Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от способности обучающегося к совершенствованию своих знаний и опыта, гибкости его мышления, активности человека, способности добывать знания самостоятельно. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону образования. Принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств и методов обучения приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Распространение в образовательных учреждениях методов и технологий проектной и исследовательской деятельности обучающихся направлено на формирование у них способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Значимость проектной технологии заключается в том, что она ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой путём самообразования. В настоящее время актуальными являются две разновидности проектирования: проектная деятельность обучающихся (метод проектов) и педагогическое проектирование.
Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность обучающегося – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнёров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. В процессе работы над проектом каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, используя для этой цели знания из разных областей (коммуникативные и информационно-технологические умения), ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие обучающихся и преподавателя между собой и в проектных группах, возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. Работа над проектом позволяет педагогу выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу. Не менее важно то, что активное включение участника проекта в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Всё это развивает чувство ответственности обучающихся, повышает их мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность.
Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю преподавателя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Для организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе педагогу необходимы знания типологии проектов и классификации проектов по ведущему методу деятельности.
Применяя предложенную типологию проектов, можно условно определить следующие признаки:
По методу, доминирующему в проекте:
- исследовательский;
- творческий;
- игровой;
- информационный;
- практико-ориентированный.
По характеру координации:
- непосредственный;
- со скрытой координацией.
По характеру контактов:
- внутренние;
- региональные;
- международные.
По число участников:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
По продолжительности проведения:
- краткосрочный - (разработан на нескольких занятиях);
- среднесрочный - (от недели до месяца);
- долгосрочный - (от месяца до нескольких месяцев и более).
Предложенная классификация учебных проектов по ведущему методу деятельности применима к любой предметной области, например биология, химия и др. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Рассмотрим некоторые из них.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике “дизайн – петли”: определение потребности; исследование (дизайн – анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и т.д.).
Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных или деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.д. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Информационно-поисковые проекты – это тип проектов, призванный научить обучающихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).
Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. В заключение необходима качественно организованная презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта (персональное представление проектировщиком готового изделия в рамках подведения итога по теме образовательной программы или итоговой аттестации обучающегося, участие в выставке, конкурсе, олимпиаде и т.д.)
Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение студентом или группой студентов какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.
Этапы в создании проектов.
- Выбор проблемы.
- Постановка целей.
- Постановка задач (подцелей).
- Информационная подготовка.
- Образование творческих групп (по желанию)
- Внутригрупповая или индивидуальная работа.
- Внутригрупповая дискуссия.
- Общественная презентация.
В структуре учебного проекта можно выделить следующие компоненты:
1. Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы в виде презентации с применением ИКТ. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
6. Подготовленный продукт проекта может быть представлен Портфолио, т.е. это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Итак, проект – это “шесть П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио.
Важное правило проекта: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. И всё же, в педагогическом проектировании, в создании учебного проекта роль педагога доминирующая. Он является энтузиастом, повышающим мотивацию обучающихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели, и руководителем в вопросах планирования (определение проблемы, концепции, постановка целей и задач, выдвижение гипотезы), координатором всего процесса.
Практическое применение. Для организации работы по биологическому и химическому образованию в образовательных учреждениях СПО метод проектов может быть использован как в урочной, так и во внеклассной работе. При формировании учебно-методического комплекта по дисциплинам “Биология”, “Химия” (технический профиль, естественно-научный профиль) на основании Программ учебных дисциплин, предназначенных для изучения биологии и химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, педагогическое проектирование было направлено на разработку учебных проектов по тематике самостоятельной работы студентов. Были предложены темы информационно-поисковых проектов междисциплинарной направленности и начата работа: проекты “Наше будущее в нанотехнологиях”, “Энциклопедия учёных - химиков, биологов”, “Химические элементы ПСХЭ Д.И.Менделеева”, “Металлы и наш организм”, “Наследственные заболевания человека”, “Биотехнологии – настоящее и будущее” и др. Во внеклассной работе, выявив проблемы молодёжного досуга, слабой экологической грамотности, была начата работа над информационными проектами “Скажем “Да!” экотуризму”, “Познай свой край” (+ виртуальные экскурсии по Байкалу, Аршану, Шумаку и др.), “Вредные привычки”, “Составляющие ЗОЖ” и др. Продолжается работа над информационно-методическим проектом “Помоги себе сам” (начат в 2007 г.), с обязательным “продуктом” проекта – рекомендации по сохранению здоровья педагогов. Следующим шагом в педагогическом проектировании считаю выход на следующий уровень – практико-ориентированные проекты, предполагающие практический выход, определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем.
Литература.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии
- обучения//Директор школы.1995.№6
- Кулькевич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно-практическое пособие. – Ростов н/Д:Учитель,2005.
- Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно – методическое пособие для повышения квалификации работников образования. – М.: АПКиПРО, 2002 г.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работниковобщеобразовательных учреждений – 3-е изд., испр.и доп.- М., АРКТИ,2006.