Цели:
- формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
- дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкий согласный звук [н];
- развивать умение аргументировать свою точку зрения уместными примерами;
- способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу обучения, формированию самостоятельности и самооценки.
- развивать умение аргументировать свою точку зрения уместными примерами.
Технология: здоровьесберегающая по системе В.Ф.Базарного
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- сенсорный крест;
- экологическое панно;
- карточки: звонкие, глухие;
- мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
1. Организационный момент (слайд 2)
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить здоровье и радость. Садитесь.
Руки. На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
2. “Сенсорный крест” (скрытая гимнастика для глаз по методике В.Ф.Базарного): (При вращении “сенсорного креста” дети вслух прочитывают на карточках и определяют “лишнее”).
Зеленеет, город, дождь, улыбка.
- Прочитайте слова.
- Что объединяет эти слова? (орфограммы в корне слова)
- Чем они отличаются? (разные орфограммы в корне слова)
- Какое слово лишнее? Почему?
- Сформулируйте тему урока (парные согласные) (слайд 3)
- Открыли тетради, написали число, классная работа.
- Назовите парные звонкие и глухие согласные
Б (бэ)п (пэ) в (вэ)ф(эф) г (гэ) к(ка) д (дэ) (тэ) ж (жэ)ш (ша) з (зэ) с (эс)
Минутка чистописания.
бп вф гк дт жш зс
3 Постановка целей урока.
Чтобы наш урок был успешным, мы должны поставить определённые цели.
- Каких целей мы должны достичь на уроке? (слайд 4)
- Я научусь...
- Я сумею...
- Я узнаю...
Произношение, каких согласных (парных или непарных) может расходиться с их обозначением?
Парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо.
Цель: научиться находить слова с парными звонкими и уметь их проверять
либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный и ещё какой-то ...(звук)
4. Работа в тетрадях.
- Запишем слова с парными согласными в корне.
- Какое слово запишем сначала? (проверочное) Почему?
(слайд 5)
- Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание согласных букв в корне слова? ( Можно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
Вывод: Согласные в корне слова можно проверить одним и тем же правилом (слайд 6)
- Городок, горожанин – город.
- Дождик, дождевой – дождь.
- Улыбочка, улыбаться – улыбка.
(слайд 7)
Парные согласные –
Самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
5. Работа с экологическим панно.
- Назовите слова с парными звонкими и глухими согласными.
Снег, лёгкий, сугроб, медведь, след, лёд, гладкий, избушка, на ножках, холод, скользкий, дуб (слайд 8)
- Назовите антонимы:
Медведь стар? молод; болен? здоров; груб? вежлив.
- Придумайте предложение с одним из слов.
6. Траектория-волна.
Я тоже составила предложение, но оно рассыпалось. Помогите его собрать. (слайд 9-10)
Бурый медведь часто ловит рыбку.
Синтаксический разбор предложения (1 ученик)
7. Работа с фразеологическими оборотами (слайд 11)
Алёна работала с фразеологическим словарём. Она назовёт фразеологизмы, а вы постарайтесь объяснить их значение.
1. Медведь на ухо наступил. У кого нет музыкального слуха. Н. Петь любит, но слуху нет.
2. Медвежий угол. Разг. Глухая, отдалённая провинция.
9. Физкультминутка для глаз (слайд 12-14)
8. Сейчас вы будете работать в парах. Будьте дружны, помогая друг другу.
(слайд 15)
- Составь рассказ из предложенных слов и словосочетаний, предварительно их “вылечив”.
(Текст на карточках).
Школьники, де_ский са_, ребятишки, игру_ки, заво_ной парово_, читать ска_ку, загадывать зага_ки.
- Назовите в тексте слова с парными согласными.
- Прочитайте, какой текст у вас получился?
- Вспомните и скажите, какой это текст?
- Докажите.
- А вы почувствовали в работе плечо друга?
9. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
Открыли учебник на стр.84, упр.45. (слайд 17)
Грибок, грибник, грибной, грибница – гриб.
Объясните значение слов грибник, грибница.
Лингвисты, языковеды - ученые, занимающиеся изучением языка.
С толковым словарём работали Богдан и Даша. Объясните значение слова.
В словаре С.И.Ожегова это слово трактуется так:
(слайд 17)
Грибник, м. – любитель собирать грибы; ж. грибница.
Грибница –
1.ж. грибница.
2. Вегетативное тело гриба.
3. Теплица для выращивания грибов (Шампиньоны)
4. Грибная похлёбка (прост.)
Грибной
Какое слово является проверочным? (Все)
Порассуждаем, являются ли слова грибной и грибник проверочными.
Да, идёт звонкий звук [н], поэтому слышится звонкий звук [б].
Изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук [н]. Можно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово (слайд 18)
10. Страна Фонетика (слайд 19)
- Прочитайте, какой совет даёт вам девочка.
[ Б‘э р‘и г‘и с‘ б‘э т, пака их н‘эт ].
Берегись бед, пока их нет.
- Как вы его понимаете?
- Выпишите слова с парными согласными. Объясните их написание.
11. Итог урока.
- Вот и подходит к концу наш урок.
- Как вы думаете, решили мы задачи, поставленные в начале урока?
- Пополнился ли ваш багаж знаний после урока? Я очень рада.
- Вот сейчас мы и проверим, как вы усвоили тему урока.
12. Проверочная работа (слайд 20)
Отгадайте загадки.
Молоток стук – постук,
Торчит в стене сук,
Постучи опять –
Будет не видать (гвоздь)Приглашает на урок
Нас заливистый ...(звонок).Деревянный кафтан,
В нём живёт цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать (карандаш)Клетка, линейка...
Цифры, слова...
Как я стараюсь,
Покажет она (тетрадь)Кафтан на мне зелёный,
И сердце как кумач,
Не вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч (арбуз)Шар земной передо мной,
Но совсем он небольшой (глобус)
- Соедините точки.
- Что у вас получилось? (цифра “5”) (слайд 21)
- Кто бы сегодня поставил себе пять за работу на уроке?
глухие звонкие 1. . 2. . 3. . 4. . 5. . 6. .
13. Вывод.
Парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкий согласный звук [н]; (слайд 22)
Например: тетради, тетрадный - тетрадь
14. Домашнее задание (слайд 23)
Дифференцированное
Парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкий согласный звук [н];
Например: тетради, тетрадный - тетрадь
15. Рефлексия (слайд 24)
У каждого есть листочек. Напишите на нём цифру:
- 1 – я уверен в своих знаниях.
- 2 – я сомневаюсь, надо ещё поработать!
Всем большое спасибо.