Мастер-класс "Культурологический подход к обучению основам православной культуры"

Разделы: Начальная школа


Цель мастер-класса: проиллюстрировать культурологический подход к урокам ОПК на примере темы: “Чудо в жизни христианина”.

При разработке данного мастер-класса использовались рекомендации автора учебника о. Андрея Кураева, в которых он раскрывает методический инструментарий культурологического подхода к изучению курса ОПК.

Цель урока для учителя: сформировать представление о мотивах доброделания православных христиан

Задачи урока:

  • познакомить с христианским пониманием чуда;  
  • раскрыть третий мотивдоброделания - вера в чудо как проявление всемогущества Божьего;
  • уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей : веры, надежды и любви.
  • осознать, что для православного человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя.

Тема урока выбрана не случайно: мы продолжаем разрабатывать мастер- классы, посвященные мотивам доброделания православных христиан. В конце предыдущего мастер-класса, посвященного первым двум мотивам доброделания(благодарность за подвиг Христа и чувство особой духовной радости), мы нацелили ребят на то, что впереди их ждет разговор о чуде в жизни христианина. Кроме того, было дано понятие “святой” и названы имена наиболее почитаемых святых. Особое внимание было уделено святому старцу Павлу Таганрогскому. Этот материал послужит базой для сегодняшнего разговора. Сообщив тему урока, я задам ребятам вопрос: “Что значит чудо в их понимании?”.Выслушав ответы ребят, я сообщу им о том, что для православных христиан одним из главных чудес является Святая Троица.Мы не отходим от рекомендаций автора учебника: на каждом уроке делать опору на текст,поэтому начинаем урок с чтения текста учебника, используя технологию “ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ”, применяя метод эмпатии и отчуждения, которые являются составляющими культурологического подхода.

Первую остановку мы делаем для осмысления понятия “Святая Троица”.Материал учебника можно дополнить Интернет-ресурсами или сообщениями ребят. Обязательно используем демонстрационный ряд. Учитель сообщает учащимся, что Святую Троицу-главное чудо христиан - пытались воспеть на своих полотнах многие художники, но бесспорным шедевром является “Троица” А.Рублева. Если позволяет время и подготовленность учащихся, то на уроке можно дать краткую справку об истории создания этой картины.

"Святая Троица" Андрея Рублева

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — “Троица”, написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов.

Содержание “Троицы” многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. “Чаша” прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение “чаши жизни”, “чаши мудрости”, “чаши бессмертного напитка”. В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о “Чаше Грааля”, из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как “смертная”. Эта тема звучит в былинах и “Слове о полку Игореве”. Для Андрея Рублева и его современников “чаша” была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской “Троице” “чаша смертная” — “залог жизни будущей”.

Вторую остановку мы делаем для осознания мысли о том, что “любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестает быть чудом”. Читаем историю чудесного спасения семьи Патриарха Кирилла и делаем вывод о том, что чудо для православных христиан-это не обязательно видение ангела, но и встреча с человеком, способным помочь в трудной ситуации.

Далее мы задаем ребятам вопрос:

- А может ли чудо произойти с целым городом? Может ли ему встретиться человек, который станет покровителем и заступником для всех горожан? Очень надеемся на то, что ребята, вспомнив предыдущий урок, назовут имя старца Павла Таганрогского.Рассказ о его жизни, деяниях и нравственном подвиге станет центральной частью нашего урока.Для создания особого эмоционального настроя предлагаем ребятам прослушать стихотворениеПротоиерея Николая Уварова:

Тихо плещет Азовское море,
Омывая Таганий Рог.
Едут люди и в скорби и в горе
К старцу Павлу во град Таганрог.

Этот старец был строгий подвижник,
Миру Божьему ведом всему,
Из далёких селений и ближних
За советом спешили к нему.

За людей всех и Господа ради
Он усердный молитвенник был,
И с горячею верой, в отраде,
Христиан православных любил.

В житии своем старец убогом
Обличал маловерных порок.
Пред людьми и пред Господом Богом
Почитался в миру как пророк.

Не забыть богомольцам дороги
К той могиле, где старец почил,
Возле церкви святых в Таганроге,
Где блаженный их вере учил.

Тихо плещет Азовское море,
Быстроходные мчатся суда,
Едут люди и скорби и горе
Изливать на могилу сюда.

Верят в то, что над этой могилой 
Благодатью молитвы своей
Старец Духом и Божией Силой 
Исцеляет страданья людей.

Вечно будут духовные чины
В песнопеньях Творца прославлять,
В день великого старца кончины,
По нему панихиды справлять.

- Почему же так любим старец в народе?

- Почему уже на протяжении нескольких столетий идут люди “во град Таганрог”?

- Как появление старца Павла повлияло на жизнь города и его жителей? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня. И поможет нам в этом просмотр фильма “Таганрогский старец”.

Демонстрация фильма занимает 10 минут.

После просмотра фильма мы возвращаемся к вопросам ( вопросы высвечены на слайде) и заслушиваем ответы ребят.

Подводя итоги, обязательно задаем вопрос: “Можно ли считать появление старца в нашем городе настоящим чудом?”

Резюмируя ответы детей, можно сказать о том, что не каждый город имеет своего небесного покровителя. И это истинное чудо, что много лет назад Павел Стожков поселился в нашем городе, что никакие лихолетия не стерли память о нем, и посей день люди идут к нему за помощью и советом.

Далее необходимо вновь обратиться к учебнику и акцентировать внимание ребят на строчках: “Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен исполнить его заповеди, призывающие к добрым делам. Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Добрые дела формируют характер человека. Если человек в своей жизни постоянно творит добро, то говорят , что он приобрел добродетель”. Задать вопрос ребятам, как они понимают значение слова “добродетель”. Выслушав их ответы, обратимся к словарю С.И.Ожегова (добродетель – положительное нравственное качество), а затем познакомим с тем, какой смысл вкладывают в это слово православные христиане: “Добродетель- это видимое проявление добрых свойств человека. Три главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь”. Попросим ребят подумать над тем, какими добродетелями обладал старец Павел Таганрогский. А затем обратимся к личному опыту учащихся через вопрос учебника: “Какие добродетели вы видите в себе и своих одноклассниках?” Можно просто выслушать ответы ребят и обсудить их, а можно, сделав заготовку дерева, за каждый ответ ребят крепить к нему зеленые листочки, чтобы увидеть маленькое чудо: благодаря добрым делам дерево преобразилось.

В конце урока еще раз вернемся к мотивам доброделания православных христиан. Попросим назвать теперь уже три мотива, побуждающих христиан творить добро, и сообщим о том, что на следующем уроке мы продолжим говорить о мотивах доброделания.

Итак, в ходе данного мастер-класса мы постарались проиллюстрировать применение культурологического подхода к обучению основам православной культуры на примере темы “Чудо в жизни христианина”. Целью этого урока была информированность учащихся о мотивах доброделания православных христиан. Первоисточником являлся морально-нравственный опыт предшествующих поколений (рассказ о старце Павле). Применялись методы эмпатии и отчуждения, отсутствовала императивность. Надеемся, что учащиеся будут воспринимать мир православной культуры как часть родной истории и традиций своего народа.