Воспитание и обучение ученика-пианиста – сложный и многогранный процесс, в котором происходит выявление и раскрытие его способностей, их гармоническое развитие. Одним из непременных условий этого развития является приобщение к миру полифонической музыки.
Вся фортепианная литература полифонична. Прежде всего следует научить ребенка выразительному и певучему исполнению одноголосных песен – мелодий (например: русские народные песни «Ходила младешенька по борочку», « Коровушка», польская народная песня «Висла» и др. из «Школы игры на фортепиано» Николаева). В дальнейшем этот навык переходит на сочетание двух мелодий в легких полифонических пьесках. Этот переход является естественным, что способствует сохранению интереса к полифонической музыке в дальнейшем.
Работу над полифонией нужно начинать с простого, доступного ученику материала, подбирать пьески с постепенным усложнением полифонических трудностей. Ученик должен познакомиться с основными видами полифонии, отличать их друг от друга, должен научиться работать над этими произведениями.
Полифония может быть подголосочной, контрастной, имитационной.
Подголосочная полифония свойственна славянской музыке, в произведениях этого типа легко отличить главный голос от сопровождающих голосов, более развитым является солирующий голос, остальные голоса играют роль сопровождения. В интонационном отношении они родственны главному голосу (в контрастной полифонии такой связи нет). Примерами могут явиться пьесы М. Крутицкого «Зимой», Д.Кабалевского « Ночью на реке», Д. Левидовой «Колыбельная» и т. п.). Сопровождающие голоса могут не просто подпевать, но придать новый характер звучанию, например, « Кума» Александрова, в начале которой мы слышим спокойный характер, в конце – танцевальный. Содержание должно быть понятно ученику (слова наталкивают на содержание).
Следующим этапом является знакомство с понятием имитации, где мелодия появляется в разных голосах попеременно. Сопрано и бас – имитация (бас «передразнивает» сопрано), мелодия перемещается из одного голоса в другой. Простейшие примеры для знакомства: Гедике «Ригодон» ор.46 №1, К. Лонгшамп-Друшкевичова «Два приятеля», Мясковский «Беззаботная песенка». В имитационной полифонии трудно сказать, какой голос главный, в интермедиях – верхний голос. С имитационной полифонией знакомимся на различных пьесах, фугеттах, фугах. Далее можно перейти к понятию канона (т.е. имитация всего произведения). Наложение голосов происходит не сразу. Сначала верхний голос, почти кончился – вступает нижний, потом на середине 2-й голос. Канон в переводе с греческого означает образец, правило. В качестве начального материала можно использовать примеры: Р. Леденев. Маленький канон (F-dur), русская народная песня «На речушке, на Дунае» в обработке С. Ляховицкой и Л. Баренбойма, И.Хуторянский «Маленький канон» (d-moll), русская народная песня « Ах, ты, зимушка» в обработке И. Берковича.
В двухголосных полифонических пьесах имитацию стараться подчеркнуть не динамикой, а тембром, отличным от другого голоса. Если верхний голос играть звонко, а нижний – легко и тихо, то имитация будет слышна яснее, чем при громком ее исполнении. Именно такая манера игры выявляет наличие 2-х самостоятельных голосов, что является основой в полифонии. Т. е. динамика – это не лучшее средство сделать тему в любом голосе ясно различимой. Слышно не то, что громко, а то, что имеет свой особый, отличный от другого голоса тембр, фразировку, артикуляцию. Легкое звучание басового голоса хорошо контрастирует с звонким «пением» верхнего и воспринимается более отчетливо, чем громкое исполнение имитации.
В контрастной полифонии мы всегда найдем главный голос. Мелодически он очень развит .Остальные голоса развиты слабо, они гармонически поддерживают главный голос. Для знакомства с этим видом полифонии используем «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», произведения добаховской полифонии Фрескобальди, Маттесона и др. При прохождении этих пьес приобретаются навыки исполнения самой полифонии, развивается чувство формы, достигается звуковое разнообразие.
В занятиях с учеником надо стараться включать в работу произведения различных стран, эпох, обращать внимание ученика на народность ( скрытые песенность, танцевальность), раскрывать эстетическое богатство и художественное очарование полифонии, научить любить эту музыку. Полифонические произведения должны стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика и даже ключом к пониманию всех музыкальных стилей.
«Смотрите на голоса как на личности, а многоголосное произведение как на беседу между личностями. Каждая личность должна говорить хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, пусть молчит, пока до нее не дойдет очередь». (И.С. Бах).
«Когда говорят многие люди – это какофония, когда говорят многие голоса – божественная гармония». (Серов).
Список литературы:
- Б. Милич. Фортепиано. 1-й класс.
- Пьесы, полифонические произведения. Хрестоматия для ф-п 1-4 класс. Изд. Москва, «Музыка», 1998г.
- Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста.
- И. Браудо.Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
- Артоболевская. Первая встреча с музыкой.
- Баренбойм. Путь к музицированию.
- Калинина. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. 1974г.