Цель: Систематизировать знания детей о водных ресурсах Земли.
Задачи:
- Уточнить представления детей о значении воды для всех живых существ (растений, животных, человека), многообразии водных обитателей.
- Систематизировать знания о различных видах водоёмов.
- Развивать познавательную активность, исследовательскую деятельность детей.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
Ход занятия
(Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель – перед ними.)
- Ребята, что это такое? (Глобус)
- Что такое глобус? (Модель нашей планеты, Земли, так она выглядит из космоса)
- У каждого из вас есть свой праздник – День рождения. У нашей планеты тоже есть такой день – День Земли. Он отмечается 22 апреля. И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашей планете.
- Посмотрите, что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода.)
- Какие ещё цвета вы видите? (Зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый.)
- Что обозначено этими цветами? (Суша, материки.)
Воспитатель быстро крутит глобус.
- Какого цвета на глобусе больше? (Голубого.)
- Как вы думаете, что это значит? (Вода занимает большую часть поверхности Земли.)
Воспитатель: В древности люди называли нашу планету Землёй, а когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды.
- Человек может жить без воды? (Нет.)
- Для чего людям нужна вода? (Для еды, питья; для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении; вода нужна для того, чтобы работали заводы; по ней движется водный транспорт; люди любят отдыхать на берегах водоёмов, рыбачить.)
- Кому ещё нужна вода? (Животным, растениям.)
- Получается, что всему живому нужна вода.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
- Откуда мы с вами берём воду? (Из крана, из колодца, из родника.)
- А как она попала к нам в дом? (Вода в кране – из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но перед этим воду очищают.)
- Глядя на глобус, мы видим, что воды много на Земле. Оказывается, что вода бывает разная- пресная и солёная. Мы с вами пьём пресную воду. Она берётся из ручейков, рек, озёр, подземных родников.
- А воду из моря можно пить? (Нет, она солёная.)
- Сейчас мы с вами побываем около водоёмов, в которых содержится пресная вода.
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручей)Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река)Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (озеро)Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (болото)
- Ребята, а может ли какой-нибудь из этих водоёмов быть лишним? (Болото. Из него нельзя пить воду, так как она очень грязная.)
Теперь давайте немножко поиграем. Игра “Покажи водоём”. (Воспитатель показывает карточки – схемы с изображением водоёмов.)
- Если я показываю карточку, которая обозначает ручей, вы перепрыгиваете воображаемый ручеёк. Если это река – “плывёте”. Озеро – бежите на месте. Болото – приседаете, думаете, как его обойти.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (Подходим к доске, на которой висит карта мира.)
- Ребята, посмотрите, на суше встречается голубой цвет? (Да.)
- Как вы думаете, что это? (Реки и озёра.)
- Какая в них вода? (Пресная.)
Водное пространство между частями суши (материками) – это моря и океаны. Вода в них солёная.
- Моря и океаны безжизненные, или в них кто – нибудь обитает? (Ответы детей.)
- Конечно, море – это дом для многих видов растений и животных.
Предлагаю окунуться в море. (Дети вместе с воспитателем перемещаются к мольберту, на котором размещены фотографии морских обитателей.)
Дети рассматривают и называют их.
Воспитатель: Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звёздочки. Морские звёзды ползают по дну или зарываются в него.
Мягкое тело осьминога не имеет скелета (костей) и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены присоски, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги – хищники.
У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола. Добычу они захватывают с помощью щупалец. На щупальцах у медуз расположены клетки, которые выделяют яд и вызывают ожоги. В Приморском крае, где мы с вами живём, самая опасная медуза – крестовик.
Лапы морских черепах превратились в ласты. Морские черепахи не могут прятать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. Среди морских черепах есть и хищники, и мирные травоядные, которые едят водные растения.
Акулы – сильные хищники. Их тело приспособлено к быстрому плаванию. У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму и зазубрены по краям. Питаются рыбой, нападают на дельфинов, черепах, других акул и даже на китов. Акулы имеют большие размеры и легко могут перекусить человека пополам.
Дельфины – самые разумные обитатели океана. Они часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми. Забывая о собственной безопасности, дельфины готовы помогать другим животным. Бывало, что дельфины помогали даже раненым акулам, а ведь акулы – их злейшие враги. Дельфинов легко обучают различным цирковым трюкам.
- Вот какие замечательные животные обитают в морях и океанах. А какие птицы летают над морем? (Чайки.)
Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
- Ребята, вы любите купаться, плавать и нырять?
- А где легче плавать: в реке или в море? (Ответы детей.)
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, как настоящие исследователи, проведём опыт. Подходите все к столу.
- Что вы видите? (Яйцо, две банки, воду, соль.) В банку с № 1 наливаем воду, в банку с № 2 тоже, предварительно добавив соль. Растворяем соль во второй банке.
- Представьте, что куриное яйцо – это человек. Погрузим яйцо в пресную воду. Что происходит? (Оно тонет.)
-А теперь в солёную. (Яйцо плавает.)
- Какой можно сделать вывод? (Солёная вода сильнее выталкивает погружённые в неё предметы.)
- Ну что, понравилось вам путешествие по водным просторам Земли? Мы много сказали о различных водоёмах, значении воды для всего живого. Я надеюсь, вы поняли, что к воде нужно относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Ребёнок:
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!