Школьный стресс: что это такое и как с этим бороться

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование знаний о причинах, проявлениях и последствиях подростковых стрессов.

Задачи:

  • научить распознавать стрессовую ситуацию и адекватно на нее реагировать;
  • учить формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Форма проведение: подиум – дискуссия.

Участников – ученики 9-11классов, медик, психолог.

Оборудование: плакаты с высказываниями философов, психологов, известных людей на заданную тему.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово ведущего.

Одно из самых больших недоразумений, которое можно наблюдать в современных учебных планах образовательных учреждений, - это отсутствие такого учебного предмета, который бы готовил молодого человека к жизни самым непосредственным образом. Выпускник школы может обладать обширными познаниями в области литературы и истории, химии и физики, математики и географии, но он, по большому счету, не обладает теми знаниями, которые помогли бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе. Беспомощность при планировании своей деловой карьеры и личной жизни, неумение разобраться в себе и в окружающих, равно как выявлять и разрешать разного рода конфликты, - все эти и многие другие знания, необходимые для самостоятельной жизни, выпускник школы за годы своего учения не приобретает. Как результат и следствие из всего этого – множество проблем, которые молодой человек имеет при вхождении в самостоятельную жизнь. Отсюда – неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям и компенсируемая потреблениям алкоголя, наркотиков и курением.

Житель Большого Города, желающий выстроить надежную защиту от разнообразных стрессов, должен владеть многими умениями, среди которых – правильное размышление и правильное воображение, правильное дыхание и правильное питание, правильное движение и правильное расслабление. Только в этом случае жизнь в Большом Городе может приносить удовлетворение и радость.

Стрессы стали постоянными спутниками современного человека. Психологи определяют стресс как состояние негативной нервно-психической напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что стресс – явление, характерное только для взрослых. Ну, какие у детей сложные жизненные ситуации, за них все решают родители, педагоги и другие взрослые. Так ли это, или все-таки детская нервная система тоже подвержена стрессам? в чем причины “странного” поведения детей и подростков, к чему такие странности могут привести и что можно предпринять, чтобы этого избежать? Итак, тема сегодняшнего ток-шоу: “Школьный стресс: что это такое и как с этим бороться”.

Как всегда в нашем зале присутствуют специально приглашенные гости. Встречайте, медицинский работник школы № 19 Леонова Л.З., педагог-психолог Кедровская Е.П., мама одной из учениц Юрченко Оксана Александровна, ученица 11а класса Варюшкина Екатерина.

II. Ведущий формулирует основные вопросы гостям.

Давайте для начала выясним главный вопрос – существует ли школьный стресс?

По мнению ученых, к ситуациям вызывающим стресс можно отнести следующие:

  • необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
  • вредные экологические стимулы окружающей среды;
  • осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;
  • нарушение физиологических функций;
  • изоляция от коллектива, остракизм, бойкот;
  • отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.

Уважаемые гости, попробуйте определить наиболее распространенную ситуацию, вызывающую школьный стресс.

Одновременно с гостями или после их выступления своим мнением делятся все желающие.

III. Ведущий подводит итоги обсуждения и формулирует следующую проблему.

Таким образом, мы видим, что в школьной жизни полно ситуаций и причин, приводящих к стрессу. Но как родителям, педагогам понять, что у ученика стресс? Спросим сначала мнение самих учеников. Екатерина, как вы думаете?

Свое мнение могут высказать все присутствующие.

После учеников слово предоставляется специалистам: медику и психологу.

IV. Ведущий подводит итоги обсуждения и формулирует следующую проблему.

Да, стресс – не просто плохое настроение, а серьезная угроза физическому и психическому здоровью. Но должен же быть выход из этого состояния. Конечно, специалисты могут нам рекомендовать некоторые методы. Но вот интересно, а что школьники сами знают о способах справиться со стрессом?

Вопрос к присутствующим в зале ученикам об эффективности снятия стресса с помощью алкоголя, сигарет, наркотиков. Свою точку зрения излагают специалисты.

V. Ведущий.

А в конце хотелось бы предложить вашему вниманию рекомендации, разработанные известными врачами и психологами.

Скорая помощь при остром стрессе (Бойко Ю.П., Петрушин В.И.; Классный руководитель, 2004, № 4)

Шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддержать высокий тонус и хорошее настроение. (Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. Любое издание)

Метод Х. Алиева “Ключ”. (Первое сентября. 2004 г.)


Приложение 1

  1. Скорая помощь при остром стрессе.
  2. Умойтесь холодной водой.
  3. Выпейте воды или лучше сока.
  4. Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их.
  5. Потрясите кистями, ногами, руками.
  6. Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.
  7. Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто стонете.
  8. Переведите нервное напряжение в мускульное – пробегитесь и помашите руками.
  9. Помассируйте тело – прогладьте себя с головы до ног, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
  10. Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.
  11. Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.
  12. Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок.
  13. Уменьшите значение события. Скажите себе: “Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю!
  14. Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
  15. Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам хорошо и комфортно. Это то место, которое психологи называют “Безопасное место, в котором восстанавливаются ресурсы”. Побудьте в нем несколько минут.
  16. Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им!

Вы в полном порядке.


Приложение 2

Шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддержать высокий тонус и хорошее настроение.

Правило 1.

  • Отдыхайте, не дожидаясь усталости.

Правило 2.

  • Научитесь расслабляться на работе.

Правило 3.

