Урок русского языка по теме "Чередование Е, И в корнях слов". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: развитие умения использовать алгоритм орфографического правила; развитие способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; развитие способности оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; углубление понятия о чередовании; развитие умения различать омонимичные корни

Планируемый результат: получение знаний об орфограмме “Чередование букв е//и в корне слова”, развитие умения находить указанную орфограмму в слове, развитие умения составлять план текста, выполнение упражнений, направленных на определение указанной орфограммы в корне слова, а также выполнение графической работы.

Личностно-формирующая направленность урока: развитие эмоциональной сферы учащихся, их познавательных потребностей, рефлексивной культуры, развитие способности к актуальной самооценке и целеполаганию

ІІ. Блок инструментальный.

Задачи урока: изучить правило чередования букв е//и в корне слова; составить алгоритм анализа слова с орфограммой в корне; повторить основные черты литературной сказки; составить план сказки

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебно-методический комплекс: “Русский язык. 5 класс” под ред. Л. М. Рыбченковой

Оборудование: цветные карточки для проведения оценки учащимися своей деятельности, лист ватмана с изображением парусного корабля, цветные стикеры-наклейки.

Содержание учебного материала

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания

1. Устный опрос по теме “Чередование”:

Приложение 1.

Дайте определение понятию чередование (Приложение 1, слайд 1);

Назовите пары слов из упражнения 213, в которых происходит чередование (Приложение 1, слайд 2);

У доски. Раскройте скобки и графически объясните свой выбор. (Учащийся идет отвечать к доске в тот момент, когда класс называет слова с чередованием) (Приложение 1, слайд 3)

III. Изучение нового материала

1. Запись в тетрадях числа и вида работы. Попросить учащихся оставить одну строку для записи темы

2. Запись однокоренных слов к глаголу добраться (добираться, доберусь, добрался) (Приложение 1, слайд 4)

Вопрос: В чем особенность данных слов? (слова должны быть записаны в тетрадь!)

3. Формулирование темы и задач урока

Запись в тетради темы урока (Приложение 1, слайд 5)

4. Обратить внимание учащихся на рубрику “Компьютер” на странице 96 учебника, где приведены пары слов с чередованием е//и ы корне слова (соберу – собирать, удеру – удирать, замер – замирать, запер – запирать, тереть – затирать, стелить – застилать); обратить внимание учащихся, что при правильном написании слова с гласной буквой и в корне получится имя Ира.

Задание: выявить закономерность в приведенных парах слов (один учащийся формулирует правило; второй учащийся читает правило в учебнике; третий учащийся повторяет правило после прочитанного (Приложение 1, слайд 6)

5. Выполнение упражнения 214 учебника (Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму “Правописание корней с чередованием е//и” графически.

Соб..ру портфель, заб..раю пальто из гардероба, уд..рёшь от погони, прод..раюсь сквозь чащу, зам..р от испуга, ум..рать от восторга, отп..реть дверь ключом, уп..раться ногами, заст..лть постель, расст..латься по земле.)

Два человека выполняют работу у доски, третий (из числа уже отвечавших в течение урока) проверяет их работу. Трое учащихся получают оценки за данное упражнение.

6. Выполнение упражнения 217 учебника (Выберите подходящий глагол. Запишите полученные предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически.

1) Я люблю (переб..рать, переб..ру) старые фотографии. 2) До самого горизонта (расст..лалась, расст..лилась ) степь. 3)  этом поселке двери своих домов никто никогда не (зап..рал, зап..р). 4) После обеда я буду (прот..рать, прот..реть) полы в кухне. 5) Динозавры (вым..рли, вым..рали) много миллионов лет назад.

Учащиеся объясняют выбор глагола, а также его написание.

IV. Закрепление изученного материала.

1. А теперь, дорогие друзья, я вам предложу создать сказку о приключениях корней с чередованием. Для этого давайте вспомним особенности русской волшебной сказки, какие элементы включаются в текст волшебной сказки? (Приложение 1, слайд 7)

Примерные ответы учащихся:

  • особая композиция (присказка, зачин, концовка...);
  • троекратное повторение;
  • положительные и отрицательные герои (наличие героев-помощников и героев-вредителей);
  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы ;
  • чудесные превращения;
  • добро побеждает зло.

