только в июле |
|
Физминутка с использованием музыкального сопровождения “Хор рассвета”. (слайд11) | |||
3 этап после чтения Вторичное погружение в текст. |
1.Найти и прочитать в тексте ответы на
вопросы (стр.105 учебника) а) какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки? б) Что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ? - ошиблась ли девочка? 2. Найти, прочитать и подготовить пересказ самого интересного эпизода из рассказа. - Что нового ещё “открыли” в тексте? |
1.а. с помощью внучки главный герой
открыл для себя, что птичка “неслышимка”
существует - камышовка – сверчок. 2. каждая группа детей находит в тексте эпизод, готовит его к пересказу. |
|
4 этап Рефлексия осмысления, рождение нового знания Третье погружение в текст |
1. Найдите и прочитайте описание птички
– неслышимки. Работа в рабочей тетради. 2. выполните задание 7 на стр.15 в рабочей тетради. - Найдите в тексте и выпишите, с чем сравнивает автор песенку камышовки - сверчка. |
1. дети находят в тексте описание на
стр.105
2. вывод детей: со стрекотанием кузнечика |
|
3. Построение Синквейна. (даётся характеристика приёма) (слайд 12) в первой строчке тема называется одним словом (сущ.) вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилаг.) третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме последняя строчка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Охарактеризуйте птичку - неслышимку, при помощи построения Синквейна, составив небольшое стихотворение из пяти строк. |
3. дети читают характеристику приема на слайде. | ||
4. Прочитаем СИНКВЕЙН вслух, послушаем друг друга (слайд 13) | 4. Защита стихотворения. - Неслышимка - Горбатенькая, пугливая - Зазвучала, распевая, испугалась, упала. - оригинальная песенка-трель, почти неотличимая от стрекотания кузнечиков. - камышовка. |
||
Итог урока | - Почему автор решил прийти ещё раз на
это место, о котором говорила внучка?
- Какова основная идея этого произведения - Исходя из этого урока, о чем вы расскажите родителям дома. |
- Он пришёл туда не потому, что он не
доверял внучке, он сделал для себя открытие,
узнал, что птичка камышовка может подражать
голосам насекомых - Умение слышать и видеть прекрасное в природе |
|
Домашняя работа | - Во время прогулки на улице послушайте голоса птиц, а потом расскажите друг другу, что вы услышали, увидели, почувствовали. Зарисуйте. |
Приложение 1
Заполните таблицу.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Неслышимка | ||
Включение слуха и зрения в природе | ||
Пожня | ||
Какая бывает тишина? | ||
Что такое аккомпанемент в природе | ||
Кузнечик |
Источники.
1. bvi.rusf.ru
2. http://www.rusinst.ru