Проектная деятельность как одно из направлений совместной учебно-методической работы преподавателя и обучающегося

Разделы: Общепедагогические технологии


Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от способности обучающегося к совершенствованию своих знаний и опыта, гибкости его мышления, активности человека, способности добывать знания самостоятельно. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону образования. Принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств и методов обучения приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Распространение в образовательных учреждениях методов и технологий проектной и исследовательской деятельности обучающихся направлено на формирование у них способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Значимость проектной технологии заключается в том, что она ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой путём самообразования. В настоящее время актуальными являются две разновидности проектирования: проектная деятельность обучающихся (метод проектов) и педагогическое проектирование.

Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность обучающегося – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнёров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. В процессе работы над проектом каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, используя для этой цели знания из разных областей (коммуникативные и информационно-технологические умения), ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие обучающихся и преподавателя между собой и в проектных группах, возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. Работа над проектом позволяет педагогу выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу. Не менее важно то, что активное включение участника проекта в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Всё это развивает чувство ответственности обучающихся, повышает их мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность.

Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю преподавателя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Для организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе педагогу необходимы знания типологии проектов и классификации проектов по ведущему методу деятельности.

Применяя предложенную типологию проектов, можно условно определить следующие признаки:

По методу, доминирующему в проекте:

  • исследовательский;
  • творческий;
  • игровой;
  • информационный;
  • практико-ориентированный.

По характеру координации:

  • непосредственный;
  • со скрытой координацией.

По характеру контактов:

  • внутренние;
  • региональные;
  • международные.

По число участников:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые.

По продолжительности проведения:

  • краткосрочный - (разработан на нескольких занятиях);
  • среднесрочный - (от недели до месяца);
  • долгосрочный - (от месяца до нескольких месяцев и более).

Предложенная классификация учебных проектов по ведущему методу деятельности применима к любой предметной области, например биология, химия и др. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Рассмотрим некоторые из них.

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике “дизайн – петли”: определение потребности; исследование (дизайн – анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и т.д.).

Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных или деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.д. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационно-поисковые проекты – это тип проектов, призванный научить обучающихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. В заключение необходима качественно организованная презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта (персональное представление проектировщиком готового изделия в рамках подведения итога по теме образовательной программы или итоговой аттестации обучающегося, участие в выставке, конкурсе, олимпиаде и т.д.)

Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение студентом или группой студентов какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.

Этапы в создании проектов.

  1. Выбор проблемы.
  2. Постановка целей.
  3. Постановка задач (подцелей).
  4. Информационная подготовка.
  5. Образование творческих групп (по желанию)
  6. Внутригрупповая или индивидуальная работа.
  7. Внутригрупповая дискуссия.
  8. Общественная презентация.

В структуре учебного проекта можно выделить следующие компоненты:

1. Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы в виде презентации с применением ИКТ. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

6. Подготовленный продукт проекта может быть представлен Портфолио, т.е. это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Итак, проект – это “шесть П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио.

Важное правило проекта: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. И всё же, в педагогическом проектировании, в создании учебного проекта роль педагога доминирующая. Он является энтузиастом, повышающим мотивацию обучающихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели, и руководителем в вопросах планирования (определение проблемы, концепции, постановка целей и задач, выдвижение гипотезы), координатором всего процесса.

Практическое применение. Для организации работы по биологическому и химическому образованию в образовательных учреждениях СПО метод проектов может быть использован как в урочной, так и во внеклассной работе. При формировании учебно-методического комплекта по дисциплинам “Биология”, “Химия” (технический профиль, естественно-научный профиль) на основании Программ учебных дисциплин, предназначенных для изучения биологии и химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, педагогическое проектирование было направлено на разработку учебных проектов по тематике самостоятельной работы студентов. Были предложены темы информационно-поисковых проектов междисциплинарной направленности и начата работа: проекты “Наше будущее в нанотехнологиях”, “Энциклопедия учёных - химиков, биологов”, “Химические элементы ПСХЭ Д.И.Менделеева”, “Металлы и наш организм”, “Наследственные заболевания человека”, “Биотехнологии – настоящее и будущее” и др. Во внеклассной работе, выявив проблемы молодёжного досуга, слабой экологической грамотности, была начата работа над информационными проектами “Скажем “Да!” экотуризму”, “Познай свой край” (+ виртуальные экскурсии по Байкалу, Аршану, Шумаку и др.), “Вредные привычки”, “Составляющие ЗОЖ” и др. Продолжается работа над информационно-методическим проектом “Помоги себе сам” (начат в 2007 г.), с обязательным “продуктом” проекта – рекомендации по сохранению здоровья педагогов. Следующим шагом в педагогическом проектировании считаю выход на следующий уровень – практико-ориентированные проекты, предполагающие практический выход, определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем.

Приложение.

Литература.

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии
  2. обучения//Директор школы.1995.№6
  3. Кулькевич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно-практическое пособие. – Ростов н/Д:Учитель,2005.
  4. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно – методическое пособие для повышения квалификации работников образования. – М.: АПКиПРО, 2002 г.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работниковобщеобразовательных учреждений – 3-е изд., испр.и доп.- М., АРКТИ,2006.