2. Любая сказка начинается с присказки. На слайдах вы видите примеры присказок. Давайте прочитаем их вслух (один учащийся читает вслух). А теперь я попрошу вас записать любую понравившуюся вам присказку себе в тетрадь, она вам еще пригодится (Приложение 1, слайды 8, 9, 10). Учащиеся получают раздаточный материал, в котором приведены все примеры элементов русской волшебной сказки (Приложение 2)

  • Без присказки сказки - что без полозьев салазки.
  • Начинается сказка, начинается побаска - сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
  • Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает.
  • Были тут две избушки, печки муравленые, потолки черных соболей, жили тут двенадцать богатырей.
  • Сидели Ермаки - высокие колпаки, сидели Ермошки - длинные ножки.
  • Стоял столб точеный, золоченый, на столбе птица - синяя синица, красные перышки.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела, летала, летала...
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • Далеко от нас было - не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.
  • Жил царь на царстве как сыр на скатерти.
  • Реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки.
  • Разодрались комар с мухой. Комар укусил муху, а муха-то - слепня, а слепень-то - шершня, а шершень-то - воробья. И пошел тут бой - не разлить бойцов водой. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.

3. После присказки следует в сказке зачин. Посмотрите, пожалуйста, на слайды. Здесь вы увидите пример зачинов. Давайте прочитаем их вслух (Приложение 1, слайды 11, 12)

  • Не белые лебеди по небу вереницей летят, а русские люди сказку говорят.
  • Сказка — быль не быль, да и не вранье, а бывальщина старых годов. Верьте ей не верьте, а слушать слушайте до конца: конец — всему делу венец.
  • А ведь пословица не мимо молвится: не любо — не слушай, а врать не мешай.
  • Да то еще не сказка, а присказка, сказка-то впереди будет.
  • Начинается наша сказка от правды, растет на выдумке, жнут ее вымыслом, молотят шутками, провевают прибаутками, продают за ласковое слово сказочнику. Просим теперь, честные господа, пожалуйте сюда нашей сказки послушать! Нашли мы ее в свитках старинных, на столбах длинных, разбирали по складам три дня с подденком. Чего не разобрали — не осудите: свитки были ветхие, а скоропись на них нечеткая.
  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был...
  • В некотором царстве, в некотором государстве...
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве...
  • Жили-были...
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве...
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве...

Я вам предлагаю, дорогие друзья, заменить название царства, оно у нас будет Царство Орфография.

4. Теперь необходимо придумать, что же приключилось с корнями с чередованием в нашей сказочной стране Орфографии. Итак, корни с чередованием будут в нашей сказке (героями). Нам нужны еще (герой-помощник и герой-вредитель). Кого вы можете предложить на эти роли? (например, в моей сказке героем-вредителем будет Двоечник, нарушивший мирную жизнь Царства Орфография тем, что не желал учить Правила; а героем-помощником станет Волшебное Перо, которое будет исправлять его ошибки. Много препятствий придется преодолеть героям моей сказки. Они будут преодолевать Горы Ошибок, Болота Небрежности и сражаться со Злыми Двойками). Запишите в тетради, кто станет в вашей сказке героем-помощником, а кто – героем-вредителем.

5. После того, как мы с вами расскажем всем о приключениях наших героев, нам нужно придумать концовку сказки. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем вслух варианты концовок (Приложение 1, слайды 13, 14)

  • На дворе у них была лужа, а в ней щука, а в щуке-то огонец; этой сказочке конец.
  • Сама она – радость, в глазах её – ласка. Тут пир начался, и кончилась сказка
  • Устроили пир на весь мир, и я там был, и мёд я пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Когда каша сварится, тогда и сказка продлится
  • Стали жить-поживать – добра наживать.
  • И сейчас живут – хлеб жуют.
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

6. Так, у вас в тетрадях сейчас получился план-схема сказки.

V. Домашнее задание. Дома вам необходимо будет записать вашу сказку в тетрадь, опираясь на записанный на уроке план-схему. Может быть, кто-то из вас захочет оформить свою сказку и сделать к ней иллюстрации. За это я поставлю вам дополнительную оценку (Приложение 1, слайд 15)

VI. Рефлексия.

  • Давайте еще раз повторим правило, которое вы узнали сегодня на уроке.
  • Скажите, что нового сегодня на уроке вы узнали? Что из ранее изученного повторили?
  • Что было вам на уроке трудно, а что на уроке понравилось?
  • Хотели бы вы еще на уроках русского языка применять подобную форму работы?

VII. Учащиеся, получившие оценку на уроке, кладут дневники на стол учителю.