  • Если вы домашняя хозяйка, оберегайте свое здоровье и внешность, расслабляясь дома.

Правило 4.

  • Применяйте эти четыре хороших трудовых навыка:
    • Освободите свой письменный стол от всех бумаг, кроме тех, которые имеют отношение к решаемой сейчас проблеме.
    • Выполняйте дела в порядке их важности.
    • Когда перед вами возникает проблема, решайте ее немедленно, если располагаете фактами, необходимыми для принятия решения.
    • Научитесь организовывать работу, делегировать ответственность и осуществлять контроль.

Правило 5.

  • Чтобы предотвратить беспокойство и усталость, старайтесь трудиться с энтузиазмом.

Правило 6.

  • Помните, что еще никто не умер от недостатка сна. Беспокойство по поводу бессонницы вреднее, чем сама бессонница.

Приложение 3

Метод Х. Алиева “Ключ”.

Упражнение 1 “Расхождение рук”.

Встаньте и вытяните расслабленные руки перед собой. Настройтесь мысленно на то, что они начинают расходиться в стороны. Не ждите немедленного результата, не спешите, сосредоточьтесь. Установите свой “образ” расхождения рук. Например, представьте, что они отталкиваются друг от друга, как однополюсные магниты. Когда руки начинают расходиться, возникают приятные ощущения. Их важно запомнить и не утерять “ниточку” внутренней связи. В конечном счете, пользуясь таким установившимся внутренним контактом, можно управлять не только движением рук, но и снимать головную боль, регулировать артериальное давление, улучшать настроение.

Упражнение 2. “Схождение рук”.

Разведите руки в стороны и настройтесь на их автоматическое движение друг к другу. Если в процессе такого движения возникает ощущение, будто руки тянет какая-то сила, значит – наступает расслабление.

Упражнение 3. “Левитация рук”.

Руки опущены. Внутренне представьте, что рука стала легкой и поднимается, всплывает. Прием получается легче после двух предыдущих. И, когда рука начинает всплывать, приходят приятные ощущения. Главное, не прервать внутреннюю связь между волей и рукой. Когда рука начинает всплывать, как у космонавта в невесомости, вам в первый раз трудно будет удержаться от улыбки.

Упражнение 4. “Полет”.

Если одна рука начинает всплывать, позвольте сделать это и другой руке. Представьте, что вы летите. Старайтесь дышать свободно и полной грудью. Вспоминайте приятные ощущения, доставляющие вам радость. “Полет” - главное упражнение, ибо развивает у человека умение генерировать в себе чувство внутренней свободы.

Упражнение 5. “Покачивание”.

При правильном выполнении названных упражнений наступает релаксация, и возникает явление покачивания тела. Качайтесь и не бойтесь – никогда не упадете. Это упражнение является уникальным приемом для быстрого развития координации и способности управлять своим состоянием. Все упражнения на развитие координации формируют устойчивость к стрессу.

Упражнение 6. “Движение головой”.

Сидя или стоя, начинайте вращать головой и ищите приемлемый, приятный ритм, а также амплитуду поворота. Вы как бы выполняете лечебное упражнение для мышц шеи. Но обязательно с поиском именно приятного ритма. Через некоторое время человек отключается от проблем, его нервная система успокаивается, становится легче дышать.

В состоянии саморегуляции настраивайте себя на успех, повторяйте мысленно то, что хотите сами пожелать. Перед выходом из саморегуляции необходимо обязательно убеждать себя: у меня ясная и свежая голова.


Список рекомендуемой литературы

  1. В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Медицина, 1982 г.
  2. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991 г.
  3. Косицкий Г.И. , Дьякова И.Н. Резервы нашего организма: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993 г.
  4. Селье Г. Стресс без дистресса. / пер. с англ. А.И. Лука и И.С. Хорола. – М.: “Прогресс”, 1979 г.
  5. “Стресс – враг нервной системы: полезная смесь. // Директор школы. – 2003. - №6.
  6. Бойко Ю., Петрушин В. Практическая психотерапия выживания в большом городе // Классный руководитель. – 2004. – 2004. - №4.
  7. Григорьева Е. Страх страшнее опасности // Директор школы. – 2004. - №9.
  8. Ермолаева Л. Психотерапия личного самочувствия // Воспитание школьников. – 1994. - №6.
  9. Ефремова Н. Как женщины снимают стресс // Первое сентября. – 2004. - №40 (5 июня).
  10. Жуков Д.А. Стресс // Биология в школе. – 2004. - №2.
  11. Кирина М. Укрощение драчливых // Здоровье детей: Приложение к “ПС”. – 2004. - №9.
  12. Ключников С. Как уберечься от стресса? // Народное образование. – 2003. - №5.
  13. Пауэлл Дон. Как победить стресс? // Наука и жизнь. – 1992. - №4.
  14. Потапов В. Депрессия – это не каприз, а заболевание. // Директор школы.- 2002. - №8
  15. Потапов В. Школьный невроз: причины и последствия. // Директор школы. – 2002. - №2.
  16. Хухласта О. Душевное здоровье школьников: типичные нарушения и способы их профилактики. // Директор школы. – 2003. - №2.
  17. Шипицина П. Социально-эмоциональные нарушения у школьников: причины, средства помощи. // Народное образование. – 1998. - №9/10
  18. Широкова И.Б. Школьный невроз – недуг, мешающий детям нормально учиться. // Директор школы. – 2003. - №8.