Базовый учебник: Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М.
Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.
Задачи:
обучающие
- Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
- Познакомить с крупнейшими реками России, мира.
- Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек
развивающие
- Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.
- Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
воспитательные
- Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира,
- воспитывать экологическую культуру.
- Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников
Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, физическая карта мира, физическая карта России, атласы, словарик по теме «Реки», презентация урока.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Установка познавательной задачи
- Целеполагание
- Изучение нового материала
- Первичная проверка понимания
- Изучение нового материала
- Практическая работа
- Изучение нового материала
- Подведение итогов. Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. Организационный момент. | |||
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Учащиеся включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками, с учителем | 1 мин. | |
2. Установка познавательной задачи | |||
слайд 1 | На интерактивной доске Слайд 1 учитель предлагает отгадать загадку «Бежит, бежит – не выбежит». | Учащиеся отгадывают загадку и называют тему урока | 1 мин. |
3. Целеполагание | |||
слайд 2 | Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) Слайд 2 - характеризует ход урока, последовательность изучения материала. |
Записывают тему урока | 1 мин. |
4. Изучение нового материала | |||
слайды 3, 4, 5 | Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике. Характеризует особенности строения реки по слайду 3, организует работу со словариком. По слайду 4 знакомит с видами истоков, организует работу с атласом. По слайду 5 объясняет особенности строения речной долины, организует работу с учебником с.87 рис. 57, словариком. |
Высказывают свои ассоциации со словом «река». Читают определение в учебнике стр. 87 Запись определения в тетрадь. Работают со словариком. Записывают в тетрадь виды истоков, находят истоки рек в атласе. Работают со словариком, рисунком учебника. |
10 мин. |
5. Первичная проверка понимания | |||
Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы | Работают в парах с картами атласа, словариком и настенной физической картой полушарий | 3 мин. | |
6. Изучение нового материала | |||
слайд 6 | По слайду 6 и словарику знакомит учащихся с особенностями питания и режимом рек. |
Работают со слайдом и словариком. | 7 мин. |
7. Практическая работа | |||
слайд 11 | Объясняет значение определений водораздел и речной бассейн и особенности их изображения на контурной карте. Иллюстрирует выполнение практической работы на интерактивной доске. Корректирует выполнение практической работы учащимся. | Работают со слайдом, словариком, атласом, контурной картой. | 10 мин. |
8. Изучение нового материала | |||
слайды 7, 8, 9 | Организует работу в группах по изучению особенностей равнинных и горных рек по тексту учебника с. 91-92, рис. 57,60. Обобщает полученные знания (слайд 7,8,9). |
Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек. | 6 мин. |
9. Подведение итогов. Рефлексия | |||
|
Отвечают на вопросы. | 2 мин. | |
10. Домашнее задание | |||
§ 30, выучить словарик, составить кроссворд по терминам темы. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | 2 мин. |